Так была перевернута последняя официальная страница парусной Олимпиады 1976 г. Отчеты об этих захватывающих соревнованиях стали достоянием широкой прессы и легли на архивные полки всех организаций, занимавшихся парусной программой Игр: Оргкомитета Монреаля (КОЖО), Международного олимпийского комитета (МОК), ИЯРУ. Один экземпляр официального отчета — личный подарок председателя Оргкомитета парусной регаты в Кингстоне полковника в отставке Кеннела Джонса — лежит передо мной. Теперь это не только сувенир, но и самый, пожалуй, актуальный рабочий материал для советского подготовительного комитета олимпийской регаты 1980 года в Таллине.
Ибо сейчас часы уже начали отсчитывать время грядущей XXII Олимпиады. Надо не только не потерять накопленный опыт организации проведения самих Игр, подготовки и участия в них спортсменов, но и суметь увидеть просчеты, ошибки, сделать правильные выводы из поражений, найти причины не-сбывшихся мечтаний, неоправдавшихся прогнозов спортсменов и тренеров, всех работников физкультуры и спорта. Ведь в спортивной, как и в любой другой науке, неправильно выбранный путь либо отрицательный результат должны вести к новому настойчивому поиску оптимального решения путей дальнейшего совершенствования мастерства и моральных качеств спортсмена.
В материалах новой рубрики «Навстречу Олимпиаде», открытой в сборнике, будут освещаться вопросы подготовки парусной регаты XXII Олимпиады, публиковаться выдержки из наиболее важных решений Оргкомитета «Олимниада-80», Спорткомитета СССР, ИЯРУ, международных ассоциаций классов, Федерации парусного спорта СССР. Помимо кратких отчетов о прошедших олимпийских соревнованиях в Кингстоне, будет опубликована информация о ходе строительства центра парусного спорта в Таллине, подготовке к выпуску олимпийской модели швертбота-одиночки класса «Финн», участии советских яхтсменов в крупнейших международных соревнованиях и чемпионатах, работе советских представителей в международных парусных организациях и многое другое.
В этом номере мы расскажем о том, как был восстановлен олимпийский статут класса «Звездный».
Снова — «Звездный»
Определенно, этот сверкающий золотом танцевальный зал «Гайднарк отеля», одного из самых фешенебельных отелей Лондона, сегодня походил на встревоженный улей. Только что закончились дебаты. По углам шушукались конгрессмены, то там, то здесь слышались ядовитые смешки. Сам президент ИЯРУ заметно нервничал, — еще бы, старожилы пе могли припомнить подобного «финала» ассамблеи за всю историю Парусного Союза!
Несколько минут ожидания, и в дверях показывается Генри Морган — старейший из мультимиллиардеров Морганов. Здесь он в роли одного из патриархов ИЯРУ, почетных членов Союза. Именно ему доверили вскрыть бюллетени уже четвертого но счету тура, но теперь уже тайного голосования! А вдруг и оно не соберет необходимого числа голосов, чтобы, наконец определить программу парусной регаты олимпийских игр 1980 года в Таллине?
«При вскрытии бюллетеней, — медленно начал растекаться по залу сочно пропитанный американизмами голос председателя счетной комиссии, — оказалось: за килевую яхту-тройку «Солинг» подано 22 голоса (100% от числа голосовавших), за швертбот-одиночку «Финн» — 20 голосов, за швертботы-двойки «470» и «Летучий Голландец» — но 19, за катамаран «Торнадо» — 17, за килевую яхту-двойку «Звездный»... 13 голосов!»
Итак, «Звездник» вновь включен в программу олимпийской регаты! «Чертова дюжина» решила судьбу этого класса. Интересно вспомнить один комментарий по поводу этого класса известного английского обозревателя соревнований по парусному спорту Джека Найтса, опубликованный в «Сэйл Мейл» еще до принятия решения ИЯРУ:
«Постоянно растущие голоса за превращение «Звездного» в олимпийский класс — такое же реакционное явление, как и имеющее еще место в Англии требование о введении смертной казни через повешение. Боже мой! «Звездный» появился еще до того, как фаэтон должен был уступить дорогу автомобилю! Его технические допуски слишком велики и таинственны для современного олимпийского класса».
Таким образом всему парусному миру стало ясно, что затянувшийся и весьма дорогостоящий эксперимент ИЯРУ но постоянной замене олимпийских классов потерпел очередное фиаско — как и при попытках заменить «Финн» и «Летучий Голландец»1. Всего один олимпийский цикл «Звездник» отсутствовал в списке олимпийских яхт и вновь вернулся, заменив один из самых молодых классов «Темнеет». Но об этом, пожалуй, стоит рассказать подробнее. Ведь из этого факта необходимо извлечь уроки на будущее!
Вернемся к первому заседанию Комитета политики и организации классов ИЯРУ (СРОС ИЯРУ) в Сиднее, где впервые разгорелась дискуссия но вопросу формирования программы регаты Олимниады-80. Именно СРОС призван но правилам ИЯРУ скрупулезно изучать все аспекты данной проблемы и выносить окончательные рекомендации на утверждение Постоянного комитета ИЯРУ. Может быть, из-за важности этих вопросов, Комитет политики и организации классов возглавляет сам президент Союза Б. Кроче. Его членами являются и все вице-президенты Союза, а также ряд членов Постоянного комитета. Так что не трудно предположить — при таком составе эти «рекомендации» практически являются окончательными решениями ИЯРУ.
Разговор начался с обсуждения принципов отбора олимпийских классов. Федерация парусного спорта СССР приветствовала наметившуюся за последнее время тенденцию замены дорогостоящих типов судов более дешевыми: исключение килевой яхты «формульного» класса «И5,5» и включение швертбота-двойки «470». Где-то в середине шкалы стоимостей находится катамаран «Торнадо», несколько дешевле «Звездника» был и «Темнеет». Однако паше предложение зафиксировать эту тенденцию, превратив ее в узаконенный принцип дальнейшего отбора олимпийских классов, не получило необходимого большинства. Тогда участники договорились не принимать специального решения, приняв этот принцип в виде джентльменского соглашения (в практике международных организаций существует и такая форма договоров и соглашений).
Этот вопрос не получил своего решения и па ноябрьском заседании СРОС в 1975 г. в Лондоне. Только советская делегация продолжала отстаивать свою четкую линию, направленную на максимальную стабилизацию программы олимпийской парусной регаты, снижение стоимости как самих судов, так и участия спортсменов в этих крупнейших соревнованиях, что позволило бы привлечь на олимпийские регаты большее число национальных федераций, особенно из развивающихся стран. К тому времени мы уже имели мнение ведущих парусных центров СССР но вопросу выбора олимпийских классов; 68% всех областных, краевых и республиканских федераций парусного спорта высказались за сохранение всех шести классов в олимпийской программе, 16% — считало целесообразным вернуться к пяти классам. Единогласно федерации высказались за сохранение в программе XXII Олимпиады классов: «Финн», «470», «Солинг»; «Летучему Голландцу» были отданы симпатии 88% и катамарану «Торнадо» — 60% участников обсуждения. Только одна треть федераций высказалась за сохранение в программе следующих игр «Темпеста», несмотря на то, что в этом классе экипаж с рулевым заслуженным мастером спорта СССР Валентином Манкиным является чемпионом XX Олимпийских игр и серебряным призером Кингстонской регаты.
На заседании СРОС в Хельсинки в мае 1976 г. массированное давление на участников было оказано со стороны довольно сильного крыла Союза — комитета крейсерских гонок. Явным претендентом на титул олимпийского класса стал швертбот-одиночка «Лазер». С другой стороны, на стол комитета ложились все новые и новые справки, таблицы, письма знаменитых спортсменов и ассоциаций классов, доказывающих, что ни один из признанных ранее олимпийских классов не собирался уступить без боя своего места.
Большинство членов СРОС высказалось за сохранение кингстонской программы (в порядке исключения) и на 1980 г. Бремя инфляции сильно сказалось и на бюджетах национальных федераций, международных ассоциаций классов судов капиталистических стран да и самого ИЯРУ! — Об этом вынужден был сказать Бенне Кроче. ИЯРУ не могло не считаться с просьбами национальных федераций, просивших не менять классы.
Решение СРОС было опубликовано и разослано по всем национальным федерациям. В штаб-квартиру Союза начали поступать письма с выражением «несогласий». Прислали свои заявки на включение в программу олимпиады ассоциации швертботов «Лазер» и «Мот-Европа», потребовали возвращения в олимпийскую семью «Дракон» и «Звездный».
Справедливости ради надо сказать, что ассоциация класса «Звездный» продолжала вести активную жизнь и после исключения класса из олимпийской программы. Своим чередом проходили чемпионаты Европы, мира, значительно росла численность и самих яхт. В 1972 г. советские представители голосовали против исключения этого тогда еще популярного в нашей стране класса. Но тогда один-два голоса перетянули чашу в сторону его исключения. После этого многие страны прекратили развитие «Звездного» класса. Традиции были утеряны, имевшийся флот потерял свою притягательную олимпийскую силу. Часть судов превратилась из гоночных в спортивно-прогулочные. Тем не менее СРОС был втянут в новую затянувшуюся дискуссию по этому вопросу на ноябрьском (1976 г.) заседании постоянного комитета ИЯРУ.
Ничто не предвещало бури во время заключительного заседания Постоянного комитета. Но вдруг Ф. Рохат (Швейцария) потребовал тайного голосования по вопросу определения олимпийских классов на 1980 г. По существу вопрос заключался в выборе между «Темпестом» и «Звездным», так как никаких других новых предложений от членов комитета не поступило. В целом состав олимпийского «комплекта» — килевая яхта-тройка, два швертбота-двойки, катамаран, швертбот-одиночка и килевая яхта-двойка — был одобрен единогласно. И вот, наконец, последний спор был решен в пользу «Звездного», а прошедшие дебаты липший раз убедили всех воочию, что политика развития классов ИЯРУ требует коренного пересмотра. Постоянный комитет фактически расписался в своей ошибке, заключавшейся в преждевременном включении в олимпийскую программу нового, еще не получившего тогда должного распространения в мире класса «Темпест».
Тремя днями раньше советская делегация на заседании комитета СРОС внесла предложение разработать перспективы по долгосрочному развитию олимпийских классов судов, принципам их отбора на последующие Олимпиады, а также по привлечению к участию в олимпийских регатах большего числа спортсменов из малых, особенно развивающихся стран. Предложение нашей делегации было принято единогласно и создана рабочая группа под председательством П. Талберга (Финляндия) по его реализации.
Из истории «Звездника»
Проект яхты «Звездного» класса разработан еще в 1911 г. американским конструктором Вильямом Гарднером по заказу Пола Корри, который до того в течение пяти лет ходил на подобной же яхте, но меньших размерений, спроектированной тем же автором.
Первые 22 «звездника» были построены на верфи Смита в Порт-Вашингтоне (близ Нью-Йорка) и впервые приняли участие в гонках 30 мая 1911 г. во время регаты, организованной яхт-клубом Гарлема.
Первоначально «Звездный» класс имел гафельное вооружение. В 1921 г. гафельный грот заменили широким бермудским парусом, а еще восемью годами позже гик был укорочен, мачта стала длиннее и яхта получила вооружение, которое сохранилось и по сей день.
В 1932 г. «Звездный» впервые участвовал в Олимпийской регате, а всего гонки на яхтах этого класса включались в программу Олимпиад девять раз (это рекорд!) — вплоть до 1972 г.
Первый «звездник» из стеклопластика был построен в 1966 г. американской фирмой «Липпинкот»; годом позже на яхтах этого класса появился рангоут из легкого сплава.
В конце 1976 г. Международная ассоциация «Звездного» класса выдала очередной яхте регистрационный номер 6020. За 10 месяцев 1976 г. (до ноябрьского заседания IYRU, на котором «Звездный» класс было решено снова ввести в олимпийскую программу) на верфях мира было построено 67 «звездников».
«Звездный» класс сохраняет приверженцев, которые не изменяют ему в течение десятков лет. Например, в прошлом году чемпионат южного региона США в этом классе выиграл 70-летний Вальтер фон Хютшлер — экс-чемпион мира 1938 и 1939 гг.!
Новости ИЯРУ
Принято решение о проведении раз в четыре года Конгресса ИЯРУ. Такие конгрессы будут созываться во время проведения олимпийских парусных регат непосредственно на месте соревнований. Первый Конгресс состоится в 1980 г. в Таллине.
Принята первая Конституция Международного Союза парусного спорта (ИЯРУ). Инициатива разработки этой Конституции принадлежит федерациям парусного спорта СССР и ГДР. Ранее ИЯРУ руководствовался в своей деятельности Главными правилами Союза, утвержденными в 1955 г.
Впервые в истории ИЯРУ на пост вице-президента Союза избран представитель федераций парусного спорта социалистических стран. Им стал заместитель председателя президиума Федерации парусного спорта СССР Андрей Александрович Кисло в. В настоящее время он работает заместителем начальника Управления спортивных программ Оргкомитета «Олишшада-80».
От Федерации парусного спорта СССР членами комитетов и подкомитетов ИЯРУ избраны следующие представители:
- А. Кислов — членом Исполкома ИЯРУ, Постоянного комитета, Конституционного комитета, Комитета политики и организации классов ИЯРУ, рабочей группы ИЯРУ по выработке предложений по развитию любительского олимпийского парусного спорта.
- О. Ильин — членом Постоянного комитета, Юношеского комитета, Мерительного комитета ИЯРУ.
- А. Соболев — членом Комитета швертботов, комитета многокорпусных судов.
Принято советское предложение о предоставлении городом-организатором Олимпийской регаты 1980 г. корпусов швертботов-одиночек класса «Финн» для участников Олимпиады. Рангоут и паруса гонщики обязаны привозить с собой. В порядке исключения город-организатор может предоставить по жребию полностью вооруженный швертбот для спортсменов из развивающихся стран.
Таллинская экспериментальная верфь спортивного судостроения утверждена в качестве официального поставщика швертботов класса «Финн» для участников парусной регаты 1980 г. Корпуса этих судов будут разыграны по жребию между участниками олимпийских парусных соревнований.
Одобрено советское предложение о предоставлении для участников (по жребию) городом-организатором Олимпийской регаты 1980 г. корпусов швертботов-двоек «470». Вопрос этот направлен для заключения в технический комитет швертботов. Окончательное решение по этому вопросу будет принято на ноябрьском заседании Постоянного комитета в 1978 г.
Женщина на олимпийской регате
Среди 256 участников Олимпийской регаты на озере Онтарио была одна-единственная женщина. Колумбианка Беатрис Лисоцки выступала шкотовым на швертботе класса «470», которым управлял ее муж — инструктор по парусному спорту. Беатрис — владелица салона мод в Боготе, мать двоих детей (полгода и полтора). Супруги заняли 22-е место, но, как говорится, важен уже сам факт их участия!
Кстати говоря, вполне вероятной была встреча в этом классе двух супружеских экипажей. Большие шансы на участие в олимпийских гонках имела француженка Клер Фонтен, в течение ряда лет успешно выступающая в регатах высшего ранга вместе со своим мужем Жаном-Франсуа. В 1975 г. они выиграли гонки международной Балтийской регаты в Таллине и предолимпийскую регату КОРК в Кингстоне, даже были чемпионами Европы. Однако на окончательных отборочных соревнованиях во время комплектования олимпийской сборной Франции Фонтенам не повезло: им пришлось довольствоваться только третьим местом (на Онтарио поехал экипаж М. Лаурента).
Примечания
1. По правилам ИЯРУ на каждой Олимпиаде должны заменяться не более двух и не менее одного класса яхт.