Соревнования проводились Московским городским клубом туристов. В гонках приняли участие 33 экипажа — вдвое больше, чем на первой встрече 1975 г. Кроме москвичей можно было видеть туристов-парусников из Мурманска (рулевой В. Никитин), Загорска (В. Князьков), Обнинска (А. Королев) и Калининской области (Л. Млынек); гости составили отдельную команду, выступавшую под девизом «Дружба», а экипаж из Обнинска вошел в московскую команду «Динамо». Симферопольский клуб туристов выставил полную команду — два экипажа во главе с рулевыми В. Мунтяном и А. Францевым. Всего за переходящий приз сборника боролись 12 команд, состоящих из двух или трех экипажей.
В ходе регаты в соответствии с положением были проведены три гонки по круговым дистанциям длиной около 4, 8 и 16 км.
Подавляющее большинство судов, участвовавших в гонках, составляли «Мевы» польской постройки — единственные швертботы, поступающие в продажу.
Приятно отметить, что значительную долю среди них — около трети — составили новые суда улучшенной модели (постройки 1975—1976 гг. с синей текстильной палубой). На многих «Мевах» можно было видеть усовершенствованное парусное вооружение. Так, следует особо отметить швертбот А. Докукина, вооруженный большим лавсановым гротом на широкой поворотной мачте каплевидного сечения. Можно подчеркнуть, что из десяти швертботов четырех лучших команд (I—IV места) только один представлял собой «Меву» старого образца со штатным вооружением.
Другие типы судов были представлены двумя французскими конструкциями — швертботами «Спрат» (длина — 3,6 м; ширина — 1,2 м; высота мачты — 4,7 м; площадь парусности — 6 м2) и «Стабилэр» (длина — 3,8 м; высота мачты — 6 м; площадь парусности — 8 м2).
Командный зачет производился по результатам двух лучших экипажей без разделения по типам судов. Заняла первое место и завоевала приз сборника столичная команда «Строитель», проделавшая большую работу по уеилепию парусного вооружения своих швертботов. На второе место вышла дружная команда спортклуба «Алмаз». Следует отметить, что обе эти команды приобрели хорошую парусную подготовку во время дальних плаваний в штормовых условиях минувшего лета. Экипажи «Строителя» прошли более 400 км по Азовскому морю, «алмазовцы» обошли все Онежское озеро.
Крепкий ветер (до 5 баллов) дул и во время соревнований, так что все новинки в вооружении подверглись серьезным испытаниям. Многие швертботы не смогли выдержать борьбы с волнами Московского моря и в результате поломок вынуждены были сходить с дистанции. Показателен в этом смысле «оверкиль» упоминавшегося швертбота А. Докукина: на курсе фордевинд он зарылся носом в волну. Определенная доля вины за это лежит на экипаже, который не смог ликвидировать опасный дифферент «открениванием», но, очевидно, подобные случаи показывают, что пора и установить предел, выше которого нельзя увеличивать площадь парусности «Мевы».
Информация об изображении
«Алмазовский» экипаж (рулевой В. Наюк), занявший первое место в своем классе
Любопытно, что в 4-километровой гонке, проходившей при сравнительно слабом ветре (3—4 балла), вместе со швертботами, но вне зачета, стартовала серийная яхта типа «Ассоль». Хорошо приняв старт в лидирующей группе, она, несмотря на явное преимущество в площади парусности, финишировала вместе с судами, занявшими места во второй половине списка участников.
«Алмазовский» экипаж (рулевой В. Наюк), занявший первое место в своем классе
В личном зачете оказался сильнейшим москвич Ю. Иванов, выступавший в паре с дочерью. Этот успех определился, главным образом, мастерством рулевого: Ивановы на хлопчатобумажных парусах опережали соперников с лавсановыми и выиграли две гонки из трех (в завершающей третьей они были на почетном втором месте).
Кроме абсолютного личного первенства подводились итоги и отдельно по трем разрядам — «Мев» старой и новой постройки, вооруженных штатными парусами, и швертботов свободной конструкции. Сравнение результатов показывает, что новые «Мевы» позволяют добиваться лучших скоростей, но, естественно, использовать это преимущество удается только при достаточном опыте участия в гонках под парусом.
Интерес и к туристским плаваниям и к гонкам на швертботах под парусами возрастает; ожидается дальнейшее расширение состава участников на следующих III соревнованиях.
Пользуемся случаем известить туристов-водников, что в 1977 г. приз «КиЯ» для разборных швертботов будет разыгрываться 3—4 сентября, как всегда, на Московском море.
Технические результаты соревнований
Командный зачет: I — команда «Строитель», Москва (рулевые — М. Байтемиров, А. Тимофеев, А. Докукин) ; II — «Алмаз». Москва (В. Наюк, С. Домрачев, В. Мочуговский); III — «Поток», Москва (Ю. Иванов. В. Филипов).
Личный зачет: Свободный разряд: I — Ю. Иванов, И. Иванова (места по гонкам — 1, 1, 2); II — А. Татаринов, Н. Михеева (17, 3, 1; швертбот «Стабилэр»); III — М. Байтемиров, С. Козлов (3, 2, 18).
«Мева» новой постройки: I — В. Наюк, А. Наюк (5, 14, 4); II — С. Домрачев, И. Болинский (8, 8, 3); III — В. Байбаков, Г. Чегодаева (10, 11, 6).
«Мева» старой постройки: I — В. Белов, И. Белов (7, 7, 12); II — М. Власенко. А. Шатенштейн (11, 13, 9); III — М. Казанский, А. Розанов (15, н/с, 7).