Седой Каспий — один из "последних могикан" Великого Океана Тетис, самого первого на Земле. Чего только ты не видел за свою тысячелетнюю историю! Ты просто создан для парусного спорта есть и просторы, на которых может разгуляться волна, есть и ветры, есть и голубые пути, по которым могут прийти сюда гости от "варяг" и от "греков". И тем не менее, разноцветные паруса крейсерских яхт, участвующих в гонке открытого моря, украсили тебя совсем недавно.
Началось это в 1987 г., когда желание соревноваться не только на короткой треугольной дистанции, а и в гонках через море удивительно совпало с открывшимися возможностями парусников Каспия и Поволжья. Яхтсмены города Ахтау (тогда еще называвшегося г. Шевченко) подняли флаг многоэтапных парусных соревнований на Кубок Каспия — приз "Золотой нактоуз". Участвовало 8 яхт из Ахтау, Махачкалы, Баутино, Тольятти и Волжского; победила "Беда" (капитан — А. Пиленков). Рекордным по числу участвующих судов оказался 90-й год. когда за Кубок Каспия боролись 15 экипажей и лучшим из них был тольяттинский экипаж "Славутича" (капитан Б. Чернов). Дальше, после распада Союза, представительность соревнований стала гораздо скромнее, и в пяти последних встречах победу оспаривали только одноклубники из г. Актау между собой
Расскажу о девятых по счету соревнованиях, состоявшихся 3-18 августа 1996 г.
Хотя разыгрывались не один, а три переходящих приза и приглашений было разослано много, на старте 1-го этапа были только свои. "Международность" соревнований стала сомнительной, несмотря на все усилия организаторов. Не опустить руки в те дни, наверное, это и есть главный подвиг наших ребят. И 9-я регата — заслуженная награда актаусскому яхт-клубу "Бриз", потому что она не только состоялась, но и удалась по всем основным показателям. А еще она была необычна тем, что мы посвятили ее махачкалинскому одиночке Е. А. Гвоздеву, капитану знаменитой "Лены". Ведь стартовал он 28.06.92 от причала именно нашего клуба. Стартовал в кругосветное плавание! И вот субботним утром 27.07.96 "Лена" снова пришла в Актау, причем торжественно встречали ее полгорода.
Старт назначен традиционно на первую субботу августа. С утра 3 августа в клубе высший накал предстартового ажиотажа. Бухта у Меловой уже вся в парусах. Ровно в полдень прозвучал условный сигнал и вперед — в схватку на 12-мильной треугольной дистанции — рванулись 13 яхт в окружении стайки "Кадетов", "Оптимистов" и "Лучей". Вышла на старт и "Лена" со своим знаменитым капитаном. Трасса разбита на траверзе города. Это традиция — жители должны иметь возможность полюбоваться регатой.
Дует ровный норд-вест, волны нет, сияет солнце. Местные течения и заходы ветра мы все знаем, как свои карманы. И знаем заранее, кто выиграет этот этап: конечно же, это будет "Сталкер", уже трижды бывший обладателем "Золотого нактоуза". На треугольном маршруте надо уметь и здорово работать с парусами, и "бодаться" с соперниками — все это есть у экипажа А. Аверкиева. Их "Сталкер" действительно приходит первым!
На крейсерской же 167-мильной дистанции этапа до Махачкалы — очень важна тактика, выбор генерального курса. От этого зависит большая часть успеха. Невольно закрадываются сомнения: как-то пройдет этот этап через море? Четыре года мы так не ходили. Появилось и много новичков, для которых это вообще впервые. Но и новички, и опытные участники одинаково рвутся в бой! А рядом с нами, теперь уже почетным матросом на "Марии" возвращается в Махачкалу наш легендарный "дядя Женя". ("Лену" он передал хозяевам и ее увезли в Москву!)
Международный характер 2-го этапа с плаванием в порт другой державы удалось почувствовать неожиданно: о нем напомнили наши казахские погранично-таможенные службы. Автору этих строк из-за отсутствия одного маленького штампика пришлось из капитана превратиться в судью на старте, а стартовать на своей яхте — на сутки позже. Гонки у нас гандикапные, но система судейства максимально упрощена: на промежуточных этапах старт дается самими участниками, финиш фиксируется капитанами с точностью до минуты, по всем вопросам оргкомитет полагается на честное слово капитана.
Стартовый створ в ужасной давке пересекают все участники (9 яхт) и провожающие. Перехватывая друг у друга ветер, яхты устремляются к поворотному бую №164 и... вот он оперативный простор! Вперед — на запад. Сформировать настоящего яхтсмена можно только в таких регатах. Начались 4-часовые вахты, непрерывное форсирование парусами, мокрая одежда и дикий аппетит (или наоборот). Капитан "Трампа" С. Минчев позже рассказывал, что где-то посреди моря ночью поднялась такая волна, что от ее ударов открылась течь по стыкам обшивки и потек входной люк. Все внутри размокло. Только-только вычерпали из яхты кашу из морской воды, сухарей и сигарет, от очередного удара сломалось перо руля — прямо у основания коробки. Отметая саму мысль о возвращении, ребята выломали пайол и сделали из него подобие руля. Только вперед!
У Махачкалы нас ждали. Как это и положено, лидеров отловили доблестные пограничники. Но когда яхты стали подходить одна за другой, стражи границ поняли, что проводится хорошее спортивное мероприятие. И когда наш "Пионер", спустя 61 час, последним вошел в гавань махачкалинского порта, нас приняли с сочувствием как аутсайдеров и, быстро сделав отметки, попросили оставить автографы на казахстанском флаге, который лидеры подарили пограничникам на память. Лучший результат показал "Сталкер" — 41.3 часа.
Удивительно радостное чувство охватывает всякий раз. когда пересекаешь море. Выстрадана каждая миля и вот — вознаграждение! Неудивительно, что знакомая Махачкала воспринимается как город заветной мечты, нравится буквально все.
Для популяризации парусного спорта в Дагестане решено провести показательную однодневную регату, посвященную капитану Е. А. Гвоздеву. И вот 11 августа море оживает снова — и не военными кораблями и катерами погранохраны, а яхтами. Думаю, паруса были видны с любой точки города. Честь Махачкалы защищала всего одна яхта — "Виктория" (типа "Ассоль") с молодежным экипажем.
Удивительное — редкое и грозное явление мы наблюдали в то утро. Гигантский водяной смерч, вернее не один, а даже три смерча. Как хоботы громадных слонов, они спустились сверху, из облаков, и стали шарить по поверхности моря, всасывая водяные брызги. "Сорок лет хожу по этому морю, а такое вижу впервые". — высказался Гвоздев. Зрелище было завораживающее. Все моряки хоть немного, но суеверны: чего теперь ждать после такого предзнаменования? Как оказалось, только удачи!
И вот — в 15.30 дан старт уже 3-го этапа (165 миль) снова через море — на Баутино. И мы уносим с собой самые хорошие воспоминания о праздничном банкете на причале, о добрых напутствиях старых и новых друзей, памятные сувениры — в виде джентльменских тросточек и рогов изобилия. До новой встречи, Махачкала!
Третий этап снова показал, как важно мыслить тактически грамотно. Здесь в основном дуют два ветра: северо-западный и юго-восточный. "Иван" и "Магомед". Очень важно предвидеть их смену. Желая выиграть высоту, почти все яхты стали резаться против зюйд-оста курсом 30-50°, а "Куин" (кап В. Любых) и наш "Пионер" ушли на север к о. Чечень. И вот на следующий день ветер постепенно зашел на норд-вест, и мы оказались выше всех. Финиш в Баутино был бурный и дружный: яхты сыпались через каждые 20-30 минут.
Вот это был класс! Первым опять пришел "Сталкер" (49 часов), вторым — "Куин", третьим — "Пионер". Наш результат был воспринят прямо как вызов: всем было известно, что яхта экспериментальная и парусов у нас мало. Последним пришел "Трамп" — 69 часов, промахнулись...
Заслуженный отдых. Флот бросил якоря у старой затопленной баржи на окраине Баутино. Все расслабились. И самое отрадное — в глазах новичков появилась спокойная уверенность в себе: за плечами и у них два перехода через море. Хорошее начало!
Старт завершающего этапа (93 мили) Баутино — Актау был дан 14 августа в 14.00. Стартовый створ (баржа и вышка ретранслятора) как раз поперек бухты. Чтобы выйти из нее, нужно сначала идти на север и огибать коварную песчаную косу: вчера на нее вылетел "Билли Боне" (кап. А. Курятников), сегодня все обходят ее очень осторожно и аккуратно. Ветер свежеет (10-12 м/сек) и заходит на норд. До м. Урдюк все двигаются в пределах видимости. "Сталкер" опять улетает вперед.
Разыгралась попутная волна до 2 м. Участники разошлись, кто куда. "Куин" правила к берегу: наверное, они хотели поймать ночной бриз и спокойную воду. Основная часть яхт почему-то ушла далеко в море - погнались за лидером. Мы решили идти напрямик курсом 120° и постараться выжать из яхты все возможное. И началось! С восхищением вспоминаем ту гонку. Широкая корма "Пионера" великолепно показала себя во время глиссирования. Каждая вторая волна подхватывала нас и несла добрых 50-60 м. "Пока яхта идет — рулевого не менять", — так по опыту "Уитбред" советует знаменитый капитан Анатолий Верба. Так мы и сделали. 13 часов не выпускал румпеля наш самый опытный рулевой — старпом Женя Штукатуров. Мы все работали на него. Яхта летела так, что на корму было страшно смотреть, буруны шли как от катера! Вот уже и виден наш родной маяк: его красно-белый свет как-то по-домашнему подмигивает, зовет к себе.
В 3.15 ночи 15 августа в полной темноте огибаем м. Меловой и врываемся в свою бухту. Летит зеленая ракета! Так кто же здесь? Только "Сталкер" и "Билли Боне". Ура! Мы опять третьи. Для нас это своеобразная победа. Как приятно, уважаемый читатель, протрубить прибывающим яхтам сигнал, что мы уже здесь! Это надо испытать.
Последней финишировала "Ева" (кап. С. Клопов, 14.7 часа), у них нет спинакера. Но в этой регате последних не было, никто не проиграл. Главным было участие, задача стояла — не уронить Флага парусного спорта на Каспии. И мы это сделали!