Организаторы "Великой Волги" решились на смелый эксперимент: сломать стереотип в отношении к яхтингу только как спорту в чистом виде и провести регату как серию показательных гонок, что давно уже практикуется за рубежом.
Первая наша регата состояла из семи гонок на призы, учрежденные такими крупными фирмами, как АО "Саратовэнерго", страховая компания "Энергогарант", объединение "Ликсар", а также издательством газеты "Кому — что" и местным отделением радиостанции "Русское радио".
Первой была гонка на специальный приз губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова. В своей приветственной речи он твердо обещал, что "Великая Волга" станет традиционной, а в перспективе — и международной регатой.
Старт был дан поздним вечером одновременно с праздничным фейерверком. Дистанция проходила рядом с набережной под лучами прожекторов, так что многочисленные зрители могли следить за острой борьбой на стартовой линии. На берегу Волги давно уже не собиралось столько народу. И ночная регата стала необычным и красивым зрелищем. Впервые искусство управления парусником можно было продемонстрировать такому количеству людей!
Железнодорожный мост обозначал второй знак дистанции. После него — курс на финиш. Но здесь-то коварные мели и сыграли свою роковую роль. Первым на мели оказался уверенно лидировавший однотонник "Алькор" капитана Ксении Магнитской. Достойно выйти из этой неприятной ситуации было нелегко: при слабом ветре и на течении снятие с мели — настоящее искусство!
Яхты пришли на финиш уже поздно ночью, когда и из самых стойких зрителей остались только "свои".
Согласно Положению, помимо призов, выделенных за победу в каждой из гонок, экипажи, занявшие первые три места в каждой зачетной группе, награждались за общую победу в регате.
Новинкой было то, что многие из яхт представляли частную собственность капитанов или являлись детищем новых предприятий, которые сами строили яхты. Самым массовым классом оказались четвертьтонники. Одна из интересных конструкций этой группы — яхта "Арсенал" из Таганрога, которая названа так в честь своего изготовителя — парусной фирмы "Арсенал". Эта яхта уверенно побеждала на многих крупных соревнованиях в России и на Украине.
Тонник "Андрей Рублев" капитана Александра Бережницкого из Волгограда участвовал во многих морских переходах — к берегам Болгарии и Турции, был участником кубка Ушакова в Варне в 1990 году. Экипаж "Рублева" рассчитывал на легкую победу, но соперники оказались достойными. Это, например, был "Алькор" (г. Волжский), который уже давно стал символом регат на Волге. На этот раз опытный капитан этой яхты выступал с командой, состоящей на 100% из юнг от 16 до 10 лет.
Претендентом на победу в полутонном классе считалась "Ностальгия" (Волгоград) капитана Виктора Гурьянова — известного тренера по парусу.
Фортуна была благосклонна: на протяжении всех гонок дул северо-восточный и северный ветер, только 2-я и 3-я гонки проходили при сильном ветре, и самый острый их эпизод — огибание знака после старта могли наблюдать зрители, собравшиеся на набережной.
У яхтсменов появились новые тысячи болельщиков, причем одобрительные возгласы слышались не только в адрес земляков — саратовских экипажей. Родные стены, кстати сказать, не очень-то помогли и в некоторых зачетных группах уверенно лидировали яхты гостей. Так, в одной из гонок в сильный ветер финиш был "нетипичен": в однотонном классе первым пришел "Мираж" капитана Владимира Куркулина из г. Балаково. Среди четвертьтонников вырвался вперед саратовский "Вопрос".
Старт решающей четвертой гонки был дан днем при огромном стечении публики. Зрелище было особенно впечатляющим. Поставив спинакера, яхты двинулись вдоль набережной на север.
А пока зрителям пришлось ждать их возвращения к финишу, на берегу проходил конкурс причесок, проводились викторины и дискотека в рамках празднования 5-летнего юбилея газеты "Кому — что". Накануне зрители уже выбрали "Мисс фото" регаты. Заметим, что все важные конкурсы в основном проходили сразу после награждений, так что решающее слово принадлежало яхтсменам. Все это ничуть не походило на соревнования, проводимые в советские времена.
Над набережной гремела музыка, а яхты уверенно продвигались к финишу. Имена призеров были уже хорошо знакомы. Кроме приза за первое место в классе экипаж "Евы" получил еще и специальный приз "За волю к победе": в сильный ветер он смог яхту со сломанной мачтой привести к финишу. Заслуженная награда! Ведь именно в экстремальных ситуациях каждый — как на ладони, особенно наглядно проявляется слаженность экипажа, взаимопонимание. настрой на победу. Не терпят яхтсмены ни стремления к легкой славе, ни жадности, ни бахвальства. Слава добывается здесь бессонными ночами, кровавыми мозолями. И легких побед не бывает!
Предпоследняя гонка. Старт специально дается пораньше — в 16 часов, чтобы яхтсмены могли вернуться к началу грандиозной дискотеки, проводимой Валдисом Пельшем в рамках презента регате от "Русского Радио". Но кто бы мог предположить, что коварный ветер, исправно дувший с утра, внезапно утихнет почти сразу после старта! В лидерах — легковесы. Измученные рулевые стараются выиграть каждый метр. А ветер словно издевается: из ниоткуда вдруг обрушиваются резкие порывы, разрывая паруса, путая фалы. Капитану "Андрея Рублева" приходится лезть к топу мачты: заклинило спинакер-фал. Выигранные с таким трудом штилевые метры уже не стоят ни гроша, четвертьтонники старательно закрениваются, яхты демонстрируют открывшиеся фальшкили. И вдруг — снова штиль. Часть яхт сходит с дистанции, не надеясь уложиться в контрольный срок, но снова неожиданнамачинает дуть сильный ветер...
В последнюю гонку экипажи ушли, зная примерный расклад результатов, но даже те, у кого не оставалось никаких шансов на призы, боролись с полной отдачей сил. Тем и характерен парусный спорт — капитану даже перед одним своим экипажем нельзя ударить в грязь лицом.
«Великая Волга» вышла из берегов
Началось все с того, что год назад (см. сообщение в "КиЯ" №162) известному саратовскому яхтсмену мастеру спорта инженеру Александру Вавилову пришла в голову идея, заключавшаяся в создании прецедента большой, самоокупаемой регаты гоночно-крейсерских яхт с максимальным приближением к зрителю — со стартом и финишем маршрутных гонок в центре города.
Преследовались две главные цели. Во-первых, привлечь максимально возможное число зрителей для популяризации парусного спорта. Достижение этой цели обеспечивалось не только предоставлением возможности созерцания живописной панорамы гонки, но и насыщенной шоу-программой праздника, проходившего непосредственно на городской набережной. Во-вторых, регата должна была стать своеобразной матрицей для суперрекламы солидных спонсоров, которые обеспечили бы и призовой фонд регаты и компенсировали бы затраты на ее обеспечение. Спонсорам, помимо размещения своих логотипов на парусах и бортах судов, следовало предоставить полную свободу для саморекламы, демонстрации продукции и различных презентаций на фоне регаты.
Расчет был точен и полностью оправдался.
Всю первую декаду августа на городской набережной Саратова шумела, пела и плясала грандиозная по нынешним временам регата "Великая Волга".
Началась регата мощным аккордом. Слились воедино мероприятия. посвященные 200-летнему юбилею Саратовской губернии; открытие соревнований, сопровождаемое речами самых высокопоставленных лиц; приветствие губернатора Дмитрия Аяцкова; со вкусом подобранные номера открывающего шоу концерта. венцом которого была авторская презентация замечательной песни "Регата"1. И, наконец, великолепное зрелище ночного старта флотилии яхт.
Регата "Великая Волга" вышла из берегов чисто спортивного русла, выплеснувшись через бетонный парапет набережной мощной волной общегородского праздника.
Да, первая регата в Саратове удалась, однако организация ее спортивной части не совсем соответствовала рангу всероссийских соревнований. Не было, например, проведено ни одного общего мероприятия для отдыха и общения самих яхтсменов, что, по общепринятым правилам, носит обязательный характер для многодневных состязаний. Информационная служба практически отсутствовала, не было даже общедоступного стенда с результатами гонок. Радиокомментарий, выражаясь цирковым языком, носил "коверный" характер, лишь заполняя паузы между рекламой, и не был обеспечен ни оперативной информацией, ни средствами наблюдения за ходом борьбы на дистанции.
Состав участников в полной мере оправдал всероссийский статус регаты. Среди 257 спортсменов из Саратова, Волгограда, Волжского, Камышина, Балакова, Таганрога, Сызрани и Тольятти в регате было 38 КМС, 22 МС, 2 МСМК и один Заслуженный мастер спорта.
В течение недели с 3 по 10 августа было проведено семь гонок, из них две ночные — по маршрутной дистанции протяженностью 18.4 морских миль и пять гонок по вытянутой восьмерке длиной 7-12 морских миль в пределах видимости с городской набережной. Участвовало в общей сложности 48 крейсерско-гоночных яхт. Яхты стартовали тремя стартовыми группами, что обеспечивало достаточно массовый и зрелищный старт, ибо стартовая линия была разбита буквально в 50 м от берега.
Финиш принимался в этом же створе, причем занятое место определялось непосредственно по приходу яхт (без гандикапа) в девяти зачетных группах. Наиболее многочисленными были группы яхт однотонного, полутонного и четвертьтонного классов. Четвертьтонники типа "Полярис", "Ассоли" и яхты самостоятельной постройки были выделены в отдельные группы, что в значительной мере повышало остроту и наглядность борьбы.
Сложность навигационных условий Саратовского рейда (большое количество островов, отмелей и изгибов русла) и преобладающее направление ветра, обеспечившее полноценную лавировку и хорошо выраженные полные курсы, позволили гонщикам в полной мере проявить свое мастерство. В то же время участники ночных гонок отмечали, что огни города "забивали" огни обстановки. Огромные 3-метровые поворотные буи при усилении ветра начинали ползти. Были высказаны и пожелания ввести в программу регаты одну-две гонки большей протяженности.
Сумма, потраченная спонсорами на приобретение призов, составила 100.6 млн руб. Призы вручали: Губернатор и Правительство области, представители газеты "Кому — что", страховой компании "Энергогарант", нефтяной компании "Лукойл", предприятия "Ликсар". Оргкомитет и общественность Саратова благодарны спонсорам и губернатору Дмитрию Аяцкову за неоценимую помощь в организации первой регаты "Великая Волга".
Подводя итоги и говоря о следующей регате, отметим, что оргкомитету необходимо прислушаться к мнению спортсменов и, оставляя в силе очень нужную и полезную идею, заложенную в основу проекта, критически пересмотреть концепцию ее практического претворения в жизнь. Спортивное содержание регаты должно быть приоритетным. Даже малой частью ее недопустимо жертвовать ради шоу-программы, которая может и должна сопутствовать спортивным состязаниям, но не заслонять их. В то же время и сам культурный уровень этой шоу-программы должен быть более высоким.
Победители и призеры первой регаты "Великая Волга"
Яхты с гоночным баллом более 7.00:
- 1 — яхта "Торнадо" (г.Тольягти), кап. Д.Кульбицкий;
- 2 — "Алькор" (Волжский), К.Магнитская;
- 3 — "Ника" (Камышин), С.Первушин.
Яхты с гоночным баллом от 6.00 до 7.00:
- 1 — "Ностальгия" (Волгоград). В.Гурьянов;
- 2 — "Мираж" (Камышин), А.Васильев;
- 3 — "Призрак" (Камышин), А.Плотников.
Яхты с гоночным баллом от 5.53 до 5.61:
- 1 — "Лорд" (Саратов, далее — С). О. Гордеев;
- 2 — "Скиф" (Тольятти), Ю.Титавмин;
- 3 — "Фаворит" (Волжский), А.Карцев.
Яхты-четвертьтонники типа "Полярис" (от 4.90 до 5.50):
- 1 — "Джесси" (С), Д. Гончаров;
- 2 — "Вопрос" (С). В.Горбачев;
- 3 — "Гелла" (С). А.Торгашов.
Яхты четвертьтонного "круизного" класса:
- 1 — "Ева" (Волжский). Н.Слабун;
- 2 — "Афина" (С), А.Болдырев;
- 3 — "Сапсан" (Волгоград), П.Первушин.
Яхты минитонного класса:
- 1 — "БМС" (С). А.Николаев;
- 2 — "Пилигрим" (Тольятти), А.Богаткин;
- 3 — "Пеленг" (Сызрань), Г.Павлов.
Яхты самостоятельной постройки (3/4-тонники):
- 1 — "Ослябя" (С). А.Козлов;
- 2 — "Пересеет" (С). А. Распопов;
- 3 — "Лада" (С). А. Лядов.
Яхты типа "Ассоль":
- 1 — "Дельта" (С). В.Горшков;
- 2 — "Фиеста" (С). О.Макаров;
- 3 — "Тип-Топ" (С). П.Захаров.
Яхты четвертьтонного класса эксперим. постройки:
- 1 — "Арсенал" (Таганрог), С.Сметанко;
- 2 — "Кенгуру" (Тольятти). Ю.Крылатов.
Примечания
1. Музыку и слова ее написал солист Саратовского Академического театра оперы и балета Заслуженный артист России Виктор Демидов, а исполнил ее он вместе с певицей из Санкт-Петербурга Татьяной Смольниковой.