С 1 по 6 августа 2000 года в Саратове проходила очередная — четвертая по счету — Открытая всероссийская парусная регата "Великая Волга-2000", которая запомнится надолго: налетевший шквал потопил семь яхт, еще пять судов получили серьезные повреждения. Только по счастливой случайности не погибли люди.
Если бы судоводительская подготовка многих яхтсменов, квалификация судей и профессионализм организаторов соответствовали возникшей ситуации, все бы ограничилось лишь дополнительной дозой адреналина в крови. Публикуем размышления саратовского яхтсмена Р. Пацевича, считающего произошедшее на регате "Великая Волга-2000" не ЧП, а закономерным явлением в сегодняшней российской парусной действительности.
Гонка должна была начаться в 20.00, но из-за полного штиля организаторы отложили старт на 40 минут. В это время развлекательные мероприятия на берегу набирали обороты, самые беспечные яхтсмены в ожидании старта непринужденно расслаблялись. Около 20 часов 30 минут со стороны водохранилища налетел бешеный шквал с грозой. Скорость ветра достигала 40 м/сек. Двухметровые волны обрушились на набережную.
Прогноз на шквальное усиление ветра, конечно же, был, но не столь жесткий. Однако, и предсказанных 22 м/сек было достаточно, чтобы расценивать такой прогноз в качестве штормового предупреждения. А с учетом того, что весь флот регаты (около сорока вымпелов) в ожидании старта был кучно и беспорядочно ошвартован у бетонной набережной, открытой для волны и ветра, разумное решение судей было сразу по получении прогноза отменить гонку и заблаговременно отправить яхты в защищенные гавани постоянного базирования. Даже если яхты, заштилев перед шквалом на открытой воде, не успели бы надежно ошвартоваться, то, по крайней мере, они имели свободу маневра. Тем более, и направление шквального ветра позволяло эффективно идти под одним рангоутом вверх по реке, укрываясь за островами. Это и сделали более опытные капитаны (а их оказалось больше половины), которые вовремя оценили обстановку и успели отойти от набережной на безопасное расстояние. Оставшиеся у причала яхты из-за скученности мешали друг другу выйти на открытую воду.
Вместо того, чтобы своевременно информировать спортсменов и своими указаниями способствовать спасению яхт, организаторы регаты даже не отменили стартовую процедуру, а, суетясь и нарушая регламент, попытались начать ее ранее объявленного времени. Яхтсмены, пытаясь спасти свои лодки, подверглись смертельной опасности. Бережницкий, капитан одной из яхт, упал в воду и оказался между лодкой и стеной причала, А. Вавилов, основатель и директор регаты, был зажат бортами двух яхт.
Пять человек были госпитализированы, нескольким оказана медицинская помощь на берегу.
Как известно, пренебрежение морской спецификой парусного спорта, забвение правил хорошей морской практики приводят к трагическим последствиям — это подтвердили события, произошедшие на регате "Великая Волга-2000".
Налетевший шквал при всей его жестокости — не более чем штатная ситуация, яхтинг требует от спортсмена постоянной психологической готовности к действию в подобных условиях.
При нормальном профессиональном подходе парусные соревнования (к тому же имеющие всероссийский статус) — это сложное, строго регламентированное "морское действо", требующее хорошего взаимодействия и отлаженных служб информации, сигнализации, сопровождения и наблюдения на дистанции гонок. Это и делает регату управляемой.
Изначально идея саратовской регаты заключалась в максимально возможном приближении дистанции парусных гонок к городской набережной, являющейся естественной трибуной для зрителей, а также — в организации сопутствующей соревнованиям рекламной компании для спонсоров регаты и развлекательных мероприятий на берегу.
К сожалению, все четыре регаты проводились по одному сценарию и одинаково неправильно: четко планировались и тщательно готовились развлекательные мероприятия на берегу, а спортивная часть лишь подгонялась под интересы этих мероприятий с целью создания оригинального красочного фона для шоу-программы.
С Областной федерацией парусного спорта не согласовывалось "Положение о соревнованиях". Ни гонщики, ни их представители не имели на руках "Гоночной инструкции", являющейся главным документом, регламентирующим действия судей, поведение экипажей и маневрирование яхт. Отсутствовали четкие, грамотно выполненные схемы дистанций гонок. Вместо них использовались информационные листки, наклеенные на береговой колонне ротонды (из-за отсутствия стенда для официальной информации). Не было продуманного плана расстановки и швартовки судов, что само по себе уже представляло потенциальную опасность для яхт и экипажей.
У судей иногда не было даже электромегафона.
Произошедшие на регате "Великая Волга-2000" драматические события, на мой взгляд, далеко не случайны и являются следствием негативных процессов, развивающихся в отечественном яхтииге в целом и саратовском - в частности.
Так, яхт-клубы, практически во всех регионах страны, где культивируется парусный спорт, из-за отсутствия стабильного финансирования приходят в упадок. В результате разрушается инфраструктура яхтинга.
Организаторы регаты изначально преследовали далеко не спортивные цели, отводя парусному состязанию второстепенную роль "зрительного фона". Все основные силы были направлены на подготовку мероприятий на берегу. Судьи не смогли своевременно и правильно отреагировать на возникшую ситуацию, следствием чего явилась гибель нескольких яхт, да и судоводительская подготовка многих яхтсменов оставляет желать лучшего. Все это позволяет говорить о непрофессионализме организаторов. Только с изменением подхода к организации этих соревнований, с привлечением опытных судей, с соблюдением правил парусных соревнований возможно дальнейшее существование регаты "Великая Волга".