Но в то же время статистика копила данные по паровым котлам, которые взрывались, по кораблям и самолетам, которые переворачивались, тонули, обрушивались на землю вместе с беззащитными пассажирами, вместе с моряками и летчиками, такими же беззащитными перед натиском стихии и непредсказуемостью поведения врученной им в управление техники.
Конечно же, статистика не закрывала глаза и на то, что человек-оператор в иных ситуациях также был не безгрешен. Но в целом, по мнению профессионала и обывателя, он, человек, в таких ситуациях оставался страдающим элементом. Иными словами, несовершенная техника губила человека, прочее выступало исключением из этого "правила".
Так было еще вчера. Статистика наших дней, однако, говорит о том, что положение дел коренным образом изменилось. С одной стороны, человек-созидатель наконец-то достаточно сильно преуспел в своих научных поисках и достижениях инженерного искусства.
Но есть и другая сторона. Летопись аварий и катастроф продолжает говорить о том, что человек-оператор (и человек-созидатель в той же мере), более грамотный и более подготовленный профессионально, не стал другим по своей биологической и психологической сути. И то, что раньше затенялось проявлениями очевидного несовершенства аппаратов, приборов, механизмов, сегодня выходит на передний план.
Аварий, к сожалению, не становится меньше. Их последствия оказываются все более масштабными и серьезными — оператор, который вчера контролировал сотни лошадиных сил, сегодня управляет десятками тысяч таких же единиц мощности. Все реже при этом возникает повод поговорить о том, что виновата исключительно "техника". Все чаще приходится признавать то, что по-настоящему слабым элементом становится управляющее звено — человек.
Немногим известна поразительная оценка, уже принятая к сведению заинтересованными специалистами: не менее 80% аварий и катастроф происходит сегодня под влиянием "человеческого фактора".