Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Опыт эксплуатации
  • 2001 год
  • Испытания опытного образца гидроцикла «ВМ-650»
Краткое оглавление
Основные технические данные гидроцикла "ВМ-650" Внешность Органы управления Двигатель Перед стартом Малый ход Полный вперед Управляемость и повороты Триммер Цена


Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Испытания опытного образца плавдачи «Коттедж»
Испытания опытного образца катера «Касатка»
Испытания спортивного гидроцикла «Yamaha SuperJet»
Испытание водометного гидроцикла «AlSjet» А. И. Сулейманова
Карибские испытания гидроциклов «Yamaha»
Гибрид водных лыж и гидроцикла на подводных крыльях «Водомерка»
Мини-мотолодка «Стриж» с повадками гидроцикла
Подвесной мотор «Ока» проходит испытания
Дюралюминиевая мотолодка «Прогресс» проходит испытания
Испытания дюралевой лодки «МКМ»
Экраноплан «KAG-3» и его испытания
Испытания лодки «Косатка» с мотором «Вихрь-30»
Испытания катера и доводка гребного винта
Маршрутные испытания новых подвесных моторов «Ветерок»


Испытания опытного образца гидроцикла «ВМ-650»

Год: 2001. Номер журнала «Катера и Яхты»: 174
          0


Уходящий год знаменовался прорывом отечественных производителей в область, доселе прочно оккупированную лишь "импортом": на рынке появились сразу две модели гидроциклов производства российских заводов — "Лидер" Луховицкого машиностроительного и "ВМ-650" Уфимского моторостроительного, обе с практически одинаковыми уфимскими же моторами. О первой машине редакция "КиЯ" не располагает никакими сведениями, кроме чисто рекламных.

С "ВМ-650" ситуация иная: хоть на УМПО и признают, что первые опытные машины еще "сыроваты", познакомиться с ними в прошедшем сезоне можно было во многих дилерских центрах предприятия, выставлялись они и на отечественных бот-шоу.

Как нам удалось выяснить, цель здесь преследовалась скорей не столько коммерческая, сколько техническая — специалисты завода стремились собрать максимум информации от потребителей и сторонних специалистов, которая позволила бы довести новинку до ума. Довелось испытать один из таких опытных образцов "ВМ-650" и нам в "КиЯ".

Основные технические данные гидроцикла "ВМ-650"


Информация об изображенииГидроцикл "ВМ-650" на воде
Гидроцикл "ВМ-650" на воде
 
Длина, м2.44
Ширина, м1.10
Высота, м1.00
Пассажировместимость, чел.2
Вес, кг160
Емкость топливного бака, л32
Двигатель:
Рабочий объем, см3648
Количество цилиндров3
∅ цилиндра/ход поршня65/65
Максимальная мощность, л.с.60
Частота вращения, об/мин6500
Сист. зажиганиямикропроц.
Топливо смесь бензина АИ-93 с маслом "Новоил ДД" в соотношении1:50

Внешность


Общая концепция архитектуры гидроцикла во всем мире давным-давно установилась, и своим силуэтом "ВМ-650" особо не выделяется из общей массы аквабайков — разве что формы его несколько более угловаты, чем у последних зарубежных аналогов. Да и вообще о дизайнерских изысках говорить тут не приходится: заметно, что конструкторы машины руководствовались прежде всего соображениями простоты и функциональности, нежели эстетики. Особенно это бросается в глаза, когда рассматриваешь "ВМ-650" вблизи. Главный и единственный контрольный прибор — указатель уровня бензина — явно позаимствован с какого-то грузовика или "уазика", кнопки и тумблеры разнокалиберны и несколько старомодны на вид. В общем, создается впечатление, что пришлось использовать те комплектующие, которые оказались под рукой.


Крышка носового багажника после отстегивания резинового "замка" снимается целиком. Багажник задуман как сухой, то есть в него можно убрать, например, те же водительские "права", которые представители всевозможных инспекций на воде так любят проверять у аквабайкеров. Куда при объяснении с инспектором девать упомянутую крышку, я так и не понял — вместо алюминиевого язычка (на воде попасть им в фиксирующую прорезь еще сложней, чем на суше) была бы гораздо удобней обыкновенная дверная петля. Гидроцикл — такой аппарат, на котором лучше не делать лишних движений...

Хоть двухместное сиденье никак не назовешь "анатомическим" (оно совершенно плоское) сидеть на нем удобно — подушка достаточно широкая и мягкая. Сиденье тоже снимается целиком. На воде это делать, как правило, не приходится, но мне "повезло": сразу после отхода от берега мотор "умер" — после установки аккумулятора мы забыли затянуть клеммы. Отстегивая сиденье, я пожалел, что защелка расположена не в передней его части — на ощупь отжать ее, заведя руку за спину, оказалось не так-то просто. Сдвинув сиденье назад и прижав его собственной "пятой точкой", я заглянул в моторный отсек. Правда, этим пришлось и ограничиться — инструментов все равно с я собой не захватил, и появление сопровождающего катера оказалось как нельзя кстати.

Органы управления


Не стали мудрствовать конструкторы и с рулем — его использовали готовый от снегохода "Рысь". Те, кому приходилось ходить на зарубежных аквабайках, на родном привычном месте — на правой рукоятке — обнаружат лишь манетку газа. Все остальное здесь расположено по-своему.

Большие кнопки "старт" и "стоп" установлены на передней панели под рулем. На иностранных машинах их функцию, как правило, несет "универсальная" кнопка "старт-стоп" на левой ручке руля. И, думается, делается это не столько с целью повышения комфорта особо изнеженных пользователей, сколько из соображений безопасности — во-первых, гидроцикл начинает движение с первыми же оборотами двигателя, и при этом крайне желательно держаться за руль обеими руками, а во-вторых, при работающем моторе стартер уже не включишь. Правда, на левой рукоятке руля "ВМ-650" установлен тумблер, исполняющий функции замка зажигания, и в случае чего заглушить двигатель удобнее именно с его помощью, а не нажатием на тугую резиновую "грушу" на панели (кстати, крайне простецкий вид тумблера и дублирование функций наводит на мысль о том, что это приспособление появилось на опытном образце "ВМ-650" лишь недавно и, как говорится, по пожеланиям трудящихся).


Лично я посоветовал бы заводчанам заодно перенести на руль и кнопку стартера (двухфункциональная кнопка наверняка окажется излишне дорогой и капризной), а вместо обычного ставить тумблер на три положения, среднее из которых включает зажигание: и двигатель можно будет остановить одним движением "в любую сторону" (как, скажем, на старых добрых мотоциклах "Ява-634/638"), и путаться не придется, включая стартер.

Хоть гидроцикл наверняка задумывался как недорогой и общедоступный, конструкторам "ВМ-650" явно хотелось сделать "все, как у людей" — имеется даже триммер с дистанционным управлением! Не электрическим, конечно — слева на корпусе багажника имеется круглая ручка, которую я поначалу принял за пробку бензобака. При повороте ее в ту или иную сторону меняется угол установки сопла водомета в вертикальной плоскости.

Имеется, естественно, и аварийный выключатель со стропкой, которую перед выходом на Большую Неву я сразу прицепил к спасательному жилету. Конструкция у "аварийки" тоже своя — на торчащую из панели кнопку надевается резиновый колпачок. Когда я попробовал дернуть за стропку, имитируя аварийную ситуацию, то усомнился, что же произойдет первым: сработает выключатель или же порвется витой шнур — колпачок держится, как приклеенный.

Двигатель


Информация об изображенииДвигатель гидроцикла
Двигатель гидроцикла
 
Поскольку УМПО — предприятие моторостроительное, ему и карты в руки. Основой для 650-кубового мотора "ВМ-650" послужил движок снегохода "Рысь", к которому приделали еще один цилиндр и снабдили водяным охлаждением. При этом были оставлены "родные" карбюраторы. Что ж, в плане динамических перегрузок снегоход чем-то сродни аквабайку, так что за устойчивость работы мотора при кренах и заносах можно не опасаться. Но при виде таких хорошо известных любому мотоциклисту архаичных приспособлений, как утопитель поплавковой камеры, лично я испытал нечто вроде шока. Это в замкнутом-то пространстве корпуса?

Кстати, когда я снял сиденье на воде (см. выше), то сразу учуял запах бензиновых паров, а в голове зашевелились неприятные мысли: что если их концентрация достигнет взрывоопасной отметки, а искра с высоковольтного провода где-нибудь уйдет на "массу"? А окажись в момент испытаний поблизости особо ортодоксальные представители "зеленых", участь ждала бы меня еще более злая — простите за каламбур, но утопили бы они меня вместе с моими утопителями в самом глубоком месте Невы. Любая жидкость, включая и бензин, на ходу гидроцикла выкачивается из корпуса за борт через сифон, подсоединенный к водомету.


Перед стартом


Из-за всяческих организационных неувязок время для редакционных испытаний "ВМ-650" удалось найти лишь в середине октября. Предоставленный нам гидроцикл гоняли в хвост и гриву весь сезон, но к тому моменту машина успела пару-тройку недель простоять на берегу — кому охота вылезать на воду при плюс пяти? Так что перед запуском двигателя нам пришлось проделать все обязательные предстартовые манипуляции.

Информация об изображенииСпуск гидроцикла на воду с трейлера
Спуск гидроцикла на воду с трейлера
 
Сняв сиденье, я вручную подкачал топливо в поплавковые камеры специальной рукояткой, после чего понял, что пользоваться упомянутыми утопителями на всех трех карбюраторах нужды нет (хотя эти бесполезные приспособления продолжают исправно травить бензин при перегрузках) — справа на приборной панели расположена рукоятка "праймера", при помощи которой можно впрыснуть топливо непосредственно в мотор, минуя карбюраторы.

Сесть в седло безо всяких проблем удалось прямо с причальной стенки питерского клуба "Импульс", где мы проводили испытания — гидроцикл достаточно остойчив и даже позволяет седоку всяческие вольности, отчего можно смело рекомендовать его начинающим. Это вам не какой-нибудь спортивный аппарат для "продвинутых", усидеть на котором без хода не проще, чем на стоящем на месте велосипеде! Думается, что влезть на него как положено, с воды, тоже труда не составит, тем более что в корме имеется хоть и не особо эстетичная, но удобная и прочная ручка.

После нажатия на кнопку "старт" холодный мотор ожил практически сразу (правда, чтобы не дать ему заглохнуть, пришлось слегка нажать на манетку газа), и "ВМ-650" направился к выходу из гавани.

Малый ход


И на этом режиме любой "чайник", только начинающий осваивать этот своенравный вид водного транспорта, тоже почувствует себя в своей тарелке — при отпущенном рычажке газа "ВМ-650" движется чуть быстрей пешехода и при этом неплохо управляется (любой водомет требует для смены курса хотя бы минимальной тяги). Правда, для более-менее крутого поворота требуется, как говорится, класть руль на борт. Безо всяких экстремальных ситуаций можно подойти и к каменной стенке, и к пляжу, и к лодке на воде, поскольку дистанцию хода по инерции можно высчитать буквально с точностью до сантиметра. Да и вытянуть в сторону препятствия руку или ногу можно без опасения опрокинуться.


Угнетает только одно — мои ноги, хоть и обутые в специальные аквабайкерские тапки, находятся при этом по щиколотку в воде, налившейся в узкие "тоннели"-под-ножки. Специалисты-судостроители на моем месте скорее всего стали бы рассуждать о влиянии подобных бортовых "ванн" на остойчивость и без того валкого аппарата, сосчитали бы время слива воды и, соответственно, потери времени при выходе на глиссирование... Лично мне было не до подобных тонкостей — у меня просто замерзли ноги! Спору нет — держать ноги в воде на малом ходу приходится порой и на дорогой импортной технике, но все-таки живем мы не в Майами или на острове Корфу. Самое теплое наше море — Черное, где даже в бархатный сезон купаются одни лишь "моржи", так что от отечественных конструкторов ждешь большего понимания своих теплолюбивых чаяний.

Но какой гидроцикл строится в расчете на столь черепашью темпы? Газу!

Полный вперед


Хочу, но не могу — манетка настолько тугая, а расположена настолько неудобно, что дать полный газ простым нажатием большого пальца не получается. Приходится задействовать и часть ладони, замысловато вывернув руку. Наконец из-под сиденья доносится послушный рев. Жду ответного рывка на руле, но дудки — секунды три водомет вперемешку с водой исправно перемалывает воздух. Скорость растет, как при замедленной съемке, и более-менее интенсивный "подхват" начинается только после достижения 12-15 км/ч, когда на заборной решетке возникает встречный подпор. Да, водомет явно требует доводки — не исключено, что при этом можно будет обойтись простым подбором импеллера или конфигурации водоприемника, не трогая основу — водовод.

Информация об изображенииГлиссирование гидроцикла
Глиссирование гидроцикла
 
Манетка по-прежнему выжата до упора, и вот, наконец, долгожданный рывок, оправдывающий 60 "лошадок" под сиденьем — гидроцикл одним прыжком выскакивает на глиссирование и устремляется на невские просторы.

Все бы хорошо, но в начале разгона даже на более-менее спокойной воде из-под передней трети корпуса вылетают высоченные веера воды. При встрече с волной меня накрывает с головой. Бр-р! Дополнительные брызгоотбойники на абсолютно гладкой носовой части корпуса гидроцикла явно бы не помешали.


Управляемость и повороты


Вынужден в очередной раз повториться: в момент испытаний было очень холодно, так что я старался рулить аккуратней, без "экстремалки", дабы не оказаться за бортом.

После нескольких плавных поворотов начинаю сознавать, что что-то не так. Создается впечатление, будто поворот сопла водомета "отстает" от поворота руля, после которого аппарат некоторое время "думает", а затем, словно опомнившись, бросается в заданном направлении. Особенно заметно это явление при правом повороте. Может, пружинят штуртросы, или виноват люфт? По крайней мере, желаемой "железной" связи нет, что на столь резвой машине недопустимо. Не все в порядке и при движении по прямой, когда и сидишь ровно, и руль не поворачиваешь — а гидроцикл вдруг ни с того, ни с сего пытается самостоятельно уехать в сторону.

Информация об изображенииГидроцикл в повороте
Гидроцикл в повороте
 
А вообще, если бы не такие досадные явления, езду я назвал бы достаточно спокойной и безопасной. В повороте корпус как таковой особо не требует всяких акробатических трюков и откренивания, сам услужливо наклоняясь внутрь поворота, да и волны не боится — я с удовольствием пару-тройку раз прыгнул на полном ходу с крутой волны, разведенной тяжелым катером сопровождения.

Триммер


Сразу признаюсь, что на испытанном образце он был намертво заклинен. Но я все же решил смоделировать ситуацию, попытавшись на ходу дотянуться до расположенной слева от багажника "крутки". Сделать это ой как непросто, особенно на волне! В принципе, многие зарубежные аквабайки подобного класса триммером вообще не оснащаются — для изменения ходового дифферента достаточно переместиться вдоль сиденья.

На мой взгляд, если на "ВМ-650" так уж нужен триммер, то не стоило городить огород с его дистанционным приводом — хватило бы и куда более простого регулятора, расположенного непосредственно на транце. А в качестве альтернативы дорогому электроприводу приходит в голову более удобная механическая схема с рукояткой на левой ручке руля (наподобие мотоциклетного рычага сцепления), которой оснащаются чисто гоночные аквабайки.

Цена


Вот так: с воды — прямо в сберкассу. Действительно, недостатков у испытанного "КиЯ" опытного образца "ВМ-650" пока что хватает, и мы можем только приветствовать открытость политики Уфимского моторного завода, не побоявшегося показать журналистам пусть и "сырой", но вполне работоспособный экземпляр. Но даже учитывая его нынешнее состояние, наверняка найдется немало желающих приобщиться к всемирному братству аквабайкеров — стоит водный мотоцикл (а именно так расшифровывается название уфимской машины) всего две с небольшим тысячи "американских рублей", почти втрое дешевле зарубежных аналогов.

Но мы все же надеемся, что конструкторы УМПО не зря собирали потребительскую информацию, и к началу грядущего сезона мы сможем познакомить читателей "КиЯ" с отечественным гидроциклом, конкурентоспособным не только по цене, но и по качеству.



С момента проведения испытаний до сдачи номера в печать прошло больше месяца, и за это время, как мы выяснили, успело произойти многое. От регионального дилера, имеющего прямую связь с УМПО, поступила следующая свежая информация, которую мы излагаем "телеграфным стилем":

Корпус у испытанного "КиЯ" экземпляра "ВМ-650" временный, равно как и все механизмы управления и приборы. Основная задача УМПО на сегодняшний момент — обкатка и совершенствование двигателя и водомета. Параллельно закуплено новое оборудование для формовки нескольких видов новых корпусов (общего пользования, спортивный и подростковый). Проектируются органы управления с учетом лучших зарубежных образцов и рекомендаций специалистов. Ведутся переговоры и заключаются контракты с отечественными и зарубежными поставщиками по функциональному оформлению "ВМ-650". Рассматриваются возможности увеличения мощности двигателя и КПД водомета, в том числе за счет установки более эффективных карбюраторов (от использования карбюраторов с утопителями, упомянутых в отчете об испытаниях "КиЯ", завод уже отказался).

Принцип завода — действовать вопреки традициям "советских" производителей, когда было принято сначала запустить продукт в серию, а потом доводить до ума, не взирая на "временные" неудобства потребителя. Новое руководство предприятия взяло за принцип выпускать в серию только совершенные и доведенные изделия. Поэтому оно не боится выставлять на суд специалистов опытные образцы и оперативно использует рекомендации этих специалистов. Примеров тому много: двухлитровый инжекторный мотор для автомобилей "Москвич", "ИЖ", "Нива", двигатель к мотоблокам "Агрос" (очень удачный по мнению дилеров, которым практически не приходится получать на него рекламаций) и др. О двигателях для сверхзвуковых истребителей "СУ-27" скромно умолчим.

Запустить в серию "ВМ-650" планируется к апрелю-маю 2001 года. Так что тест-группа "КиЯ", которой предстоит испытать действительно серийный (а не опытный) образец "ВМ-650", увидит перед собой совсем другую машину.

P.S. Кстати о триммере: "Послушай, Зин, не трогай шурина — какой ни есть, а он родня". Ручка действительно расположена сбоку, а заклинена была умышленно — в расчете на одного седока без пассажира. Но все же согласны: привод на руле был бы удобней.


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Надувные лодки «Zodiac» на границе тысячелетия
Парусное вооружение для мотолодки «Казанка-5»
Смолы фирмы Neste Chemicals
Советы по покупке подержанной дюралюминиевой лодки
Кто и за что имеет право останавливать нас на водных маршрутах
Испытания на выносливость мотолодки РИБ «Мустанг-540»
Испытания и отзыв о моторной яхте «Кама-93»
Испытания и отзывы о моторной лодке «Белла-530»
Испытания и отзывы о мотолодке «Silver Shark»
Испытания сменных гребных винтов для импортных подвесных моторов
Краски для корпусов судов компании «International»
Тонкости троллинга рыбы в ладожских проливчиках
Устройство талрепов современного такелажа
Оборудование для работы с композиционными материалами
Испытания саратовского катера «Николь-классик»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Испытания опытного образца гидроцикла «ВМ-650»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Испытания четырех надувных мотолодок и четырех моторов
Две навигации с подвесным мотором «Selva-30»
Испытания нового швертбота «Алекстар-18» класса «Микро»
Испытания новой отечественной мотолодки «Омега»
Полиуретаны для морского применения компании «Sikaflex»
Как купить подержанную мотолодку с мотором в США
Прямой узел для связывания двух тросов
Фантазия на тему автоматизации швартовки судна
Ловля рыбы на озере Голышево в Белоруссии
Почему погиб четырехмачтовый барк «Памир»
Большинство аварий происходит из-за «человеческого фактора»
Испытания и отзывы о мореходном катере «Орфей»
Две навигации с подвесным мотором «Selva-30» (продолжение)
Особенность применения эпоксидной смолы
Датчик для электрической водоотливной помпы


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 18 + 14 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории