
«Ока» проходит испытания
Была назначена междуведомственная комиссия для проведения испытаний и приемки мотора «Ока». В состав комиссии вошли: представитель КЭБ УЗМД А. Шикин (председатель), представители Богородского механического завода Б. Киселев (зам. председателя) и А. Чиркин, представители заинтересованных ведомств и организаций Э. Клосс, Н. Рабинович, В. Маховер, Г. Малиновский. От ЦП НТО судостроительной промышленности в комиссию вошел ученый секретарь секции мелкого судостроения Л. Трегубенко.
Испытания мотора проводились на акватории Центрального морского клуба ДОСААФ в Тушине (г. Москва) с 13 по 27 апреля 1966 г. по утвержденной программе. По решению комиссии время работы мотора на заводских испытаниях — 388 часов — было зачтено в общее время работы мотора. Дополнительно мотор прошел ходовые испытания в течение 50 часов на разных режимах.
Были приняты отчет по проведению заводских испытаний подвесного мотора «МЛ-350», снятые на заводе внешняя и винтовая характеристики мотора и его технический проект. Мотор максимальной мощностью 19 л. с. при 5000 об/мин. разработан конструкторским бюро Богородского механического завода в 1964 г. при участии А. Степанова, Б. Киселева, А. Чиркина, В. Власова, Н. Ильюхина и других. Основные технические данные этого мотора приведены в предыдущих выпусках сборника. Напомним лишь его сухой вес — 38 кг и расход топлива — около 7,5 кг/час.
Управление дроссельной заслонкой производится вращением рукоятки румпеля; предусмотрена аварийная остановка мотора кнопкой, замыкающей зажигание на массу. Реверс-редуктор обеспечивает хорошо фиксируемое включение переднего хода, нейтрали и заднего хода. Мотор предназначен для нормальной высоты транца до 400 мм.
Мотор имеет современное оформление.
Из технических особенностей мотора следует отметить применение легких поршней, изготовленных из алюминиевого сплава; из него же отлиты и блоки цилиндров, в которые запрессованы чугунные гильзы. Коленчатый вал разборный с крайними опорами на шарикоподшипниках; для средней опоры применен игольчатый подшипник с дюралюминиевым сепаратором. Стальные штампованные шатуны имеют неразъемные нижние головки с игольчатыми подшипниками.
Комиссией производилась проверка тяги на швартовах. Несколько измерений при числе оборотов мотора в пределах 3040—3125 показали, что упор винта равен 110 кг. При скоростных ходовых испытаниях мотор ставился на новую стандартную «Казанку» весом 130 кг. Скорости при испытаниях на мерной километровой дистанции с прохождением в обе стороны) таковы: ЗВ,5; 36,2; 34,5; 31,1 км/час с одним, двумя, тремя и четырьмя человеками на борту соответственно.
Следует отметить, что все испытания производились с мотором, уже проработавшим более 400 часов. Несомненно, что результаты с новым обкатанным мотором были бы существенно выше.
Комиссией специально отмечены: легкая заводка двигателя как в холодном, так и в горячем состоянии; простота и технологичность его конструкции; легкость разборки и обслуживания. По рабочему объему цилиндров двигатель соответствует «Типажу подвесных лодочных моторов на 1965—1970 гг.» и спортивной классификации на подвесные лодочные моторы Федерации водно-моторного спорта СССР.
Комиссия констатировала, что мотор «МЛ-350-Р» («Ока-16») представляет собою оригинальную отечественную конструкцию, в основном удовлетворяющую современным требованиям, предъявляемым к лодочным подвесным моторам широкого пользования. Вместе с тем Отмечены и некоторые конструктивные недостатки, основными из которых являются: отсутствие фильтра — отстойника топлива, недостаточная надежность опоры подвески и малая эффективность ее амортизаторов. Недостатками являются также различие в температурных режимах работы верхнего и нижнего цилиндров двигателя и несколько повышенная шумность мотора на ходу. Размещение рукоятки румпеля не соответствует общепринятому и может вызвать затруднения при управлении; отсутствует возможность регулировки угла опережения зажигания на ходу.
К неофициальным рекомендациям следует отнести: необходимость замены не применяемого в настоящее время зажигания от агрегатного магнето стандартным зажиганием от маховичного магнето с выносными катушками высокого напряжения; введение достаточно мощного источника электроэнергии, обеспечивающего питание ходовых огней и зарядку аккумулятора; применение механической блокировки мотора, не допускающей возможности заводки двигателя при положении рукоятки управления реверс-редуктором на передний или задний ход. Необходимо улучшить подводную часть мотора и уменьшить габариты реверс-редуктора. За счет широкого применения пластмасс, в частности пластмассового капота, может быть снижен сухой вес мотора. В дальнейшем желательна разработка съемного электростартера, поставляемого по желанию, и, конечно, надежного дистанционного управления, совершенно необходимого для моторов повышенной мощности. Надо наладить и выпуск моторов с удлиненным дейдвудом.
В заключение междуведомственная комиссия на основании детального ознакомления с предъявленным образцом мотора, его испытаний в условиях работы на судне и ознакомления с результатами испытаний, произведенных заводом, рекомендовала: изготовить опытную партию моторов с учетом всех изложенных в приемных актах замечаний с последующим проведением в полном объеме соответствующих испытаний для окончательного решения вопроса о серийном и массовом выпуске подвесного лодочного мотора данной кубатуры и конструкции.
Мы не сомневаемся, что завод-изготовитель полностью решит все поставленные задачи и в кратчайший срок даст стране столь необходимый экономичный мотор высокого качества и с современными техническими показателями.