Рабочий объем нового двигателя составляет 496 см3 при диаметре поршня 72 мм (вместо 422 см3 и 67 мм у серийного мотора). Внедрена возвратно-петлевая продувка, обеспечивающая более высокий коэффициент .наполнения цилиндра рабочей смесью, чем старая дефлекторная. Эти мероприятия позволили поднять мощность двигателя до 27—30 л. с. Первый опытный экземпляр №ОП-01 имел мощность 29,3 л. с.
Конструктивно по-новому решены некоторые основные узлы и детали мотора. Например, в блок цилиндров из алюминиевого сплава запрессованы чугунные гильзы. Блок стал на 3,5—4 кг легче. Поршень имеет сферическое днище без дефлектора. Диаметр диффузора карбюратора увеличен до 30 мм.
Были усовершенствованы и серийные узлы, такие как глушитель и картер.
Новый «Вихрь» оборудован электростартером СТЛ-100 от аккумулятора с системой подзарядки при помощи генераторной катушки, блока диодов и контактора КМ-50-12, а также системой отбора электроэнергии для питания сети освещения и сигнальных огней судна.
Таким образом «Внхрь-30» выходит на уровень лучших образцов, таких, например, как шведский мотор «Пента-30», который при весе 49 кг имеет мощность 29,1 л. с. При этом следует учесть, что «Пента-30» имеет степень сжатия 10 и работает только на высокооктановых бензинах и специальных маслах.
Опытный мотор «Вихрь-30» был установлен на катере «Прогресс» для испытаний в реальных условиях. К 10 сентября 1968 г. двигатель проработал 183 часа, в основном на максимальных режимах. Скорость катера с четырьмя человеками на борту составляла около 40 км/час. Мотор прошел испытания без поломок.
После этого было решено приступить к изготовлению первой опытной партии лодочных моторов «Вихрь-30» и провести ходовые испытания по маршруту Куйбышев — Ульяновск — Куйбышев. И вот 10 сентября четыре катера «Прогресс» с моторами «Вихрь-30» отправились в путь.
Эти испытания проходили в тяжелых штормовых условиях. Температура воздуха не превышала 6—8°С, на Куйбышевском водохранилище свирепствовал сильный ветер и волнение в 4—5 баллов при температуре воды 16—18°.
Протяженность маршрута была около 600 км.
Испытания длились четверо суток. Ввиду сильного шквального ветра порой не было возможности выйти в Куйбышевское море, за четверо суток общее ходовое время составило только 19 часов. Каждая лодка несла по 450—500 кг (экипаж, запасы горючего и снаряжение), и на волне скорость не превышала 30—35 км/час. При движении по штормовому морю моторы испытывали большие динамические перегрузки, так как при подъеме катера на волну гребной винт оказывался свободным от воды, и мотор развивал обороты выше предельно допустимых; затем при резком падении катера с гребня волны и ударе о следующий вал. обороты мотора от сильной перегрузки резко падали до минимальных. Неоднократно по подводной части моторов ударяли плавающие предметы (топляки, затопленные пни деревьев и т. п.).
Несмотря на тяжелые условия работы, все системы работали безотказно. Пришлось только заменить свечи СИ-12 из-за обедненной смеси на одном моторе.
Катера «Прогресс» после перехода нуждались в капитальном ремонте вследствие появившихся сильных течей в клепаных швах и разрушения опорных профилей и сидений.
Мы, разумеется, понимаем, что эти испытания недостаточны для окончательного заключения о полной работоспособности новых моторов, однако результаты являются обнадеживающими.
По окончании пробега Куйбышев — Ульяновск — Куйбышев моторы № ОП-02 и ОП-04 были установлены на электротормозной стенд для снятия внешних характеристик. При этом получены следующие данные:
Мотор № ОП-02 | Мотор № ОП-04 | |
Мощность при 5000 об/мин, л. с. | 28,1 | 29,2 |
Часовой расход топлива, кг/час | 9,85 | 10,2 |
В 1970 г. первые партии моторов «Вихрь-30» поступят в торговую сеть для продажи населению.