Мы изготовили и испытали системы дистанционного управления дроссельной заслонкой карбюратора и реверса мотора «Москва», применив схему с возвратными пружинами на моторе и двумя тяговыми тросиками, соединяющими мотор с пультом управления. Пульт оборудован раздельными рукоятками газа и реверса и устанавливается в кокпите, рядом с рулевой колонкой. Стальные оцинкованные тросики ∅2 мм, идущие от пульта управления, пропускаются в металлические или пластмассовые трубки ∅6—8 мм, которые предотвращают провисание и заедание тросиков.
В кормовой части кокпита, почти у самого транца, где тросики выходят из трубок, их одевают в гибкую боуденовскую оболочку, которая закрепляется на кронштейнах 5 и 7 на моторе.
Для возврата ручки реверса в нейтральное положение и для включения заднего хода применены две цилиндрические пружины 2 (наружный диаметр 15 мм, диаметр проволоки 1,5 мм, число витков — 45) из обычной стальной углеродистой пружинной проволоки. Упругость пружин должна обеспечить преодоление трения во всей системе, поэтому их длины и диаметры подбираются при сборке. Фиксатор ручки реверса с двигателя снят.
Для возврата системы регулирования газа из положения «полный газ» в положение «стоп» применена плоская спиральная пружина. Такая пружина компактна, легко устанавливается на двигателе и создает равномерное усилие в любом положении сектора газа.
Пружина крепится на валике рычага дроссельной заслонки на уровне нижних болтов крышки картера. Второй конец пружины крепится к кронштейну, который устанавливается на крышке картера на двух нижних болтах. Если упругости одной пружины недостаточно, устанавливают две или более, располагая их на вертикальном валике одна над другой. Мы применили две пружины с шириной ленты (пластины) 7,5 мм, толщиной 0,6 мм и длиной около 450 мм. Число витков пружины в свободном состоянии (перед установкой на ось) — 7, в рабочем состоянии — 10. При сборке усилие, развиваемое пружинами, регулируется путем предварительного закручивания валика заслонки, после чего валик соединяется с сектором газа и тягой механизма опережения зажигания. Для уменьшения трения в системе регулирования газа следует ослабить гайку на румпеле, смазать пружину и другие трущиеся поверхности. В предлагаемой схеме поворот сектора газа в сторону увеличения оборотов двигателя приводит к закручиванию спиральной пружины. Это обеспечивает автоматический сброс оборотов двигателя в случае обрыва тросика регулировки газа.
Все детали пульта управления по возможности нужно выполнить из некорродирующего материала. Шесть отверстий с резбой М4 (дет. 1) предназначены для винтов, соединяющих две половины корпуса с этой деталью, поэтому эти отверстия сверлятся совместно с дет. 8 при сборке пульта. Деталь 5 крепится к шкиву (дет. 2) расклепыванием ножки, поэтому материал ее должен быть достаточно пластичным.
Корпус пульта состоит из одинаковых по размерам половин (дет. 8). Со стороны ручки газа стенка корпуса вырезается настолько, чтобы вилка газа (дет. 12) могла выходить из зацепления с деталью 1. Вырез в корпусе со стороны ручки реверса делается по шаблону. Чтобы в корпусе не скапливалась вода, в стенках обеих половин корпуса в самой нижней точке нужно просверлить по отверстию ∅4 мм. Кроме того, в стенках корпуса необходимо сделать отверстия для прохода тросиков. Положение отверстий намечается по месту.
Два отверстия с резьбой М3 в дет. 2, предназначенные для крепления дет. 11, нарезаются только на одном шкиве, в остальном оба шкива одинаковы.
При установке дистанционного управления большое значение для уменьшения трения в системе имеет длина гибкой оболочки. Она должна быть минимальной, но в то же время обеспечивать необходимый угол поворота двигателя во избежание излома тросиков. Концы оболочек должны быть надежно закреплены, с одной стороны, к корпусу лодки в местах перехода в металлические трубки, с другой стороны — к кронштейнам. Эти кронштейны закрепляют на двигателе в местах, предусмотренных для установки дистанционного управления. Если нужно снять мотор с лодки, то кронштейны легко отделяются, без нарушения регулировки системы.
Точная регулировка натяжения тросиков производится при помощи закрепленных на кронштейнах болтов со сквозными отверстиями.