Дистанционное управление подвесными лодочными моторами состоит из трех элементов: управления поворотом моторов вокруг их вертикальных осей, что обеспечивает изменение направления движения катера; управления режимом работы моторов и управления переключением реверсов моторов.
Нет необходимости останавливаться на описании устройства для управления поворотом моторов, так как надежные системы многократно описаны в литературе. Заметим только следующее: гибкий стальной канатик, служащий штуртросом, проводят по левому борту (рис. 2) с помощью блоков на шарикоподшипниках. Чтобы штуртрос не перетирался, плоскость блоков необходимо тщательно согласовать с направлением штуртроса. Для надежной работы штуртроса диаметр блоков необходимо выбирать в зависимости от диаметра троса в соотношении 30:1.
Сложнее обстоит дело с дистанционным управлением дросселем карбюратора и реверсом моторов, так как промышленность подобных приспособлений не выпускает. Поэтому, после опробования многих систем такого управления, мы предлагаем показанную ниже на чертежах конструкцию как наиболее простую и надежную. Кроме того, рекомендуемое устройство может быть прикреплено к любому мотору «Москва» без значительных переделок и годится как на один, так и на два мотора.
Принцип установки управления показан на рис. 2.
Для дистанционного управления применена блочная система стальных тросиков, проходящих в гибкой оболочке. Гибкие оболочки изготовляются вручную, как это предлагает Э. Э. Клосс (см. библиографию на стр. 237), или наматываются из рояльной проволоки на токарном станке. Можно применять мотоциклетные оболочки (но их обычно трудно приобрести). Следует заметить, что гибкие тросы на всей длине применять не обязательно. Часть троса можно заключить в жесткие трубки, как показано на рис. 1.
Моторы в систему дистанционного управления подсоединяют последовательно, поэтому подгонкой положения на тросах деталей 26 и 25 легко достигается синхронность работы.
Устройство управления детально показано на рис. 1.
Судостроители могут внести свои изменения в конструкцию и вправе ее улучшать, но мы хотим предостеречь от увлечения более «простыми» системами с возвратными пружинами, так как они получаются менее надежными и часто подводят в самые неподходящие моменты.