Ниже помещена статья И. Тихомирова о некоторых зарубежных моторах малой мощности, получивших у нас название «мотор-весло». Хотя в ней и не упоминаются многие распространенные моторы данного типа английского производства («АТКО», «Кану-Жет», «Петер-Пан», «Скиннер» и т. д.) и нет описания старого мотор-весла «Кениг», конструкции и оформление которых представляют интерес, мы полагаем, что данная статья будет полезна для широких кругов читателей.
Основными достоинствами бортовых моторов являются небольшой вес, малое потребление горючего, простота устройства и надежность в работе. Их транспортабельность, возможность применения на любых плавучих средствах, включая резиновые лодки и плоты, и, наконец, дешевизна должны способствовать широкому распространению подобных моторов в нашей стране, особенно в местах, отдаленных от больших водных путей.
Несомненна возможность организации изготовления моторов-весел на базе, например, имеющихся в продаже и хорошо себя зарекомендовавших отечественных веломоторов «Д-5», К сожалению, мотор-весло не вошло в утвержденный типаж подвесных моторов. Тем актуальнее становится проблема его самостоятельной конструкции в водно-моторных клубах и коллективах, а также отдельными любителями водно-моторного спорта и туризма.
Нам известно, что изготовлением мотор-весла занимаются в Горьком, Ульяновске, Харькове и других местах. Отдельными любителями такие моторы уже сконструированы и успешно эксплуатируются.
В дальнейших выпусках сборника мы еще вернемся к описанию конструкций мотор-весла, в том числе и для самостоятельного изготовления. Просим всех читателей, занимающихся этими моторами или уже их построивших, сообщить нам о проделанной работе и описать готовые конструкции. Такие описания, фото и чертежи наиболее интересных конструкций будут помещены в последующих выпусках сборника.
Коллективный опыт — лучшая основа для создания хорошей конструкции мотор-весла, столь необходимого многим охотникам и рыбакам, туристам и любителям водного спорта.
За рубежом кроме обычных «кормовых» подвесных моторов, получили распространение и двухтактные бортовые лодочные моторы мощностью 1—4 л. с. Эти моторы используются преимущественно для установки на малых деревянных судах, резиновых надувных лодках, байдарках, каноэ, а также как вспомогательные моторы на небольших парусных яхтах и швертботах. Небольшой вес (7—12 кг) и транспортабельность делают такие моторы Незаменимыми для туристов, путешествующих по озерам и рекам со слабым течением.
Преобладающее большинство бортовых лодочных моторов имеет воздушное охлаждение. Такое охлаждение наиболее целесообразно при небольших мощностях, особенно при плавании на малых реках и озерах, заросших водорослями, а также в водоемах с загрязненным дном.
Из группы немецких (ГДР) бортовых моторов представляет интерес показанный на рис. 1 мотор «Пфейль» («Стрела») MAW-50, сконструированный на базе велосипедного двигателя. Двигатель — одноцилиндровый двухтактный с возвратно-петлевой двухканальной продувкой. Диаметр цилиндра 39,8 мм; ход поршня 40 мм; рабочий объем цилиндра 49,5 см3; степень сжатия 6,9. Мощность при 4000 об/мин составляет 1,5 л. с.
Продувка осуществляется через два окна, выполненных в поршне под поршневым пальцем. Цилиндр двигателя отлит совместно с картером из алюминиевого Сплава и имеет запрессованную чугунную гильзу. Нижняя головка шатуна с бессепараторным роликовым подшипником. Коленчатый вал имеет одну коренную шейку, вращающуюся на двух шариковых подшипниках.
Зажигание и освещение от маховичного магдино. Магнитное кольцо магдино выполнено из металло-керамического сплава. Напряжение в катушке освещения 6 в; мощность 3,1 вт. Свеча зажигания с метрической резьбой 14 мм. Калильное число 175. Передача вращения от коленчатого вала двигателя на вал гребного винта осуществляется через редуктор, состоящий из двух шестерен, помещенных в картере двигателя. Передаточное отношение 4,3:1. Пуск мотора шнуром. Вес мотора всего 7 кг.
На рис. 2 изображен общий вид другого бортового мотора «Никсе» («Русалка»), также выпускаемого в ГДР; силовая головка этого мотора показана на рис. 3. Двигатель — одноцилиндровый с двухканальной возвратно-петлевой продувкой. Диаметр цилиндра 42 мм; ход поршня 43 мм; рабочий объем цилиндра 60 см3; степень сжатия 7,1. Максимальная мощность при 3500 об/мин составляет 1,25 л. с. Цилиндр двигателя, отлитый из чугуна, имеет съемную головку, выполненную из алюминиевого сплава. Охлаждение двигателя — водяное принудительное. Подача охлаждающей воды в головку цилиндра производится помпой, работающей от пульсаций давлений в кривошипной камере. Карбюратор двигателя аналогичен примененному в моторе «Пфейль». Редуктор состоит из двух шестерен, помещенных в специальной полости картера. Передаточное отношение 2,5 : 1; вес мотора 12 кг.
Бортовой мотор «Тюмлер» (рис. 4) имеет одноцилиндровый двухтактный двигатель с двухканальной возвратнопетлевой продувкой. Максимальная мощность двигателя 1,5 л. с. при числе оборотов 2800 в мин.; диаметр цилиндра 45 мм; ход поршня 46 мм; рабочий объем цилиндра 75 см3. Свеча зажигания с калильным числом 145. Охлаждение цилиндра водяное.
Польский бортовой мотор «Гном» 01В» (рис. 5) используется не только как лодочный, но и как велосипедный. Двигатель одноцилиндровый с воздушным охлаждением и с маховичным магнето. Продувка поперечная. Диаметр цилиндра 38 мм; ход поршня 40 мм; рабочий объем цилиндра 45 см3. Двигатель развивает мощность 0,6 л. с. при 3000 об/мин. Вес мотора 12 кг. Цилиндр чугунный с оребрением; головка цилиндра отлита из легкого алюминиевого сплава. Поршень имеет дефлектор. Коленчатый вал имеет одну коренную шейку, вращающуюся на двух шарикоподшипниках. Карбюратор снабжен воздушным фильтром. Длина гребного вала 900 мм.
Из лодочных моторов ФРГ наибольший интерес представляет бортовой мотор (фирмы «Цюндап») «Дельфин» модели 303. Общий вид этого мотора с частичным разрезом по двойной трубе показан на рис. 6. Основные технические данные следующие: диаметр цилиндра 46 мм; ход поршня 42 мм; рабочий объем цилиндра 70 см3; степень сжатия 6,5. Максимальная мощность равна 2,3 л. с. при 4500 об/мин; передаточное отношение к винту 4,08: 1. Общий вес мотора 13,2 кг. Расход топлива 0,5—1 л/час в зависимости от режима работы.
Цилиндр отлит из алюминиевого сплава. Для увеличения износоустойчивости и долговечности цилиндра зеркало его хромировано. Охлаждение — комбинированное воздушно-водяное — надежно обеспечивает работу двигателя при всех условиях его эксплуатации. Вода, отбрасываемая гребным винтом 1, улавливается водособирающим носком 17, выполненным в массивной вытянутой шпоре мотора 16. Далее вода по каналу 15 в шпоре и трубке 3, пропущенной через дейдвудную трубу 2, поступает к соплу 7, вмонтированному в трубку 6. Проходя через сопло, вода разбрызгивается на отдельные струйки, направляемые на оребренную поверхность головки цилиндра 8.
Отработавшие газы поступают из цилиндра по патрубку 9 и трубке 14, проходящей внутри дейдвудной трубы, в полый гребной вал мотора 13. Далее отработавшие газы через отверстие на конце гребного вала выбрасываются под воду. Обратный шариковый клапан 18, установленный в конце вала 13, позволяет отработавшим газам беспрепятственно выходить под воду. При остановке мотора обратный клапан автоматически закрывает выпускную систему от поступления в нее воды.
Воздух в карбюратор 10 засасывается через шланг 5, снабженный на конце воздушным фильтром 4. Установленный на карбюраторе отстойник 12 препятствует проникновению воды в смесительную камеру. Магнето 11 — маховичное фирмы «Норис». Дополнительно мотор может быть снабжен специальной осветительной фарой с лампочкой 16,5 вт, питающейся от катушки низкого напряжения, помещенной в магнето.
Пуск двигателя — при помощи шнурового устройства с механизмом, возвращающим шнур в стартовое положение. Предусмотрен аварийный запуск обычным шнуром. Гребной вал имеет длину 1,3 м. Шпора защищает гребной винт от поломки при встрече с подводными препятствиями. Мотор имеет навесное устройство, позволяющее во время хода судна изменять наклон гребного винта.