Необходимость регулировки может быть вызвана следующими причинами:
а) изменением погодно-климатических условий;
б) тем, что топливо и масло, выдаваемые на месте соревнований, несколько отличаются от ранее применявшихся;
в) устранением неисправности, возникшей во время транспортировки, тренировки или гонки;
г) указаниями тренера по изменению тактики гонок;
д) подготовкой к рекордному заезду.
В период проведения соревнований участникам, как правило, отводится строго ограниченное время для тренировочных выходов на воду и запусков моторов на берегу. Поэтому рациональное использование отведенного времени является одним из решающих факторов в достижении высоких спортивных результатов.
Из опыта известно, что наилучшие угол опережения зажигания и качество рабочей смеси возможно получить при их изменении на работающем моторе с оборотами, соответствующими максимальной мощности с полной нагрузкой, т. е. на ходу. Но регулировка гоночного мотора на скутере, который движется со скоростью 70—120 км/час,— весьма сложное дело. Фиксированная регулировка с остановками связана с большими затратами времени и неоднократным выходом на воду, что приводит к нерациональному расходованию моторесурса двигателя. Дистанционное управление опережением зажигания и качеством смеси дает возможность хорошо отрегулировать двигатель, но из-за своей сложности может послужить причиной схода с дистанции.
Все это позволяет сделать вывод, что наиболее приемлемым способом является регулировка работающего в максимальном режиме мотора с эквивалентом нагрузки, т. е. мулинеткой.
В качестве мулинетки при оборотах гребного вала свыше 5000 об/мин целесообразно использовать гладкий диск из алюминиевого сплава. Поглощаемую этим диском мощность можно приближенно определить по формуле:
N — мощность, л. с.;
К — постоянный коэффициент, равный 0,2÷0,3;
п — число оборотов гребного вала, об/мин;
D — диаметр диска.
Так, например, при n=7500 об/мин, К=0,2 и D=0,2 м поглощаемая диском мощность будет равна 27 л. с., а при увеличении D до 0,205 м — 30,4 л. с.
Если для поглощения мощности мотора одного диска недостаточно (увеличить диаметр не позволяет антикавитационная плита), следует поставить два диска, разместив их по длине гребного вала на возможно большем расстоянии один от другого. Так как слой воды на периферии диска имеет скорость много больше, чем скорость встречного потока при движении судна, проблема охлаждения двигателя при наладке решается легко путем установки соответствующего заборника. Глубина погружения диска в воду также влияет на величину поглощаемой мощности, поэтому следует стремиться к большему его погружению.
Регулировку мотора можно производить, не снимая его с корпуса; для этого корпус следует забалластировать до возможно большей осадки с тем, чтобы диск погрузился как можно глубже (под днище корпуса, во избежание его затопления, целесообразно подставить козелки). Для получения сравнимых результатов регулировки в разное время на корпусе следует сделать отметку глубины погружения.
При регулировке мотора выходное отверстие глушителя следует направлять по ветру, во избежание попадания продуктов сгорания в легкие спортсменов, работающих у мотора, и во всасывающий патрубок двигателя.
Качество регулировки двигателя определяется по числу оборотов коленчатого вала. Обороты замеряются ручным тахометром или тахометром, установленным на моторе. На моторах «Дельфин» первых выпусков под магнето имеется специальное место для установки дистанционного тахометра. Для достижения наибольшей мощности мотора, а следовательно, и скорости желательно наряду с указателем скорости устанавливать также простейший тахометр-индикатор, что в значительной мере облегчает подбор оптимального винта и эксплуатацию мотора на оборотах максимальной мощности.
Наряду с регулировкой двигателя на максимальную мощность (для этой цели достаточно одного диска), имея набор дисков, возможно снять внешнюю характеристику двигателя и определить обороты максимальной мощности. Точность измерения числа оборотов зависит от точности тахометра; точность замера мощности зависит от выбора коэффициента К и точности замера оборотов.
Коэффициент К можно определить с помощью мотора с известной внешней характеристикой, для чего тарируемые диски поочередно устанавливают на указанный мотор и производят замер оборотов при открытом полностью дросселе. Подставляя в приведенное выше уравнение полученные путем замера обороты и мощность данного двигателя, взятую из внешней характеристики (для соответствующих оборотов), определим величину К. для проверяемого диска.