Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Проблемы малого флота
  • 1972 год
  • Почему упал спрос на лодочные моторы в СССР?
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Бортовые лодочные моторы малой мощности типа «мотор-весло»
Там, где делают лодочные моторы
Там, где делают лодочные моторы (Очерк второй)
Лодочные электрические подвесные моторы
Американские подвесные лодочные моторы 1975 года
Лодочные моторы и окружающая среда
Зарубежные подвесные лодочные моторы «Карнити» и «Сельва»
Щадящие окружающую среду лодочные моторы
Подвесные лодочные моторы 2005 года
Что представляют собой подвесные лодочные моторы «Tohatsu»
Дизельные лодочные моторы фирмы «Costruzioni Motori Diesel»
Необходимость государственных стандартов на лодочные моторы
Новые лодочные моторы «Салют-Э» и «Салют-ЭС»
Водно-моторный спорт в СССР


Вр чебоксары - центры виртуальнои реальности в чебоксарах.

Почему упал спрос на лодочные моторы в СССР?

Год: 1972. Номер журнала «Катера и Яхты»: 37
          0


Значение информация в нашем быстроизменяющемся мире вряд ли стоит объяснять — это общепонятно. Задача популярного издания — дать информацию, доступную широкому кругу людей, привлечь их внимание к тому или иному вопросу — будь-то, применительно к нашему сборнику, сообщение о новой конструкции катера, о маршрутном дальнем плавании или просто полезный совет любителям-судостроителям.

Но это одна сторона дела. Не меньшее значение имеет обратный поток информации от читателей — к редакции, от потребителей — к промышленным фирмам. Предлагаемая вниманию читателей статья и комментарии к ней интересны не только тем, что в них содержится определенный объем информации по вопросу прогнозирования в области производства моторов, но и как конкретный пример использования анкетного метода опроса населения.

Количество ответивших на анкету составляет, однако, слишком незначительный процент от общего числа потенциальных покупателей и владельцев лодочных моторов, чтобы полученные результаты можно было считать исчерпывающими. Скорее их следует рассматривать как своего рода предэскизный проект. Дополнить его нужно как с помощью более дифференцированного анкетного опроса потребителей, который позволил бы уточнить перспективу с учетом общих тенденций развития водного туризма и спорта, совершенствования обслуживания владельцев лодок и катеров и т. п., так и пользуясь другими, на наш взгляд, не менее эффективными методами. Например, путем сбора данных о качественных изменениях флота малых судов на наиболее крупных лодочных стоянках, проведения деловых встреч представителей промышленности, торговли и общественности и т. п.



В 1971 г. торговые организации стали испытывать трудности со сбытом отдельных моделей подвесных лодочных моторов, в то время как на другие модели по-прежнему ощущался дефицит, т. е. спрос населения на них не был удовлетворен. Такое положение. могло создаться только в результате недостатков в планировании производства, невнимания к современным методам прогнозирования, отсутствия у предприятий тесных контактов с потребителем.


Чтобы выяснить действительную потребность в моторах различных марок, Ржевский завод автотракторного электрооборудования провел опрос владельцев моторов и потенциальных покупателей — анкета была опубликована в №32 сборника, а также рассылалась по почте.

Результаты опроса непосредственно стыкуются с ранее проведенной работой Всесоюзного научно-исследовательского института по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли (ВНИИКС), основные результаты которой публиковались в том же номере сборника. Работа касалась проблем производства и сбыта прогулочных судов и моторов.

Наибольший интерес к нашей анкете проявили люди в возрасте от 31 до 40 лет, в основном (62%) служащие.

Горожане составляют 78% от числа лиц, уже имеющих моторы, и 73% от числа будущих владельцев. Приведенные цифры говорят о том, что спрос на моторы среди сельского населения растет. Это нужно учесть работникам потребительской кооперации, которая пока продает лишь незначительное количество лодочных и катерных моторов (12,3%).

72% ответивших на анкету отдали предпочтение подвесным моторам, 28% — стационарным двигателям.

Для большинства ответивших на анкету (61,8%) основным показателем качества мотора является его мощность. Это дает возможность считать правильным выбор мощностного ряда моторов, оговоренного «Типажом катеров и лодок для продажи населению».

Следующим определяющим показателем качества моторов является надежность (31,2% опрошенных), затем их весовые характеристики (30%). По другим показателям мнения распределились следующим образом: экономичность — 16,5%; хорошие тяговые характеристики — 10%; наличие генератора — 6%; простота конструкции — 5%; низкая цена — 4,5%; хорошие пусковые качества — 4%; наличие комплекта гребных винтов — 3%; долговечность мотора — 2,5%; современный внешний вид — 2,3%.

Около 76% высказавшихся владельцев лодочных моторов желают приобрести новый мотор. Проведенный анализ дает основания считать, что, помимо поставок на экспорт и для нужд народного хозяйства, необходимо изготавливать и реализовывать через торговую сеть ежегодно 150—180 тыс. подвесных и 55—70 тыс. стационарных моторов. Следует учесть, что эти цифры распространяются на весь мощностной ряд, оговоренный типажом. Для полного удовлетворения спроса необходимо как можно скорее расширить ассортимент выпускаемой продукции; снизить производство маломощных моторов и наладить выпуск новых, более мощных — от 30 л. с. и выше. 74% потенциальных покупателей указали на отсутствие в продаже нужных им моторов (по мощности и другим качествам), как на одну из причин, по которым они вынуждены воздержаться от покупки.


Так как моторы используются и для туризма, охоты и рыболовства, и для занятий водным спортом, и в хозяйственных целях, то они должны быть приспособлены к различным нагрузкам; комплект гребных винтов должен стать в будущем обязательной принадлежностью каждого мотора.

После опубликования Постановления Совета Министров СССР об охране природных ресурсов страны некоторые местные органы власти вводят ограничения на использование лодочных и катерных моторов в своих районах, а порою совсем запрещают плавание моторных судов, подменяя этими мерами действенную борьбу с браконьерством и загрязнением водоемов. Такие решения срывают выполнение постановлений Правительства и решений ЦК КПСС и ВЦСПС об улучшении условий отдыха трудящихся и дальнейшем развитии туризма и спорта.

Что же касается чистоты водоемов, то можно с уверенностью сказать, что все имеющиеся в стране лодочные и катерные моторы вместе взятые загрязняют воду меньше, чем некоторые отдельные промышленные предприятия.

Часть вины за падение спроса на моторы ложится и на торговые организации. Зачастую моторы и запасные части к ним продаются неспециализированными отделами и магазинами, которые не имеют ни должным образом оборудованных витрин, ни демонстрационных площадок, ни складских помещений. Плохо поставлена реклама. Продавцы часто недостаточно компетентны, не знают, какие запасные части имеются и какие пользуются наибольшим спросом. Некоторых запасных частей в магазинах просто не найти. 19,6% опрошенных владельцев моторов вообще не могут достать нужные детали, 13,4% покупают их «на стороне», порой по спекулятивным ценам. Особенно плохо обеспечиваются запасными частями владельцы моторов «Вихрь», «Прибой», «Салют» и «Нептун». А между тем в большинстве случаев запасные части изготавливаются в достаточном количестве, но из-за нерасторопности торгующих организаций слишком медленно «идут» к потребителю.

Думается, назрел вопрос об организации в системе Посылторга специализированного предприятия по торговле моторами и запасными частями, имеющего прямую связь с заводами-изготовителями. Подольская база Посылторга, занимающаяся торговлей запасными частями к моторам, в силу большой загруженности не справляется с заказами потребителей.


Среди «проблем номер один» немаловажное место занимает организация обслуживания судов и моторов, находящихся в личном пользовании граждан. Из пяти тысяч владельцев моторных судов, участвовавших в опросе, 1750 человек (35,5%) вообще лишены возможности держать свои лодки и катера на охраняемых стоянках. Из тех же, кто имеет такую возможность, только 20,8% пользуются удобными заправочными станциями, а отремонтировать мотор в специализированной мастерской могут лишь 17,8%. Некоторые лодочные стоянки лишены самого элементарного оборудования. И вот результат: отложили приобретение мотора из-за отсутствия близко расположенных стоянок 16,6% опрошенных граждан, из-за отсутствия ремонтных мастерских — 16,2%, удобных заправочных станций — 18,3%,

Нет необходимости доказывать, что сервис — это чистота и порядок на водных дорогах страны, повышение безопасности плавания, увеличение спроса на выпускаемые промышленностью товары.

Неблагоприятное влияние на развитие спроса оказывает также недостаточное количество и более чем скромный ассортимент выпускаемых судов. Опрос владельцев моторов показал, что более 42% из них плавает на самодельных лодках. Особенно неудовлетворительно обстоят дела с судами под моторы «Салют», «Прибой», «Ветерок-8»; промышленность таких лодок практически не выпускает, и до 80% этих моторов эксплуатируются на судах самодельной постройки.

Качество многих катеров и лодок промышленного производства не соответствует их высокой цене.

В настоящее время целесообразно довести количество выпускаемых мотолодок до 85—80% от выпуска моторов и сохранять такой уровень до 1974 г. В последующие годы уровень производства судов можно будет снизить до 60—65% от выпуска моторов, расширив их ассортимент, повысив качество и снизив цены.

Материалы обработки анкет показывают, что можно ожидать спроса на установки с водометными движителями в количестве 25% от общего числа выпускаемых подвесных моторов и около 50% от числа производимых стационарных двигателей.

При опросе выяснилось, что только 22% всех моторов приобретено в кредит. Из каждых 100 потенциальных покупателей 24 отложили приобретение судов или моторов из-за отсутствия возможности купить их в рассрочку.


Владельцы моторов и потенциальные покупатели прислали вместе с анкетами большое количество писем, в которых содержится информация по опыту эксплуатации моторов, предложения по совершенствованию их конструкций.

Все эти предложения и пожелания систематизированы и направлены заводам — изготовителям моторов.

Пользуясь случаем, приношу признательность всем товарищам, откликнувшимся на нашу анкету.

Комментарии представителей ведущих моторостроительных заводов


Тема статьи актуальна и интересна, но ряд выводов автора недостаточно или совсем не обоснован.

Из того, что большинство покупателей (61,8%) при выборе мотора прежде всего обращает внимание па мощность, еще совсем не следует, что правильно выбран мощностной ряд моторов, предусмотренный в разработанном Ржевским заводом «Типаже». Нуждаются хоть в. каком-то обосновании рекомендуемые цифры годового выпуска подвесных моторов и стационарных двигателей, а также выпуска моторных лодок в процентах от числа выпускаемых моторов. Нельзя признать обоснованной рекомендацию увеличить выпуск лодок до 80—85% от числа моторов с последующим снижением этого процента. Более правильно, на наш взгляд, постепенное увеличение выпуска. Немалое влияние на спрос оказывает ряд факторов, совершенно не рассмотренных в статье. Это — низкий технический уровень и качество некоторых моделей (например, мотора «Салют»), высокая цена моторов («Салют» п «Прибой», по сравнению с «Ветерком-8», и «Нептуна», по сравнению с «Вихрем»),

Чтобы ответить на такой серьезный вопрос — почему же упал спрос на лодочные моторы, нужно продолжать начатую Ржевским заводом большую работу.

Начальник КБ лодочных моторов Ульяновского моторного завода — Е. И. Фишбейн.



Выполненная Ржевским заводом работа представляет большой интерес. Получены интересные данные, позволяющие более точно определить пути дальнейшего развития производства подвесных лодочных моторов и малых судов, развития торговли, сферы обслуживания и др. При этом, конечно, нельзя забывать о том, что приведенные в статье цифры — относительны. Они отображают только мнение людей, ответивших на вопросы анкеты, и не учитывают мнение тех, кто не был охвачен опросом.


Несколько замечаний, касающихся статьи.

Спрос упал только на отдельные модели моторов; в целом же (в денежном выражении) он, по нашему мнению, даже возрос. Поэтому вряд ли стоит говорить о снижении спроса вообще на моторы.

В статье автор пишет о необходимости комплектования моторов набором гребных винтов, а ведь за это высказалось всего 3% опрошенных лиц.

По вопросу снабжения запасными частями могу отметить, что наш завод план выпуска запчастей, который составляется на основе заявок торговли, выполняет полностью. Очевидно, в создавшемся положении в основном «виновата» сама торговая сеть.

Начальник СКБ Куйбышевского моторостроительного завода им. М. В. Фрунзе — П. А. Сидоров


Понравилась ли вам эта статья?
+1

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Клуб действующих паровых катеров
Киевский крейсерский яхт-клуб
Развитие крупносерийного производства лодок и катеров
Производимые в 1972 году моторные лодки
Выставка «Пластмассы в судостроении» объединения «Ритм»
Серийное производство судна «Лоцман» а США
Фанерный мини-траулер «Роза ветров»
Маршрут для водно-моторников: Калинин — Селигер
Интервью с генеральным директором НПО «Ритм» В. Мещеряковым
Перспективы применения стеклопластика для изготовления лодок
Пластмассовые суда для рыбоперерабатывающей базы «Восток»
Мореходная плавучая дача «Окулус-104» из стеклопластика
Совещание НТО «Состояние проектирования и постройки катеров»
Маршрут для туристов-байдарочников: Торопец — Витебск
Крейсерские яхты «Полутонники» и гонки на них

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Почему упал спрос на лодочные моторы в СССР?

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Вице-президент УИМ Богдан Маньковски о водно-моторном спорте
Пленум Федерации водно-моторного спорта 1972 года
Юбилей детской парусной школы яхт-клуба ДСО «Труд»
Развитие парусного спорта в Болгарии
Из практики судейства парусных соревнований
Лодочные станции для частных лодок в Калинине
Ленинградская каравелла «Нева» туристского клуба ЛKBMT
Интервью с зам. министра речного флота РСФСР А. П. Введенским
Десять новых проектов алюминиевых мотолодок
Опасность молнии для судов в море
В гостях у ленинградского водно-моторного клуба
Киевский городской клуб водно-моторного туризма и спорта
Морские происшествия и новости. Тридцать восьмой выпуск
Качество и ассортимент надувных лодок к 1975 году
Новинки надувных лодок Уфимского завода РТИ


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 23 + 38 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории