Но это одна сторона дела. Не меньшее значение имеет обратный поток информации от читателей — к редакции, от потребителей — к промышленным фирмам. Предлагаемая вниманию читателей статья и комментарии к ней интересны не только тем, что в них содержится определенный объем информации по вопросу прогнозирования в области производства моторов, но и как конкретный пример использования анкетного метода опроса населения.
Количество ответивших на анкету составляет, однако, слишком незначительный процент от общего числа потенциальных покупателей и владельцев лодочных моторов, чтобы полученные результаты можно было считать исчерпывающими. Скорее их следует рассматривать как своего рода предэскизный проект. Дополнить его нужно как с помощью более дифференцированного анкетного опроса потребителей, который позволил бы уточнить перспективу с учетом общих тенденций развития водного туризма и спорта, совершенствования обслуживания владельцев лодок и катеров и т. п., так и пользуясь другими, на наш взгляд, не менее эффективными методами. Например, путем сбора данных о качественных изменениях флота малых судов на наиболее крупных лодочных стоянках, проведения деловых встреч представителей промышленности, торговли и общественности и т. п.
В 1971 г. торговые организации стали испытывать трудности со сбытом отдельных моделей подвесных лодочных моторов, в то время как на другие модели по-прежнему ощущался дефицит, т. е. спрос населения на них не был удовлетворен. Такое положение. могло создаться только в результате недостатков в планировании производства, невнимания к современным методам прогнозирования, отсутствия у предприятий тесных контактов с потребителем.
Чтобы выяснить действительную потребность в моторах различных марок, Ржевский завод автотракторного электрооборудования провел опрос владельцев моторов и потенциальных покупателей — анкета была опубликована в №32 сборника, а также рассылалась по почте.
Результаты опроса непосредственно стыкуются с ранее проведенной работой Всесоюзного научно-исследовательского института по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли (ВНИИКС), основные результаты которой публиковались в том же номере сборника. Работа касалась проблем производства и сбыта прогулочных судов и моторов.
Наибольший интерес к нашей анкете проявили люди в возрасте от 31 до 40 лет, в основном (62%) служащие.
Горожане составляют 78% от числа лиц, уже имеющих моторы, и 73% от числа будущих владельцев. Приведенные цифры говорят о том, что спрос на моторы среди сельского населения растет. Это нужно учесть работникам потребительской кооперации, которая пока продает лишь незначительное количество лодочных и катерных моторов (12,3%).
72% ответивших на анкету отдали предпочтение подвесным моторам, 28% — стационарным двигателям.
Для большинства ответивших на анкету (61,8%) основным показателем качества мотора является его мощность. Это дает возможность считать правильным выбор мощностного ряда моторов, оговоренного «Типажом катеров и лодок для продажи населению».
Следующим определяющим показателем качества моторов является надежность (31,2% опрошенных), затем их весовые характеристики (30%). По другим показателям мнения распределились следующим образом: экономичность — 16,5%; хорошие тяговые характеристики — 10%; наличие генератора — 6%; простота конструкции — 5%; низкая цена — 4,5%; хорошие пусковые качества — 4%; наличие комплекта гребных винтов — 3%; долговечность мотора — 2,5%; современный внешний вид — 2,3%.
Около 76% высказавшихся владельцев лодочных моторов желают приобрести новый мотор. Проведенный анализ дает основания считать, что, помимо поставок на экспорт и для нужд народного хозяйства, необходимо изготавливать и реализовывать через торговую сеть ежегодно 150—180 тыс. подвесных и 55—70 тыс. стационарных моторов. Следует учесть, что эти цифры распространяются на весь мощностной ряд, оговоренный типажом. Для полного удовлетворения спроса необходимо как можно скорее расширить ассортимент выпускаемой продукции; снизить производство маломощных моторов и наладить выпуск новых, более мощных — от 30 л. с. и выше. 74% потенциальных покупателей указали на отсутствие в продаже нужных им моторов (по мощности и другим качествам), как на одну из причин, по которым они вынуждены воздержаться от покупки.
Так как моторы используются и для туризма, охоты и рыболовства, и для занятий водным спортом, и в хозяйственных целях, то они должны быть приспособлены к различным нагрузкам; комплект гребных винтов должен стать в будущем обязательной принадлежностью каждого мотора.
После опубликования Постановления Совета Министров СССР об охране природных ресурсов страны некоторые местные органы власти вводят ограничения на использование лодочных и катерных моторов в своих районах, а порою совсем запрещают плавание моторных судов, подменяя этими мерами действенную борьбу с браконьерством и загрязнением водоемов. Такие решения срывают выполнение постановлений Правительства и решений ЦК КПСС и ВЦСПС об улучшении условий отдыха трудящихся и дальнейшем развитии туризма и спорта.
Что же касается чистоты водоемов, то можно с уверенностью сказать, что все имеющиеся в стране лодочные и катерные моторы вместе взятые загрязняют воду меньше, чем некоторые отдельные промышленные предприятия.
Часть вины за падение спроса на моторы ложится и на торговые организации. Зачастую моторы и запасные части к ним продаются неспециализированными отделами и магазинами, которые не имеют ни должным образом оборудованных витрин, ни демонстрационных площадок, ни складских помещений. Плохо поставлена реклама. Продавцы часто недостаточно компетентны, не знают, какие запасные части имеются и какие пользуются наибольшим спросом. Некоторых запасных частей в магазинах просто не найти. 19,6% опрошенных владельцев моторов вообще не могут достать нужные детали, 13,4% покупают их «на стороне», порой по спекулятивным ценам. Особенно плохо обеспечиваются запасными частями владельцы моторов «Вихрь», «Прибой», «Салют» и «Нептун». А между тем в большинстве случаев запасные части изготавливаются в достаточном количестве, но из-за нерасторопности торгующих организаций слишком медленно «идут» к потребителю.
Думается, назрел вопрос об организации в системе Посылторга специализированного предприятия по торговле моторами и запасными частями, имеющего прямую связь с заводами-изготовителями. Подольская база Посылторга, занимающаяся торговлей запасными частями к моторам, в силу большой загруженности не справляется с заказами потребителей.
Среди «проблем номер один» немаловажное место занимает организация обслуживания судов и моторов, находящихся в личном пользовании граждан. Из пяти тысяч владельцев моторных судов, участвовавших в опросе, 1750 человек (35,5%) вообще лишены возможности держать свои лодки и катера на охраняемых стоянках. Из тех же, кто имеет такую возможность, только 20,8% пользуются удобными заправочными станциями, а отремонтировать мотор в специализированной мастерской могут лишь 17,8%. Некоторые лодочные стоянки лишены самого элементарного оборудования. И вот результат: отложили приобретение мотора из-за отсутствия близко расположенных стоянок 16,6% опрошенных граждан, из-за отсутствия ремонтных мастерских — 16,2%, удобных заправочных станций — 18,3%,
Нет необходимости доказывать, что сервис — это чистота и порядок на водных дорогах страны, повышение безопасности плавания, увеличение спроса на выпускаемые промышленностью товары.
Неблагоприятное влияние на развитие спроса оказывает также недостаточное количество и более чем скромный ассортимент выпускаемых судов. Опрос владельцев моторов показал, что более 42% из них плавает на самодельных лодках. Особенно неудовлетворительно обстоят дела с судами под моторы «Салют», «Прибой», «Ветерок-8»; промышленность таких лодок практически не выпускает, и до 80% этих моторов эксплуатируются на судах самодельной постройки.
Качество многих катеров и лодок промышленного производства не соответствует их высокой цене.
В настоящее время целесообразно довести количество выпускаемых мотолодок до 85—80% от выпуска моторов и сохранять такой уровень до 1974 г. В последующие годы уровень производства судов можно будет снизить до 60—65% от выпуска моторов, расширив их ассортимент, повысив качество и снизив цены.
Материалы обработки анкет показывают, что можно ожидать спроса на установки с водометными движителями в количестве 25% от общего числа выпускаемых подвесных моторов и около 50% от числа производимых стационарных двигателей.
При опросе выяснилось, что только 22% всех моторов приобретено в кредит. Из каждых 100 потенциальных покупателей 24 отложили приобретение судов или моторов из-за отсутствия возможности купить их в рассрочку.
Владельцы моторов и потенциальные покупатели прислали вместе с анкетами большое количество писем, в которых содержится информация по опыту эксплуатации моторов, предложения по совершенствованию их конструкций.
Все эти предложения и пожелания систематизированы и направлены заводам — изготовителям моторов.
Пользуясь случаем, приношу признательность всем товарищам, откликнувшимся на нашу анкету.
Комментарии представителей ведущих моторостроительных заводов
Тема статьи актуальна и интересна, но ряд выводов автора недостаточно или совсем не обоснован.
Из того, что большинство покупателей (61,8%) при выборе мотора прежде всего обращает внимание па мощность, еще совсем не следует, что правильно выбран мощностной ряд моторов, предусмотренный в разработанном Ржевским заводом «Типаже». Нуждаются хоть в. каком-то обосновании рекомендуемые цифры годового выпуска подвесных моторов и стационарных двигателей, а также выпуска моторных лодок в процентах от числа выпускаемых моторов. Нельзя признать обоснованной рекомендацию увеличить выпуск лодок до 80—85% от числа моторов с последующим снижением этого процента. Более правильно, на наш взгляд, постепенное увеличение выпуска. Немалое влияние на спрос оказывает ряд факторов, совершенно не рассмотренных в статье. Это — низкий технический уровень и качество некоторых моделей (например, мотора «Салют»), высокая цена моторов («Салют» п «Прибой», по сравнению с «Ветерком-8», и «Нептуна», по сравнению с «Вихрем»),
Чтобы ответить на такой серьезный вопрос — почему же упал спрос на лодочные моторы, нужно продолжать начатую Ржевским заводом большую работу.
Начальник КБ лодочных моторов Ульяновского моторного завода — Е. И. Фишбейн.
Выполненная Ржевским заводом работа представляет большой интерес. Получены интересные данные, позволяющие более точно определить пути дальнейшего развития производства подвесных лодочных моторов и малых судов, развития торговли, сферы обслуживания и др. При этом, конечно, нельзя забывать о том, что приведенные в статье цифры — относительны. Они отображают только мнение людей, ответивших на вопросы анкеты, и не учитывают мнение тех, кто не был охвачен опросом.
Несколько замечаний, касающихся статьи.
Спрос упал только на отдельные модели моторов; в целом же (в денежном выражении) он, по нашему мнению, даже возрос. Поэтому вряд ли стоит говорить о снижении спроса вообще на моторы.
В статье автор пишет о необходимости комплектования моторов набором гребных винтов, а ведь за это высказалось всего 3% опрошенных лиц.
По вопросу снабжения запасными частями могу отметить, что наш завод план выпуска запчастей, который составляется на основе заявок торговли, выполняет полностью. Очевидно, в создавшемся положении в основном «виновата» сама торговая сеть.
Начальник СКБ Куйбышевского моторостроительного завода им. М. В. Фрунзе — П. А. Сидоров