Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Интересные факты
  • 1972 год
  • Опасность молнии для судов в море
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Столкновение в Северном море судов «Ибн Ту Файл» и «Алевтина и Туя»
Защита яхт и безмачтовых судов от удара молнией
Ограждение опасностей на море
Что такое гроза на воде и защита судна от молнии
Гидродинамика судов типа «морские сани»
Советы строителям глиссирующих судов типа «морские сани»
О рекордах и высокой мореходности судов с малой площадью ватерлинии
Встречи судов с дельфинами и другими морскими животными
Рабочая шлюпка «РШП-3,5» для морских судов
Экзаменатор по навигационным огням морских судов
Навигационные огни морских судов по МППСС-72
Эрнест Хемингуэй и море
Жульнические операции на море
Волга — Ветлуга — Унжа — Горьковское море — Волга


Опасность молнии для судов в море

Год: 1972. Номер журнала «Катера и Яхты»: 38
          0


Молния! Это мгновенное, самое кратковременное явление природы происходит над Землей в среднем более 3100000000 раз в год. Это значит, что в одну секунду в разных частях света раздается не менее ста раскатов грома. Длина гигантской искры может достигать нескольких километров, а мощность — ста миллионов ватт.

Молния еще не обуздана человеком. Несмотря на широкое распространение громоотводов, она ежегодно уносит несколько тысяч жизней. В том числе и и а воде.

«Беда таилась в темной туче, надвигавшейся на нас. С воем налетел западный ветер, поднялась ужасная буря. Порыв ветра разорвал канаты, державшие мачту, и она рухнула, убив кормчего. Сверкнула молния Зевса и разбила в щепки наш корабль». Утверждают, что это выписка из «вахтенного журнала» Одиссея.

В эпоху парусного флота, до введения га судах громоотводов, поражение мачт молнией было нередким явлением.

Информация об изображенииПылающий корабль
Пылающий корабль
 
В 1715 г. во время стоянки у Кронштадта от удара молнии взорвался и затонул русский 64-пушечный корабль «Нарва», причем из 400 человек, находившихся на борту, было спасено только 18.

В 1786 г. у острова Силли (юго-западная Англия) молния попала в грот-мачту фрегата «Тизба». Возник пожар, и фрегат потерял все парусное вооружение.

В 1813 г. капитан английского фрегата «Клориида» Бригз, находясь у берегов острова Цейлон, записал в судовом журнале: «Часа в три пополудни мы увидели грозовую тучу, приближающуюся к нам с наветренной стороны. Я приказал убрать марсели. Примерно час спустя в судно ударила молния, и грот-мачта разлетелась на мелкие куски. Три матроса убиты и многие ранены».

В другом случае командовавший большим судном капитан Гейдон внес в судовой журнал следующую запись: «Увидев, что на нас надвигается шквал, я решил убрать паруса. Пока команда выполняла приказание, верхушку мачты поразил огненный шар, убивший двух и ранивший многих матросов. Более двадцати пострадавших пришлось отправить в кубрик».


Подобные случаи можно перечислять бесконечно.

В начале XIX в. англичанин Уильям Сноу Гаррис, черпая сведения из судовых журналов, составил интересную сводку. С 1799 по 1815 г. молния причинила ущерб 150 кораблям английского военно-морского флота, при этом на одном из каждых восьми кораблей удар молнии приводил к пожару. Около 70 моряков было убито, 130 получили серьезные ранения. В десяти случаях корабли были полностью выведены из строя. Убыток от поражения кораблей огненными стрелами исчислялся весьма внушительной по тем временам цифрой — 100000 фунтов стерлингов.

В 1829 г. Гаррис предложил использовать в качестве молниеотводов медные полосы, укрепляемые вдоль мачт и соединенные с килем или другими металлическими частями корпуса, находящимися ниже ватерлинии.

Сейчас для защиты деревянного судна от поражения молнией на верху мачты укрепляют медный стержень и толстой медной проволокой соединяют его с медной же полосой, проложенной снаружи корпуса судна ниже ватерлинии. Таким образом попавшая в мачту молния уходит в воду.

Корабль с корпусом и мачтами из стали в громоотводе не нуждается.

Исследования, проведенные в 1971 г. в полосе между 35° северной широты и 35° южной широты в продолжение восьми месяцев, позволили установить, что над районами суши молнии возникают в десять раз чаще, чем над акваторией океанов. Единственной океанической областью, изобилующей грозами, оказалась часть Атлантики, омывающая с востока материк Южной Америки. Интересно, что этот район совпадает с местоположением крупной геомагнитной аномалии.

Наблюдаемые в море молнии иногда подобны светящемуся смерчу. В июне 1961 г. один турист сфотографировал такой смерч с борта лайнера «Алексей Толстой». Для этого ему не понадобилось ловить момент разряда: при открытом затворе фотоаппарата молния «сфотографировалась» самостоятельно.

Может ли молния привести современный корабль к гибели? Морской суд, рассматривавший в 1963 г. обстоятельства гибели английского грузового судна «Ардгарри», не решился отвергнуть такую возможность.

Проблема защиты от поражения молнией имеет особое значение для танкеров. Прошло более 80 лет с тех пор, как вышло в море первое судно для перевозки нефти наливом, однако проблема грозобезопасности транспортов этого типа все еще остается нерешенной.


Понравилась ли вам эта статья?
+6

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Пластмассовые суда для рыбоперерабатывающей базы «Восток»
Мореходная плавучая дача «Окулус-104» из стеклопластика
Совещание НТО «Состояние проектирования и постройки катеров»
Маршрут для туристов-байдарочников: Торопец — Витебск
Крейсерские яхты «Полутонники» и гонки на них
Почему упал спрос на лодочные моторы в СССР?
Вице-президент УИМ Богдан Маньковски о водно-моторном спорте
Пленум Федерации водно-моторного спорта 1972 года
Юбилей детской парусной школы яхт-клуба ДСО «Труд»
Развитие парусного спорта в Болгарии
Из практики судейства парусных соревнований
Лодочные станции для частных лодок в Калинине
Ленинградская каравелла «Нева» туристского клуба ЛKBMT
Интервью с зам. министра речного флота РСФСР А. П. Введенским
Десять новых проектов алюминиевых мотолодок

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Опасность молнии для судов в море

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
В гостях у ленинградского водно-моторного клуба
Киевский городской клуб водно-моторного туризма и спорта
Морские происшествия и новости. Тридцать восьмой выпуск
Качество и ассортимент надувных лодок к 1975 году
Новинки надувных лодок Уфимского завода РТИ
Морские происшествия и новости. Тридцать девятый выпуск
Новые правила обмера крейсерско-гоночных яхт IOR
Новые пассажирские суда для малых рек
Водно-спортивная база на берегу Таганрогского залива
Малый флот самодельных лодок в Вологде
Новая продукция верфи в Новой Ладоге
Новый «Типаж прогулочных судов» от 5 мая 1972 года
Из опыта организации лодочных стоянок в США
Интересная информация из за границы
2200 миль по Японскому морю на самодельной яхте «Русь»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 38 + 11 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории