Перед новым 1972 годом ленинградские судостроители сдали в эксплуатацию гигантскую плавучую рыбоперерабатывающую базу «Восток». Судно водоизмещением 43000 т будет доставлять на палубе в любой район мирового океана 14 рыбодобывающих судов (РДС). В выбранном районе РДС спускают на воду, и маленькие траулеры начинают «прочесывать» квадрат за квадратом. Ходом промысла руководит диспетчерский пост базы, оборудованный уникальной радиолокационной аппаратурой и электронно-вычислительной машиной.
Если начинает сильно штормить, траулеры возвращают к базе и поднимают на ее палубу, где им не страшна непогода.
Свой улов рыбаки передают на базу прямо в отделяющихся кутках тралов или с помощью рыбонасоса, а при необходимости каждое РДС может принять 5—6 т рыбы в специальные контейнеры.
Это самые большие рыбопромысловые суда отечественной постройки, выполненные из стеклопластика. Полное водоизмещение РДС составляет около 70 т. 17-метровый корпус очень прочен и не боится ударов о волну или борт базы при спуске и подъеме.
Высокая эксплуатационная надежность стеклопластика делает его незаменимым при работе в тропиках, где сталь подвергается интенсивной коррозии, а деревянные корпуса атакуются морскими червями и моллюсками.
Несмотря на малые размеры, РДС снабжены мощной машинной установкой. Два 300-сильных дизеля «ЗД12» отдают мощность двум гребным винтам, работающим в поворотных направляющих насадках. Тяга, создаваемая винтами, настолько велика, что позволяет применять такие же тралы, как и на траулерах водоизмещением 800—1000 т. Все управление и контроль за работой механизмов осуществляется из рулевой рубки. Для экипажа, состоящего из пяти человек, предусмотрен уютный жилой отсек с камбузом и холодильником. Основные же «квартиры» рыбаков расположены на базе.
Как и любой большой траулер, РДС имеет современную рыбопоисковую аппаратуру, радиостанцию и навигационные приборы.
РДС успешно прошли испытания в автономных плаваниях по Ладожскому озеру, в Балтийском море. Северной Атлантике, Черном море, дважды ходили к берегам тропической Африки. Рыбаки высоко оценили их мореходные качества.
На палубу базы приняты и другие сравнительно крупные пластмассовые суда: 10-метровые моторные спасательные шлюпки, рассчитанные на 90 человек, и шлюпки вместимостью 40 человек. В отличие от старых деревянных, эти шлюпки также не боятся ударов о борт судна или при сбрасывании на воду.
Отличительная особенность шлюпок «Восток» — жесткое закрытие сверху, надежно защищающее спасающихся от дождя, жары или холода; словом, они будут эффективны в любых условиях.
Объемы между наружной обшивкой и внутренней оболочкой, тоже выполненной из стеклопластика, заполнены пенопластом, так что шлюпка не боится пробоин.