О сенью прошлого года в Ленинградском центральном парке культуры и отдыха им. С. М. Кирова работала выставка «Пластмассы в судостроении», организованная научно-производственным объединением «Ритм». Экспонировались пластмассовые детали корпусов (сравнительно крупных судов) и оборудования кают, мебель, пористые материалы для судовой изоляции, подшипники и гребные винты, но главную часть выставки занимали яркие, нарядные прогулочные лодки из стеклопластика, большую часть которых можно было видеть на плаву — у специального причала.
Две-три лодки всегда стояли наготове, и посетители имели возможность испытать их. ходовые качества на невской воде. Здесь же, на выставке, можно было заполнить заявку на приобретение судна, высказать свои пожелания по улучшению его конструкции, оборудования или внешнего вида.
По существу это — первый у нас в стране опыт организации общедоступной экспозиции новых лодок, предназначенных для продажи населению (до сих пор с ними знакомились в лучшем случае только работники торговли на ежегодных осенних оптовых ярмарках). Неудивительно, что не обошлось без огрехов.
Прежде всего, предназначенная для рекламы и показа выставка сама была разрекламирована недостаточно. Отсутствовали плакаты, которые можно было бы видеть на улицах города, а главное — на стоянках лодок и водных станциях. Даже добравшись до ЦПКиО, не сразу удавалось разыскать выставку в обширном парке: Первое время не было никаких указателей на пути к ней. Прошли практически незамеченными сухие информации об ее открытии по радио и в газетах. Наконец, организаторы не позаботились об изготовлении специальных жетонов, достаточного количества рекламных и информационных листовок и проспектов на все выставленные изделия. Технические характеристики лодок, которые можно было прочитать на табличках, были далеко не полными, а функции обслуживающего персонала в основном ограничивались охраной экспонатов.
Экспонируемые мотолодки и плав-дачи представляли собой не серийную продукцию, а новые образцы, подготавливаемые к запуску в производство. Если считать, что цель устроителей выставки заключалась в том, чтобы проверить возможности сбыта, отобрать наиболее перспективные проекты, то, надо сказать, состав экспонатов выглядел неполным. Были представлены далеко не все типы лодок, даже если говорить только о разработанных в объединении «Ритм». Не было, например, пластмассовых катеров «Нимфа», проекта 115, «Лада», ряда мотолодок, полиэтиленовых лодочек. С другой стороны, демонстрировались суда, не имеющие отношения к пластмассовым, — «Утенок» с фанерной обшивкой, деревянная мотолодка, плавучие дачи со стальными корпусами, а в первые дни работы выставки — алюминиевая «плавучая палатка» и фанерный катер.
Хотелось бы также, чтобы экспозиция популярно знакомила посетителей с основными исходными материалами и современной технологией постройки пластмассовых судов. В этой части экспонаты выглядели более чем скромно и занимали лишь одно крыло круглой беседки. Практически не было интересных и наглядных экспонатов, отражающих перспективы развития пластмассового судостроения.
И все же для многих выставка с ЦПКиО явилась открытием. Об этом свидетельствуют восторженные отзывы в книге посетителей, особенно тех, кому посчастливилось прокатиться на новой «Кафе» или «Юге-2500». Вот одна из типичных записей: «Даже не подозревал, что у нас есть такие отличные пластмассовые лодки. Скорее бы их выпускали для широкой продажи — с нетерпением буду ждать «Кафу-2500». А. Новиков, Новосибирск».
Бесспорно; новая «Кафа-2500» была наиболее эффектной лодкой на выставке. Она привлекала законченностью архитектурных форм, тщательностью отделки корпуса, оборудования и дельных вещей. Впервые наши судостроители показали лодку, изготовленную в полированных матрицах, что обеспечило идеально гладкую поверхность корпуса. Четкие грани палубы и ветрового стекла хорошо гармонируют с притупленной в носу палубой, а ширина и высота борта отвечают современным представлениям о надежном мореходном судне. Обводы днища, близкие к «глубокому V» (угол килеватости днища у транца составляет 17°), действительно позволяют поддерживать высокую скорость хода на волнении. Лодка достаточно комфортабельна для небольших путешествий вчетвером — в носу и корме есть место для размещения запасов. Вес «Кафы» со снабжением — 230 кг; длина 4,1 м; ширина 1,8 м; высота борта 0,7 м. Скорость под двумя «Вихрями» с полной нагрузкой — свыше 40 км/час. Ориентировочная цена при освоении серийного выпуска составит около 1000 руб.
Корпус «Кафы» изготовлен методом контактного (ручного) формования, при котором в матрицу роследовательно укладывают несколько слоев стеклоткани и по очереди пропитывают их полиэфирной смолой. Этот метод получил наибольшее распространение (и у нас и за рубежом), но уже не может считаться современным при массовом производстве лодок. Для изготовления меньших корпусов, таких, например, как «Юг-2500», у нас с успехом применяется механизированный способ формования — путем напыления рубленого стекловолокна вместе с подаваемым под давлением связующим. По качеству отделки снаружи корпус «Юга» мало уступает корпусу «Кафы», вполне достаточна и прочность обшивки. Зато благодаря применению более дешевого исходного материала (стекложгут вместо стеклоткани) и механизации процесса формования корпус «Юга» получается значительно дешевле.
«Юг» (с данными лодки можно познакомиться в этой статье) вообще задуман как недорогая общедоступная лодка под мотор мощностью 18—20 л. с. Ее отличают лаконичность конструкции и простота оборудования. Думается, что цена 420—450 рублей не покажется покупателям чрезмерной. Особенно, если учесть, что владелец такой пластмассовой лодки будет избавлен от забот о ежегодной окраске и ремонте корпуса.
«Юг» был единственной из представленных на выставке моделью, пригодной для эксплуатации с одним мотором средней мощности. К сожалению, это определенным образом характеризует основную направленность работы наших конструкторских бюро в последние годы. Конструкторы увлеклись созданием сравнительно крупных и тяжелых глиссирующих мотолодок, требующих установки двигателей мощностью 40 и выше лошадиных сил. Применение же двух моторов хотя и повышает надежность силовой установки прогулочного или туристского судна, но далеко не всегда может считаться оптимальным решением. Особенно при существующих параметрах наших серийных моторов — большом удельном весе, значительном расходе топлива, высоком сопротивлении подводной части. Кроме того, завышение размерений лодок, рассчитываемых на два мотора, ведет соответственно к увеличению расхода дорогостоящих материалов и к повышению конечной стоимости судов. Вряд ли, например, станут популярными экспонировавшиеся на выставке тримараны «Сарган» (цена без моторов 1700 руб.) и «Агат-4» (2600 руб.). Думается, что при более тщательном подходе к экономической стороне проекта конструкторы смогли бы получить достаточно комфортабельные мотолодки при меньших размерениях и весе, что позволило бы использовать их даже с одним мотором мощностью 20—30 л. с. Именно тримараны, обладающие высокой остойчивостью и большой полезной площадью кокпита, дают конструктору широкие возможности в этом направлении. Мы, однако, несколько отвлеклись от обзора выставки.
Среди гребных лодок лучшей, пожалуй, был двухместный «Бычок-2». По размерам он вполне пригоден для перевозки на крыше автомобиля. Его длина 3,5 м; ширина 1,4 м; высота борта 0,5 м; вес 80 кг. Сравнительно плоское дно с крутой скулой обеспечивает хорошую остойчивость; нам кажется, что на ней могут смело, выходить не только два, но и три человека. Легкая на ходу под веслами лодка с пятисильным моторчиком будет двигаться со скоростью около 10 км/час. Конструкция корпуса предельно проста — жесткость обшивке придают высадки и гофры на бортах и днище, сиденья в оконечностях заполнены пенопластом, средняя банка деревянная. Остается только пожелать, чтобы днище «Бычка» снаружи было лучше защищено от повреждений при вытаскивании На берег (гофры, обращенные выпуклостью внутрь, не защищают обшивку).
Безусловно красивая и стройная «Пелла» на воде, к сожалению, обнаруживает серьезный конструктивный дефект — она слишком валкая. Главная причина этого — чрезмерная килеватость днища, слишком круглая скула. Ширина ватерлинии при полной нагрузке не превышает 0,9 м; этого явно недостаточно для прогулочной лодки, рассчитанной на массового потребителя. В остальном «Пеллу» также можно считать эталоном для конструкции гребных пластмассовых лодок.
На выставке можно было видеть и некоторые модели лодок, изготовленных несколько лет назад («Юг», «Октябрина», «Кафа»). Это давало материал для сравнений. Приятно было видеть заметный прогресс и в качестве изготовления, и в конструктивных данных лодок, и особенно — в тщательности отделки корпусов и дельных вещей. Улучшение товарного вида судов без сомнения сыграет свою роль в популяризации стеклопластика.
Высоким качеством отделки отличались и судовые пластмассовые шлюпки — двухвесельный ял трехслойной конструкции и бортовые спасательные шлюпки. В характерных для таких шлюпок условиях использования (большую часть времени они висят на шлюпбалках, подвергаются сильным ударам при спуске на воду) стеклопластик имеет неоспоримые преимущества перед деревом и даже металлом. Правда, стоимость пластмассовых шлюпок пока что в несколько раз больше, чем деревянных, но зато соответственно гораздо больше и срок службы (деревянные приходится не один раз заменять за время жизни судна).
Нельзя не упомянуть, хотя пластмассы тут и не при чем, о двух плавучих дачах, с интерьером и оборудованием которых мог ознакомиться каждый посетитель выставки.
Наши симпатии явно оказались на стороне меньшей из них. Конструкторы «Аленушки» смогли на сравнительно небольшой площади (около 10 м2) создать вполне уютное помещение на два — три человека. Светлая, хорошо вентилируемая каюта, несимметричное расположение коек, удобный камбуз, совмещенный с салоном и потому просторный, уголок-столовая, жесткая крыша с удобными поручнями и трапом, достаточное место на открытой нижней палубе в носу, — все это создает условия для приятного отдыха. Корпус дачи выполнен в виде плоскодонного понтона, сваренного из стальных листов, и имеет осадку всего 0,2 м. Под подвесным мотором, для которого сделан кронштейн, на «Аленушке» можно зайти в самую глухую лесную протоку; скорость около 10 км/час позволяет совершать небольшие переходы по спокойной реке. Дача оборудована рулевым управлением и ходовыми огнями.
Планировка второй дачи (ее длина 7,5 м; ширина 3,0 м; высота в помещениях 2,2 м; водоизмещение 5 т) не отличалась оригинальностью решений. Два изолированных жилых помещения выполнены, как вагонные купе, со скучным — одна против другой — расположением коек; камбуз явно тесноват; место для отдыха на открытом воздухе имеется только на крыше. По-видимому, основным местом пребывания людей днем считается закрытый тамбур-веранда, разделяющий каюты. Но именно две переборки, отделяющие каюты, сильно затеняют это помещение и делают его малоуютным.
Хотя домик покоится на двух стальных понтонах, дача-катамаран не приспособлена для самостоятельного перемещения по воде и вряд ли обладает удовлетворительной управляемостью. Ко всему нужно добавить и очень высокую иену — 10000 руб. (в 3—4 раза дороже наземного домика с такой же полезной площадью). Вряд ли можно серьезно предназначать это сооружение для широкого потребителя!
Выставка уже закрыта. При всех отмеченных недостатках она была очень нужным и полезным мероприятием, пропагандирующим новый и перспективный для малого судостроения материал. Выставка дала и определенные данные для анализа. Прежде всего, по отзывам и пожеланиям посетителей можно составить мнение о популярности в будущем того или иного проекта. Полученные первые сотни заявок будут учтены в программах заводов, приступающих к серийному производству лодок из стеклопластика. Наконец, конструкторы получили необходимую «обратную связь» — от потребителя к промышленности, отсутствие которой иногда проявляется самым неприятным образом: лодки, поступающие в магазины, не пользуются спросом.
Отдых на воде занимает все более важное место в жизни наших горожан. Развивается индустриальная база, производящая уже сейчас около 200 тысяч судов и столько же подвесных моторов. Поэтому представляется совершенно необходимой соответствующая этому размаху реклама, в частности — периодическое проведение выставок, подобных организованной объединением «Ритм». А может быть, и выставок более широкого плана, с показом продукции всех предприятий — независимо от подчиненности, выпускающих лодки, моторы, предметы оборудования и снабжения лодок, а также сопутствующие товары для водного спорта и туризма: водные лыжи, акваланги, спортивную одежду и т. д. и т. п. Проводить подобные выставки, по нашему мнению, целесообразно в первую очередь в городах с большим флотом любительских судов (таких, как Киев, Херсон, Куйбышев и т. п.).