В Москве с 4 по 13 апреля проходила международная специализированная выставка «Спорт-78». Польские судостроители представили на ней широкую экспозицию моторных лодок и парусных яхт, чему, кстати сказать, способствовали отличные условия комплекса международных выставок «Красная Пресня».
Внешнеторговое предприятие «Навимор» (ПНР) провело симпозиум, на котором выступали директора ряда польских верфей. Подчеркивалось, что страна не имеет давних традиций малого судостроения; оно, как, впрочем, и крупнотоннажное судостроение, получило развитие только после победы народной власти. В настоящее же время в ПНР ежегодно выпускается около 4500 малых судов, причем 70% этого количества идет на экспорт. Производством яхт и моторных лодок занято семь государственных предприятий и несколько частных фирм, которые также поддерживаются государством и реализуют свою продукцию через «Навимор». Наибольшая серийность одной модели не превышает 200—250 единиц.
Посетители выставки могли познакомиться с довольно широким выбором парусных судов, предлагаемых «Навимором». От швертбота детского класса «Кадет» до «Конрада-28» — комфортабельной пластмассовой яхты длиной около 8,5 м — таким был диапазон типоразмеров выставленных образцов.
Естественно, в преддверии «Олим-пиады-80» особым вниманием пользовались яхты олимпийских классов — катамараны «Торнадо», швертботы «Финн», «470» и «420». Однако и суда, предназначенные для парусного туризма, вызывали вполне понятный интерес как специалистов, так и посетителей. Среди яхт такого типа наибольшей популярностью пользовалась нарядная пластмассовая «Карина». Эта 6-метровая мини-яхта имеет уютную каюту, рассчитанную на крейсерские плавания экипажа из четырех человек. Она оснащена алюминиевой мачтой и дакроновыми парусами, приспособлена для установки подвесного мотора мощностью 6 л. с. Верфь предлагает два варианта «Карины»: с чугунным фальшкилем и с уменьшенной осадкой — с чугунным же литым швертом.
Польские яхты отличает высокое качество изготовления корпуса и комплектующих изделий. При этом надо подчеркнуть, что, если раньше большинство дельных вещей и оборудования поставлялось из-за рубежа, то в настоящее время уже до 90% этих изделий освоено на предприятиях ПНР.
Внимание наших специалистов привлекли моторные лодки. Все они изготовлены из стеклопластика, почти все традиционны по архитектурному типу — имеют открытый кокпит, носовую палубу и ветровое стекло. Исключение представляет лишь мотолодка «Рыбитва» типа «хардтоп» — снабженная открытой с кормы легкой рубкой.
Корпус этой лодки с широкой «притупленной» носовой палубой и довольно сложными тримаранными обводами днища изготовлен из стеклопластика с 30%-ным содержанием стеклонаполнителей (стекломаты) и имеет второе дно из водостойкой фанеры. Заметим, что вариант с плоским внутренним дном, распространенный за рубежом, наши конструкторы не применяют: это упрощает эксплуатацию и помогает обеспечить непотопляемость, но ухудшает ремонтопригодность.
Сиденья мотолодки «Рыбитва» изготовлены из фанеры, оклеенной стеклопластиком. Палуба и корпус соединены на заклепках; стык окантован профилем из поливинилхлорида.
Пульт управления, закрепленный к борту и креслу, расположен на правом борту (как и на некоторых отечественных лодках с увеличенной килеватостью днища); поясним, что на современных килеватых лодках при установке подвесных моторов, имеющих в подавляющем большинстве случаев винты правого вращения, расположение водителя с левой стороны приводит к появлению большого крена при ходе с малой нагрузкой.
Мотолодка «Гиль» при длине 3,3 м имеет высоту борта 0,57 м. Как указано в проспекте, прочность и остойчивость лодки позволяют при «отличном и опытном обслуживании, установив мотор 55 л. с., достигать скорости 85 км/ч при полной нагрузке». (Надии правила, как и американские правила BIA, не позволяют устанавливать на малые мотолодки моторы такой мощности!).
Все представленные лодки имеют подмоторные ниши, рассчитанные на установку только одного подвесного мотора; это, конечно, обусловлено наличием на зарубежном рынке широкого выбора моторов любой мощности. На лодках нет дистанционного управления газом и реверсом мотора: по сложившейся за рубежом практике все фирмы, поставляющие моторы, выпускают и ДУ для них. (К сожалению, наши моторостроительные заводы не торопятся перенимать этот опыт!)
Любопытно, что рулевое дистанционное управление поставляет Швеция; на ряде лодок установлено рулевое колесо от польского «Фиата», аналогичное применяемым на наших «Нептунах-3».
Следует еще заметить, что ни на одной из выставленных лодок нет ни тента, ни деталей для его установки.
Определенный интерес вызвала очень похожая на «Нептун-3» мотолодка «Малибу», изготовленная в ГДР; она представлена ВП «Навимор» в целях «зондирования рынка». Несколько крупнее практически однотипная мотолодка «Тереза», выпускаемая польской фирмой «Универсал».
Судя по представленным на выставке экспонатам, можно сделать вывод о том, что производство парусных судов в ПНР находится на более высоком уровне, чем изготовление мотолодок. Если яхте «Ассоль» трудно конкурировать с аналогичными образцами польской постройки, то наши моторные лодки вполне выдерживают такое сравнение.
ВП «Навимор» довольно результатами выставки: подписано соглашение, предусматривающее поставку в нашу страну большого количества судов.