В июле 1977 г. прошел ходовые испытания в Бискайском заливе и в ноябре сдан заказчику — эквадорскому ВМФ трехмачтовый барк «Гуаяс». Это самое новое из учебных парусных судов мира. Построено в Бильбао на той же верфи, где в 1968 г. был построен однотипный барк «Глория» (для Колумбии). Длина — 78 м, между перпендикулярами — 56,1 м; ширина — 10,6 м; осадка — 4,5 м. Высота грот-мачты над палубой — 35 м. Водоизмещение —1400 т. Вспомогательный двигатель — 700 л. с. обеспечивает скорость И уз. Площадь парусности (22 паруса) — 1555 м2. Экипаж, включая кадетов, — 180 чел. Назван по имени индейского вождя.
За победу на последнем — третьем 635-мильном этапе трансатлантической регаты Операции Парус-76 капитану барка «Горх Фок» (ФРГ) Гансу фон Штакельбергу вручен серебряный кубок — «Приз пяти сестер». По правилам, объявленным советом учредителей во главе с Фрэнком Брейнаром, новый переходящий приз будет п в дальнейшем разыгрываться (не чаще раза в год) между не менее чем тремя из пяти практически однотипных барков, построенных в разное время на верфи «Блом и Фосс» в Гамбурге: «Товарищ» — СССР (заложен 3. V. 1933 г.), «Игл» — США (VI. 1936 г.), «Сагреш» — Португалия (30. X. 1937 г.), «Мирна» — СРР (1938 г.), «Горх Фок» (23. VIII. 1958 г.).
Программа очередной XIII Операции Парус 1978 г. включает три гонки:
- 1 — Гетеборг (старт 6. VIII) — вокруг о-ва Фэр-Айл — м-к Фердер (Осло-фьорд), 600 миль; переход в Хортен и 15. VIII — парад в Осло;
- 2 — Грейт-Ярмут (Англия; старт 9. VIII) — Северное море — финиш вместе с участниками 1-й гонки;
- 3 — Осло-фьорд (старт 23. VIII) — Харидж (Гарвич).
Существуют два общих ограничения для участия в Операции: судно должно иметь длину по ватерлинии не менее 9,14 м (30 футов); в составе находящегося на борту экипажа не менее 50% должна составлять молодежь от 16 до 25 лет.
По сообщению журнала «Yacht» предлагается приурочить следующую XIV Операцию Парус ко времени проведения Таллинской регаты Олимпиады XXII с проведением парада в одном из советских портов.
По сообщению журн. «Motor Boat and Yachting» (март 1978 г.) англ. фирма «Виндроуз шипе лимитед» объявила о планах постройки серии 12000-тонных пятимачтовых барков по проекту Майка Виллоуби. Разрабатываются варианты контейнеровоза, балккэрнера и судна для перевозки генеральных грузов, одновременно используемого и как учебное судно. Ориентировочная стоимость судна, внешне сохраняющего все черты классического «винджаммера» — 7 млн. фунтов. Длина — 137 м, парусность — 6700 м2.
11 ноября 1977 г. спущен флаг на польском учебном судне военных моряков — трехмачтовой гафельной стальной шхуне «Искра» (построена в 1917 г. в Голландии). За 50 лет службы под польским флагом это небольшое (560 т; длина по палубе 41,7 м) судно только в учебных рейсах наплавало свыше 250 тыс. миль. На нем проходили практику свыше 4000 моряков.
В ПНР создан Комитет по постройке парусных судов, ведущий работу по подготовке проектов новых парусников для замены устаревших.
В гамбургских газетах появились сообщения о том, что верфь «Блом и Фосс» получает заказы на постройку двух новых больших учебных парусников — для Перу и Индонезии. (Построенная здесь же в 1953—1955 гг. для Индонезии стальная баркентина «Деварутжи» водоизмещением 1520 т последние семь лет стоит на приколе в ожидании покупателя.)
По сообщению польского журнала «Може», в Финляндии заканчивается постройка 35-метровой двухмачтовой марсельной гафельной шхуны. Заказчик — Финская морская лига «Меррилитто» (кстати сказать, арендовавшая польский парусник «Зев можа» для туристских рейсов) планирует эксплуатацию новой шхуны летом — в качестве учебного судна для 30 курсантов, зимой — как круизного парусника с 20 туристами на борту.
Возобновлены работы по достройке новой 25,6-метровой деревянной бригантины (экипаж — 25 чел.) по заказу Ирландского комитета СТА (Союза учебных парусников).
В ФРГ планируют в 1978 г. завершить постройку 60-метровой 3-мачтовой шхуны (экипаж — 36 чел.).
В Португалии создана организация, ставящая целью восстановление построенной в 1937 г. 57,8-метровой 4-мачтовой шхуны «Креула-II».
В Канаде в Гамильтоне строится 18,2-метровая бригантина, однотипная трем ранее введенным в строй.