Австралийский 8-метровик с крылатым килем
Отмечающий в скором будущем свое столетие "аристократический" класс яхт "8m" продолжает пополняться новыми гоночными судами. Такой возможности в значительной степени способствовало разделение лодок на два флота: "Classic" и "Modem", причем достаточно жесткие правила класса позволяют даже старым яхтам "Classic" (а среди них есть и построенные в начале прошлого века) оставаться конкурентоспособными в общем зачете и приходить в гонках вместе с "модерновыми" соперницами. Тем не менее в настоящее время строятся почти исключительно только суда флота "Modern", в котором разрешено использование ряда современных материалов.
Однако в самом начале апреля этого года в Сиднее на воду была спущена яхта "8m", которая вызвала изумление даже знатоков и ценителей класса "королей и аристократов", как порой называют восьмиметровики. "Juana" (так называется новая лодка), сохраняя все особенности обводов класса, получила... бульбкиль с крыльями.
Заложены первые яхты "VOR 70"
На судоверфи "Schaap Shipcare" вблизи города Лелистад (Голландия) по заказу одного из крупнейших банков этой страны "ABN AMRO" в начале апреля началось сооружение двух яхт нового класса Volvo Ocean Race 70 для кругосветной океанской гонки с полными экипажами "Volvo Ocean Race 2005—2006" ("КиЯ" №187). Руководит строительством лодок знаменитый ирландец Киллиан Буше — тот самый, который четыре года назад построил победный "Illbruck" ("КиЯ" №179), выигравший предыдущую гонку с большим преимуществом.
Техническим директором этого проекта назначен Рой Хейнер — руководитель команды "Assa Abloy" на предыдущей гонке VOR. Проектирование яхт было поручено КБ Хуана Коуйоумджийяна — молодого, но крайне амбициозного аргентинского конструктора, сравнительно недавно широко похвалявшегося тем, что ему предложил работу сам Брюс Фарр, а он, Хуан, от нее гордо отказался.
Однако после феноменальных проколов в своей работе, позволивших ряду парусных изданий присвоить Коуйоумджийяну сомнительный титул "худшего яхтенного конструктора 2002 г.", вся деятельность фирмы "Juan Yacht Design" была полностью закрыта от посторонних глаз, а ее веб-сайт, например, вообще представляет пустую черную страницу с логотипом конструктора. Как следствие, пока нет абсолютно никаких сведений об особенностях конструкции первых заложенных яхт "Volvo Ocean Race" — ибо кто-кто, а Буше тайну своих клиентов хранить умеет.
Большие раздумья
Стало известно, что КБ Мани Фрерса (младшего) получило очень большое количество предложений о разработке яхты типа VOR 70 от различных синдикатов, и теперь он раздумывает, с кем из них ему интереснее сотрудничать.
Как сообщает фирма, за восемь месяцев, прошедших с момента окончательного утверждения Правил VOR 70, она уже перешла от стадии компьютерного моделирования к бассейновым испытаниям сразу четырех шестиметровых прототипов будущих яхт и 18 различных комбинаций рулей, килей и швертов к ним. Но пока Мани Фрерс еще только выбирает, с кем ему работать, Х.Коуйоумджийян успел спроектировать, а К.Буше — заложил и начал строить сразу две VOR 70...
У компании "Nautor's Swan" серьезные трудности
Для одного из известнейших в мире производителей пластиковых яхт, похоже, наступили трудные времена. Начало мая ознаменовалось сообщением об увольнении 10% персонала компании, а это более 50 человек. Расположенная в Северной Финляндии верфь "Nautor’s Swan" выпускает в среднем 30-40 высококачественных яхт в год (как серийных, так и по индивидуальным проектам), пользующихся в парусном мире примерно той же репутацией, что в автомобильном — машины "Mercedes-Benz". Столь высокая оценка — следствие исключительно высокого качества как проектов, так и изготовления собственно яхт.
"Nautor’s Swan" располагает широчайшей в мире дилерской сетью по продаже своих судов, владельцы их объединены в почетный клуб, проводятся специальные регаты для этих яхт, а на многих крупных парусных состязаниях они просто выделяются в отдельную группу со своим зачетом — настолько велико в парусном мире уважение к этой фирме (и, возможно, к владельцам этих лодок тоже).
И вот теперь верфь сокращает персонал. После исключительно удачного периода 2000-2002 гг., когда ежегодный рост числа заказов достигал 30%, а годовой оборот — 84 млн. евро, начался заметный спад, и уже в прошлом году оборот снизился более чем на четверть — до 62 млн. евро. Судя по некоторым сведениям, просачивающимся за ворота фирмы, падение числа заказов на красивые и надежные, но исключительно дорогие яхты этой компании (яхты "Swan" могут быть дороже аналогичных яхт других производителей на величину от 30 до 300%) принимает угрожающий характер.
Увы, отчасти это проблема многих современных фирм (не только яхтенных), не экономящих на качестве, а производящих исключительно надежные, долговечные и оригинальные товары. Менее щепетильные и добросовестные конкуренты легко обходят их за счет частой смены поколений продукции и агрессивного маркетинга. Грядет мир товаров-однодневок?..
"Подлинный риск" на воде
90-футовый шлюп "Genuine Risk" конструкции Эда Дюбуа была спущен на воду 26 апреля 2004 г. В разработке этой одной из наиболее современных по конструкции океанских гоночных яхт принимал участие Клод Оливье — один из "соавторов" знаменитой "Mari-Cha IV" ("КиЯ" № 187).
Яхта проектировалась для одного из известных английских яхтсменов в тесном сотрудничестве с ним и его командой. Перед ее постройкой были проведены (помимо компьютерных исследований и расчетов) многочисленные бассейновые испытания в редко встречающемся масштабе 1:3 (только представьте себе "модель" размером с "Картер-30"!), а также серия продувок в аэродинамической трубе. В ходе бассейновых испытаний, в частности, выяснялось, чему следует отдать предпочтение — качающемуся килю или водяному балласту.
В итоге "Genuine Risk" была оснащена качающимся килем, а также патентованной рулевой системой CBTF, при которой два руля размещаются в ДП судна вблизи его оконечностей.
Внутренняя силовая конструкция судна построена вокруг узла поворота киля, что позволило значительно сэкономить вес корпуса. Таким образом, только что спущенная на воду яхта по своей конструкции весьма близка к лодкам недавно основанного макси-класса "Max Z86" и потенциально может считаться одним из быстрейших 90-футовиков мира.
Первые результаты практических испытаний, поступившие в редакцию прямо в разгар майских праздников, подтвердили эти ожидания. При скорости истинного ветра 7 м/с "Genuine Risk" показала в бейдевинд под геннакером скорость 16.6 уз, а при ветре скоростью 9 м/с (уже под стакселем) — целых 20 уз!
Постройка яхты была доверена австралийской верфи "McConaghy Boats", хорошо известной постройкой таких выдающихся лодок, как 90-футовая макси "Alfa Romeo" (бывшая "Shockwave"), "Morning Glory" и "Zephyrus V" (обе — "Max Z86").
Реальные данные яхты пока не разглашаются.
Крылатый тримаран вновь реконструируется...
Крылатый парусный тримаран "L’Hydroptere" (см. "КиЯ" №183) вновь поставлен на реконструкцию. После очередной поломки судна принято решение оснастить его систему управления подводными крыльями, расположенными на поперечных балках, специальными амортизаторами, позволяющими снизить ударные нагрузки на всю конструкцию, которые возникают при быстром ходе по крупной волне (напомним, последняя поломка произошла при скорости примерно в 45 уз).
Реконструкция ведется на заводах "Airbus Industries". Планируется, что обновленный тримаран выйдет на ходовые испытания в конце нынешнего лета.
Опубликованы правила класса "Open 40"
Основные ограничения и требования класса:
Длина макс, м | 12.19 (40 футов) |
Ширина макс., м | 4.50 |
Осадка макс., м | 3.00 |
Макс. высота мачты над водой, м | 19 |
Миним. высота надводного борта, м | 1.10 |
Объем водяного балласта, л | 1500 |
Объем внутренних помещений (включая рубку) | Не менее ширины судна, выраженной в м3 |
Эпидемия создания "открытых" классов продолжается. Основанный 10 января нынешнего года "на бумаге" класс "Open 40" наконец-то обзавелся собственными правилами.
Любопытно, что, хотя основателями класса являются французы, эти правила в значительной степени противоречат французской же тенденции создавать все более и более экстремальные суда. Так, например, правилами нового класса запрещено использовать углепластик и сотовые наполнители в конструкции корпуса, а также современные высокотехнологичные материалы для парусов — только тканый полиэстер и нейлон. Запрещены и перемещаемые или поворотные кили.
Углепластик разрешен лишь для рангоута. Нок гика должен находиться на расстоянии не менее 0.8 м от плоскости транца. Вылет бушприта не может превышать 2 м от форштевня. Ванты могут быть только стальные, а вот штаги — из синтетических волокон.
Яхта обязана иметь две водонепроницаемые переборки: носовую — на расстоянии не меньше 15% длины судна от форштевня и кормовую, расположенную в нос от гельмпорта, но не ближе, чем 1 м от транца.
По замыслу создателей класса, яхты "Open 40" предназначены для гонок на больших и средних дистанциях и при относительно скромном бюджете. Но поскольку на сегодняшний момент среди учредителей класса и членов его недавно созданной Ассоциации числятся лишь французы, которые в последнее время практически открыто взяли курс на своеобразную конфронтацию с остальным парусным миром, пока трудно предсказать перспективы "Open 40" в международном масштабе.