Основные данные тримарана "Groupama 2"
Длина, м | 18.28 |
Ширина, м | 17.55 |
Осадка швертом. м | 4.40 |
Высота мачты, м | 30.50 |
Площадь парусности, м2: | |
мачта-крыло | 23 |
грот | 176 |
солент | 123 |
стаксель | 76 |
геннакер | 250 |
Водоизмещение, т | 5.03 |
Колоссальные расходы, потребовавшиеся для восстановления судов, оказались не по карману ни генеральному спонсору чемпионата ORMA — крупной телекоммуникационной компании, ни спонсорам отдельных яхтсменов. Ситуацию усугубила принципиальная позиция спортсменов, гордо отказавшихся от щедрого предложения нефтяной компании "Elf", готовой взять на себя все расходы по проведению этого чемпионата и, более того, восстановить поврежденные суда полностью!!) за свой счет. В ответ на это предложение оргкомитет ORMA обратился к совету директоров "Elf" с открытым письмом довольно резкого (если не сказать — грубого) содержания, в котором нефтяной компании предлагалось найти своим деньгам иное применение и для начала, например, позаботиться об уборке гигантского нефтяного пятна (которое появилось в результате аварии принадлежащего ей танкера "Prestige"), до сих пор наблюдаемого в Атлантике невдалеке от французских берегов. Разумеется, после такого афронта речь о поддержке со стороны нефтяного гиганта уже не шла, а тем временем чемпионат стали покидать серьезные спонсоры — в том числе такие, как концерны "Bayer", "Belgacom", "Bonduelle" и рял других.
На этом фоне спуск на воду строившегося 13 месяцев абсолютно нового 60-футового тримарана "Groupama 2" Фрэнка Камма, состоявшийся 19 января в Порт-ла-Форк (Бретань, Франция), показался многим добрым предзнаменованием. Не просто потому, что на воду спущено новое судно, а, скорее, по тем усилиям и расходам, которые были затрачены гонщиком и его спонсором на постройку аппарата.
Усилия и в самом деле были нерядовые: более четырех месяцев бассейновых испытаний (каждый из трех изготовленных масштабных макетов будущего судна был прогнан свыше 70 раз!) и 2 млн. 9(Х) тыс. евро, затраченных на постройку судна, из которых 450 тыс. ушли только на теоретические исследования. Большим бюджетом во всем флоте отличалась лишь "Gitana X" (см. "КиЯ" №181), любимая игрушка барона Ротшильда.
Кстати сказать, "Groupama 2" внешне походит на "Gitana X" — вместо традиционных для всех "Groupama" двух поперечных балок, расположенных под прямым углом к ДП, новый тримаран демонстрирует очередную попытку реализовать Х-образную схему: центральная и кормовая балки почти пересекаются в районе ЦТ судна, а в корме идет еще одна балка дугообразной формы.
Существенно изменена гидродинамика яхты: с боковых поплавков исчезли плоскости, идущие под углом примерно 45° к ДП и выполняющие функции и подводных крыльев, и швертов. Вместо них появились сложным образом изогнутые в поперечном направлении крылья-шверты, об эффективности и перспективности которых когда-то говорил еще А.О.Эглайс. Килевая линия центрального корпуса получила изгиб в продольном направлении ("концепция банана") — считается, что это придает аппарату лучшие ходовые качества на сильном волнении.
Перепланирован и кокпит судна — его широкая площадка сдвинулась ближе к носу, что уменьшило продольный момент инерции, а в самом кокните появились две "кофейные мельницы" и четыре мощные лебедки на высоком пьедестале. Два "птичьих гнезда" для рулевого расположены теперь в месте пересечения центральной и кормовой балок — заметно дальше от ДП, чем раньше.
Иной стала схема рулевого устройства — отныне в нем больше нет натянутых между корпусами тримарана тросов. Вместо них от румпелей в "птичьих гнездах" к рулю центрального корпуса идут мощные тяги, а тросы приводят лишь рули в поплавках. По-новому выполнена проводка фалов — фаловые лебедки убраны с боковых стенок мачты-крыла, а вместо них оставлена одна-единственная, на небольшом выстреле в нижней части мачты. Таким образом конструкторам удалось убить двух зайцев: снизить ЦТ тримарана и снять с мачты нагрузки от закрепленных на ней лебедок. Гидравлические талрепы вант находятся не на поплавках — ванты проведены через блоки, и их талрепы расположены горизонтально внутри кормовой балки, вследствие чего сократился поперечный момент инерции судна. Кроме того, такая схема проводки вант изменяет расклад сил, действующих на корпуса тримарана — кормовая балка начинает работать в большей степени на сжатие, а не на изгиб. В итоге тримаран стал заметно жестче.
В целом, технологические приемы позволили выиграть на новом судне более 450 кг — оно весит 5030 кг против 5500 кг у своего предшественника.
Так или иначе обновили гоночные машины и многие другие команды ORMA. В дополнение к революционной по своей конструкции, но на практике оказавшейся крайне неудачной "Gitana X" команда барона Ротшильда приобрела "Gitana XI" (бывший "Belgacom" 2001 г. постройки), выставив на старт чемпионата сразу два тримарана. Сама же "Gitana X" тем временем тоже была значительно реконструирована — аппарат получил кормовую часть с измененной геометрией, руль новой формы, абсолютно иные как по форме, так и по профилю крылья-шверты, было изменено и положение цистерн водяного балласта. Как сообщил "КиЯ" новый капитан Марк Гильемо (прежний, Лионель Леоншуа, ушел из команды, не найдя общего языка с машиной), судно в слабый ветер пока еще ведет себя неуверенно, но в сильный оно становится более чем конкурентоспособным своим соперникам. Однако главная особенность яхты — ее перетяжеленность — конечно же, никуда не исчезла.
В общем, несмотря на физический разгром 2002 г. и последующую уничтожающую критику в печати, втоптавшую многих заслуженных гонщиков и конструкторов в грязь, вследствие чего один из участников той несчастливой гонки даже принял решение добровольно уйти из жизни (и был спасен лишь благодаря вниманию своих друзей), класс океанских гоночных многокорпусников "ORMA 60" вновь встает на ноги.
Подобный ход событий не может не радовать — ибо развитие этого класса уже принесло в парусный спорт огромное количество принципиально новых конструктивных идей. Здесь и качающиеся мачты, и крылья-шверты, и поперечные реданы, и сложные системы управления водяным балластом. Осталось только позаботиться о прочности аппаратов, чтобы противостоять длительным штормам...
P.S. "Но все же, все же, все же..." (как сказал поэт) — нынешняя численность флота ORMA пока еще почти вдвое меньше той, что была летом 2002 г.