На семинаре обсуждались следующие вопросы:
Разбивка яхт на группы
Главные принципы отнесения яхт к одной группе — примерно одинаковая скорость на дистанции и близкий архитектурный тип. Первый нужен для того, чтобы ‘'приравнять" погодные условия для яхт одной группы, второй — чтобы уменьшить погрешность оценки, поскольку все системы обмера несовершенны и чем больше яхт в группе похожи друг на друга, тем лучше. Объединить в одну группу только однотипные яхты можно лишь тогда, когда таких яхт достаточное количества. В нашем флоте — каждой твари по паре, поэтому перед организаторами всегда стоит дилемма: разбить ли флот на несколько групп с небольшим числом участников в каждой — борьба станет более равной, но тогда звание победителя обесценится, или объединить группы — гонки станут более интересными, но какие-то яхты по объективным или субъективным причинам лишатся шансов на хороший результат (кстати, за выделение в отдельную группу чаще всего ратуют яхтсмены, которые ленятся повышать свой уровень и надеются таким образом стать "первыми парнями на деревне"). В результате всегда приходится искать компромисс, а группы не могут оставаться стабильными, пока флот развивается.
Система зачета: по приходу или по гандикапу?
Очевидно, что гонки по приходу зрелищнее — победитель виден сразу. Мнение, что такие гонки спортивнее гандикапных — спорно: если одна яхта хоть немного сильнее другой, ей достаточно только контролировать слабейшего соперника, и у того не будет почти никаких шансов на победу. 8 гандикапных же гонках оценить, достаточен ли отрыв для победы, очень трудно, особенно в крейсерских гонках, когда яхты идут, часто вообще не видя друг друга, и это заставляет соперников бороться до конца.
Какую систему гандикапа применять?
Правила IOR предлагают три возможные системы гандикапа, правила RS-2000 — четыре, при этом внутри последних возможен и учет типа дистанции. Тип дистанции определяется соотношением острых и полных курсов на ней. и ошибка в его выборе может привести к тому, что яхты, "заточенные" на какой-либо один курс, будут оцениваться необъективно. Эта особенность правил RS-2000 позволяет более гибко учитывать условия проведения гонок, но требует и более высокой квалификации судейской коллегии.
Характерных ошибки проведения гонок с гандикапом две: во-первых, это старты в очень слабый ветер. В этом случае линейные системы гандикапа всегда дают большую погрешность: во-вторых, сокращение дистанции при усилении изначально слабого ветра — в такой ситуации всегда оказываются в выигрыше тихоходные яхты.