Признание это тогда удивило, но теперь уже можно сказать, что случайная фраза довольно точно предопределила наши впечатления от выставки.
С середины 90-х "Messe-Dusseldorf" постепенно начала терять свою популярность. Если в 1994 г. выставку посетило 409 тыс. человек, то в прошлом году — лишь 307 тыс. О причинах этого мы попытались рассказать в прошлом репортаже (см. "КиЯ" №179). Объединение Восточной и Западной Германии привело к обострению многих социальных проблем, в первую очередь — к высокому уровню безработицы. Даже приоритетная политика правительства, нацеленная на решение прежде всего социальных проблем, не дала еще результатов. Прежний высокий уровень жизни среднего гражданина заметно снизился, ощутимый удар некогда сильной немецкой марке нанес и переход на единую европейскую валюту. Немцы горько шутят: "Ценники в магазинах переписывать не пришлось, просто изменили немецкие марки на евро..." Все это, конечно, не могло не сказаться на внутреннем рынке товаров для морского отдыха и спорта.
Заграница им поможет
Тем не менее, несмотря на экономические трудности, "Messe-Dusseldorf" продолжает оставаться крупнейшей международной выставкой. И на сегодня никто еще не смог ее опередить по количеству посетителей (309 тыс. человек). Она по-прежнему наиболее полно характеризует состояние мировой морской индустрии.
Мощное присутствие международного бизнеса компенсировало слабость местного рынка. Около 45% всей выставочной площади (а это 100 тыс. м2 в 17 павильонах) заняли 619 иностранных фирм. Всего участвовало 1650 экспонентов. Крупнейшие экспозиции представили Нидерланды (156 фирм), Италия (78), Франция (64) и Англия (40). В ярмарке участвовали все крупные компании Европы и мира. Поэтому "Messe" сохранила значимость для индустрии именно по своей международной составляющей, ни одно другое событие внутреннего календаря не имеет такого большого резонанса.
Международный морской бизнес по главным направлениям демонстрирует здоровый рост. Это прежде всего катера и яхты, сложное оборудование, дайвинг.
Свыше 60% посетителей проявили интерес именно к катерам и яхтам, причем преимущественно к моторным судам. Это подтверждают и оценки европейских экспертов Федеральной Ассоциации водно-спортивной индустрии. Например, по статистике за 2002 г. в Европе моторные суда составляют 84% общего числа проданных за год (147 392 шт.) при средней цене 16 тыс. евро. Однако отмечается, что за последние два года рынок моторных судов вырос всего на 2.7%, тогда как парусных яхт — на 9.7% при средней цене в 42 тыс. евро. И, по оценкам экспертов, в ближайшие годы темпы роста рынка парусных яхт будут нарастать.
Информация об изображении
Крупнейшая в мире алюминиевая яхта "Athena" будет спущена на воду этим летом
В парусном секторе лидерами по росту продаж являются Англия и Ирландия, а в секторе моторных яхт — Испания и Португалия.
Крупнейшая в мире алюминиевая яхта "Athena" будет спущена на воду этим летом
Любопытно, что доля иностранных посетителей бот-шоу заметно возросла. Свыше 50 тыс. чел. пересекло границу Германии, чтобы посетить выставку. Разумеется, эти люди представляли в основном высшие слои населения с высокой покупательной способностью; однако многие имели и сугубо профессиональный интерес.
Из числа пришедших на выставку 74% заявили, что уже сделали покупку или намерены ее сделать; этот показатель на 4% выше, чем в прошлом году. Соответственно почти две трети экспонентов оценили ярмарку как успешную; 95% фирм-участниц уже заявили о своем намерении участвовать в "Messe" и на будущий год.
"Абсолютный победитель" выставки — чартерный рынок. Люди со сравнительно небольшим доходом все чаще предпочитают брать судно в чартер, а не приобретать его в собственность. Особенно это относится к Восточным землям Германии, где, с одной стороны, высока экономическая нестабильность, а с другой — появился мощный импульс: сняты прежние ограничения, и управлять спортивными судами на внутренних водных путях можно без специальной водительской лицензии.
Но были и аутсайдеры — секторы рынка со спадом: это серфинг, отрасль морских услуг и розничная торговля аксессуарами для водного спорта. В этих секторах — слабый местный спрос, структурные проблемы. А ведь именно в этой нише больше всего молодежи и людей со средним и низким уровнем заработка, которые сегодня не могут позволить себе свободно тратить деньги на увлечения. Стремление этой части населения к экономии и привело к снижению числа фирм-участниц в данном секторе бизнеса. Выбранный организаторами девиз выставки — "другое измерение" — в этой ситуации обретал свой новый смысл.
Большое — великолепно!
Так кратко можно описать общее настроение в секторе суперяхт, крупных моторных и парусных судов. Уже более десяти лет производство именно крупных и дорогих судов испытывает настоящий бум. Два павильона (№ 6 и 7) были целиком отданы под экспозицию суперяхт, которая дополнялась показом полного спектра обслуживания таких судов.
Несмотря на то, что подобные предметы роскоши доступны лишь немногим, эти два павильона осматривал каждый десятый посетитель. Организаторам удалось собрать под крышей павильона № 6 почти 60 великолепных суперяхт, представленных 120 фирмами-экспонентами. К традиционным проблемам с доставкой этих гигантских судов, таким, как всего недельный разрыв между началом работы "Messe-Dusseldorf" и окончанием Лондонской выставки, в которой многие экспонаты также были задействованы, добавились непредвиденные: в этот период (с 17 по 25 января) Рейн, в излучине которого расположен выставочный комплекс, сильно обмелел, и 30 гигантских яхт не смогли самостоятельно прибыть водой, лишь экстренное предоставление понтонов для буксировки спасло положение.
Экспонировались демонстрационные чертежи, модели и фильмы, показывающие те суда, которые оказались слишком велики для демонстрации на ярмарке.
В эти дни был дан старт и некоторым новым конкретным проектам, что, в свою очередь, обеспечило заказы для изготовителей механического оборудования и высококачественной электроники.
В Дюссельдорфе дебютировала "Targa-62" — лидер линейки спортивных крейсеров английской верфи "Fairline".
Другая знаменитая британская верфь "Princess" впервые представила две новые модели "Princess-42" и "-57".
Верфь "Sessa" показала настоящий "итальянский шик", выставив моторную яхту "Mangusta 108 Open" длиной 33.5 м. Она стала центром внимания посетителей выставки. Яхта строится под заказ. Два дизеля "MTU" мощностью 2750 л.с., работающих на водометы "KaMeWa", обеспечивают скорость до 35 уз (65 км/ч).
Сектор суперяхт все больше притягивают к себе новых судостроителей из Азии и Восточной Европы. Впервые в мире тайваньская компания "Drettmann" выставила сразу пять моторных яхт "Elegance": "48", "64" с кормовым кокпитом и "72", "78" и "90 Dynasty" с летучим мостиком.
Турецкий спортивный крейсер "52 Open" от "Numarine", оборудованный приводом Арнесона, может развивать скорость до 46 уз.
Достойно были представлены и парусные суперяхты. Последняя новинка в серии "Bestevaer" от нидерландской "K&M" — это алюминиевая яхта "Bestevaer 76S" длиной 23.2 м, спроектированная знаменитым Джерардом Дийкстра. В соответствии с традицией на откуп заказчику было отдано множество решений, включая такие важные, как выбор формы носовой оконечности или обводов киля. Управлять яхтой можно как с поста в открытом кокпите, так и из рулевой рубки. Под палубой расположены четыре каюты с отдельными ванными комнатами и салон. Кубрик экипажа размещен в носовой оконечности и имеет отдельный вход. Площадь парусов — 480 м2.
Другая голландская компания "Royal Huisman" представила проект крупнейшей в мире 90-метровой парусной яхты — шхуны "Athena" (проект того же Дж. Дийкстра). Этим летом готовая яхта с корпусом из легкого сплава должна быть спущена на воду.
Немецкая "Distancia 60" из Манхейма-на-Рейне — не новичок в классе суперяхт, она широко известна как новаторское судно и уже вызвала возгласы восторга посетителей и даже удивления профессионалов (см. "КиЯ" №185). На этой выставке "Innovative Yacht GmbH" представила планы новой композитной яхты "Distancia 80".
Крупнейшей из демонстрировавшихся на ярмарке этого года парусных яхт была "Oyster 82" ("Oyster Marine", Англия), а из моторных — "Mangusta 108" ("Rodrigues Group", Канны).
Что новенького?
Революционных новшеств на выставке мы не встретили, тем не менее на некоторые новинки обратить внимание стоило. Нескольким заметным экспонатам мы посвятили отдельные заметки (см. ниже). Стоит еще отметить следующее.
Привлекал внимание моторный катамаран "Multi" из близкой нам Скандинавии. Он оказался крупнейшим при длине 5.05 м в модельном ряду норвежской фирмы "Pioneer", которая специализируется на малых судах из полиэтилена. Особенность этой модели еще и в том, что она приспособлена на передвижение по ней человека в инвалидной коляске. Удобно на катамаране будут чувствовать себя и ныряльщики.
Знаменитая шведская компания "Nimbus" представила свою популярную модель "350 Nova" в видоизмененном виде: вместо угловой колонки теперь катер оснащен традиционным валом.
Известная финская компания "Fiskars" показала новинку 2004 г. — 5.6-метровый алюминиевый "Buster XL" вместимостью до 7 чел.
В Европе все больше растет интерес к спортивному рыболовству, поэтому центр рыболовства был одним из самых посещаемых мест на выставке. Это предопределило и повышенный интерес к моделям, которые можно использовать для рыбалки.
Например, новая версия "Minor 27" (длиной 8.5 м) финской фирмы "Sarins Batar" имела типичную компоновку WA (walkaround), с открытым пультом управления и тремя возможными вариантами привода. Это практичное судно, напоминающее небольшой рыболовный куттер, под палубой имеет достаточно места для ночлега двух человек.
Новинкой от французской компании "Beneteau" была моторная яхта "Swift Trawler St 42", тоже выполненная в популярном "траулерном" стиле. Эта модель может использоваться для морского рыболовства. На высоком мостике выгорожено даже место для кран-балки, при помощи которой можно поднимать и опускать надувную моторную лодку. Уровнем ниже в надстройке размещены салон с диваном, камбуз и внутренний пульт управления. Дальше в нос и ниже расположены две каюты на четырех человек.
Впервые в Германии голландская фирма "Aquanaut" выставила свой "Drifter 1250". Этим судном она провозгласила появление нового поколения так называемых "низкопрофильных" судов. Габаритная высота судна над ватерлинией всего 2.48 м, что позволяет совершать плавания по внутренним каналам даже под низкими мостами. В остальном судно имеет типичную голландскую компоновку: двухместная каюта в носу с душем и унитазом; дальше в корму расположены камбуз и столовая, которую тоже можно превратить в двухместную каюту; затем оборудованы несколько возвышающийся салон с пультом управления и в корме, ниже салона, еще одна двухместная каюта с душем и туалетом.
Немецкая компания "Bavaria Motorboote" представила две новинки: это "BMB 25DC" длиной 7.8 м и "BMB 37" длиной 11.8 м. Первая рассчитана на однодневные плавания; она имеет большой кокпит и двухместную носовую каюту; еще две койки расположены в районе миделя. Второй крейсер, имеющий две каюты, ванную комнату, салон и камбуз под палубой, вмещает с достаточным комфортом экипаж из восьми человек.
Как всегда блеснула новинками Италия. Знаменитая фирма "Azimut" среди семи выставленных моделей две экспонировала как новинки ("Azimut-685" и "-865"). Большая модель схожа с предыдущей, но имеет композитный корпус из кевлара и углепластика. Увеличение длины позволило разместить в носу еще одну гостевую каюту. Два дизеля "МТU" мощностью по 2000 л.с. в сочетании с приводом Арнесона обеспечивают скорость в 45 уз.
Две новинки в классе средних "мостиковых" катеров (flybridge) представила верфь "Ferretti".
Как мировую премьеру другая итальянская компания "Gobbi" представила спортивный крейсер "Atlantic 55". Судно рассчитано на 6 чел., которые размещаются в трех шикарных каютах, каждая со своей ванной комнатой; TV и DVD-центр в салоне рассматриваются как нечто выходящее за стандартные рамки.
В целом можно сказать, что наибольшим спросом пользовались суда длиной от 6 до 14 м. Большинство покупателей старались не переступать магический предел в 15 м, после которого для плавания по Рейну и внутренним водам Европы, помимо обычной лицензии на право управления спортивным судном, требуется еще и особый сертификат.
Оживленно продавались и лодки, предназначенные для транспортировки на трейлерах. Особенно привлекали покупателей долларовые сделки, учитывая благоприятный курс относительно евро.
Моторным премьерам года, в том числе и на выставке в Дюссельдорфе, посвящена наша отдельная статья, поэтому нет смысла на них здесь останавливаться.
В заключение хотелось сказать два слова об участии в выставке отечественных производителей. В павильонах мы встретили только одну питерскую фирму "Тритон". Ее байдарки и каяки продавались успешно. Было заключено немало выгодных контрактов. Уровень затрат оказался сопоставим с участием, например, в московской выставке MIBS. И, тем не менее, российские фирмы до сих пор не учитывают это и не спешат выходить на международный рынок.