Принципы водометного движения известны еще с XVII в. Тем не менее в последние 15 лет этот движитель (ВД) переживает поистине пору ренессанса. Причина уважительная: скорости современных кораблей и пассажирских судов значительно возросли, и привычные гребные винты уже начинают терять эффективность из-за возникающей кавитации. У ВД эта проблема стоит не столь остро. Неудивительно, что именно они стали темой международной конференции, приуроченной к 100-летию кафедры теории корабля Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, которая собрала около полусотни представителей различных судостроительных организаций.
Доклад, посвященный достижениям одного из лидеров мирового водометостроения — шведской фирмы "KaMeWa" (ставшей недавно отделением британской компании "Rolls-Royce"), прочел ее представитель Рольф Свенсон. Он касался в основном проблем проектирования, постройки и эксплуатации "больших" движительных комплексов с диаметром рабочего колеса до 2 м, используемых в первую очередь на скоростных паромах и, в меньшей степени, на быстроходных военных кораблях-фрегатах. Докладчик отметил следующие преимущества ВД, делающие их конкурентоспособными с обычными гребными винтами: меньшая подверженность кавитации и более высокий КПД при скоростях выше 25 уз, существенно более высокая маневренность по курсу и упору, значительно меньшая (примерно на 10 дБ) шумность и лучшие нагрузочные характеристики, удлиняющие срок службы главных двигателей. Пониженная склонность к шуму и вибрациям обусловила создание фирмой такой экзотической разновидности движителя для военных кораблей, как ВД с подводным выбросом, представляющий собой по существу "винт в трубе". Отметил он и слабые стороны ВД, ограничивающие область их применения. Это худшие массогабаритные характеристики, значительная стоимость изготовления, необходимость высокой культуры производства и обслуживания. Концерн "Rolls-Royce" держит приоритет по ряду технических решений, которые применены в выпускаемых им ВД, таких как модульность конструктивного исполнения (двигатель и движитель в едином быстромонтируе-мом агрегате) или активная система управления зазором между ротором и статором движителя. При нынешнем уровне технологии водометы "KaMeWa" позволяют перерабатывать мощность до 25 МВт и развивать скорость до 60 уз.
Об истории и достижениях отечественного водометостроения присутствующим рассказал доктор технических наук А.А. Русецкий. Нашим специалистам-судостроителям принадлежат многие ставшие классическими конструктивные решения, такие как многорежимные водозаборники, двухконтурные схемы водотоков, вентилируемые импеллеры ВД для судов на воздушной каверне. В 60-70-е гг. ВД оснащались сотни глиссирующих и крылатых судов. Последняя разработка ученых ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова — водомет со щелевым соплом — позволяет существенно улучшить массогабаритные характеристики движителя, упростить конструкцию реверсивнорулевого устройства и получить в итоге сопоставимый с гребными винтами КПД — до 65-70% (см."КиЯ" №184).
К сожалению, как показывает опыт судостроения в нашей стране, при отсутствии развитой производственной базы и стабильного госзаказа самые передовые проектные решения остаются на стадии опытных разработок.