Соломбала — район Архангельска - издавна известна тем, что со времен царя Гороха строят здесь суда, большие и малые. Соломбальская судоверфь — корабельная сторона моего детства. Рядом с ней я родился и вырос. От ее причала отправился в первое плавание, как оказалось — на многие-многие годы.
И вот снова ступаю на ее территорию. Жив еще шлюпочный цех, где махала топором мать. Здесь же, в покосившейся от времени мастерской, что у самой реки, провел молодые годы отец. В "решающие и определяющие" стояли здесь, покачиваясь, ряды карбасов, лодок-"дори", спасательных шлюпок — основная продукция судоверфи. Нынче гавань и площадка перед ней пустуют. Зато поодаль выстроено внушительных размеров новое здание и основные цеха и подсобные помещения под одной крышей.
В стареньком заводоуправлении тихо — не то, что раньше. "Руководство на территории", — наверное, в сотый раз повторяет девушка в приемной. Сразу понятно, жизнь потребовала, чтобы руководители перестали быть кабинетными работниками. Действительно, главный инженер судоверфи Клавдий Алексеевич Морозов — в спецовке поверх костюма, все рабочее время проводит в цехах, на причале, лишь изредка заглядывая в кабинет. На просьбу рассказать о нынешней судоверфи, не похожей на старую, предлагает. "Пойдемте, своими глазами увидите".
Главное отличие в том, — объясняет он, — что массового изготовления плавединиц — "ширпотреба", как было при социализме, теперь нет. Предприятие специализируется на выполнении заказов из Европы: это и весельные лодочки, и прогулочные катера, и больших размеров парусники. Объединяет все эти изделия одно: они строятся только из дерева. Это — живой материал в нем тепло и уют, он глаз должен радовать. Иностранные заказчики — люди не бедные, за свои, надо сказать, немалые деньги они требуют и безукоризненное качество и точность в соблюдении сроков. Поэтому продукция здесь и не содержится под открытым небом: товар нежный, да и ждать не любит. Сделали — сразу отвезли...
Сейчас на стапель-палубе верфи строятся два судна. Одно — с высокой кормой, напоминает каравеллу Колумба. Другое — узкое и длинное, похоже на обычную яхту, но гораздо больше по размерам Корпуса этих обоих судов практически готовы.
В другом цехе "шьют" суденышки поменьше. Здесь доводят до ума десяток-пол-тора легких шлюпок. При получении заказа у покупателя не должно быть ничего, кроме радости. И уверенно скажу, эти ладные и аккуратные лодочки действительно радуют глаз. Очень жаль, что только одна из них останется в родных водах — в Архангельске. Будущие хозяева остальных живут по берегам многих рек и озер Финляндии, Голландии, Испании. Примерно через месяц будет готова уже следующая партия лодок — они пойдут в эти же и в другие страны — продукцию Соломбальской судоверфи на Западе знают, география поставок постоянно расширяется.
Деньги предприятию даются нелегко, приходится постоянно искать пути сокращения расходов. Например, ввели автономное отопление цехов и подсобных помещений, при чем в небольших водогрейных котлах и печках "Галбот" используются отходы древесины, нет строительного мусора, а главное — не стало зависимости от центральной отопительной системы.
Предприятие не работает со смежниками: весь производственный цикл от приема заказов до выдачи товара выполняется работниками судоверфи. Преимущество в том, что не стало опасений из-за задержки исполнения работ кем-то на стороне. А точность — гарантия новых заказов.
Самое привлекательное в работе с иностранцами — четкость платежей. Судоверфь не страдает от взаимных задолженностей и зачетов, путаницы и претензий. В итоге заказы поступают и исполняются ритмично. работникам регулярно выплачивается зарплата. Этим сообщением главный инженер и закончил импровизированную экскурсию.
К этому времени закончил неотложные дела и пригласил меня в кабинет директор судоверфи Евгений Николаевич Ватлецов, не раз выступавший как автор на страницах "КиЯ".
Не могу удержаться от вопроса. — То, что я увидел сегодня, удивляет. Отовсюду слышны вздохи и жалобы — работы нет. А вы работаете, да еще и уверенно смотрите в будущее. Неужели все так безоблачно на вашем небе?
— Нет, конечно Одна из проблем — кадры. Мы нередко вынуждены отказываться от заказов. Парадоксально, но в Архангельске, где испокон веков строились деревянные суда, не осталось нужных нам настоящих мастеров плотницкого дела. Я не имею в виду владельцев дипломов самых высоких разрядов. Такие приходят в отдел кадров каждый день. Но, к сожалению, им не всегда можно доверить заказ на обыкновенную табуретку. У нас же строятся уникальные суда с гарантией качества! Да, по городу в поисках работы бродят толпы людей, но как правило, они хотят получать большие деньги и лучше — сразу, причем их не смущает, что они по-настоящему ничего делать не умеют. Мы требуем, чтобы они сначала около года учились, забыв о больших деньгах. На это соглашаются не многие.
— Надо ожидать, что найдутся люди, которые посвятят год профессиональной подготовке. Появятся специалисты — будете расширяться?
— Обязательно. Но недостаток судокорпусников — это часть кадровой проблемы. Уровень всех наших специалистов необходимо поднимать до европейского. Больно смотреть, как наши инженеры-кораблестроители пытаются общаться с заказчиками. Стыдно, когда бухгалтер не справляется с элементарным контрольным заданием. Только у нас шофер — безответственный водила за баранкой. В любой другой стране он и дальнобойщик-международник, и экспедитор груза, и автослесарь. Мы же отправляем машину с двумя шоферами и сопровождающим. Таких, чисто российских расходов у нас множество.
— Если можно, чуть подробнее о "чисто российских" расходах.
— Это расходы, с которыми сталкивается наш отечественный производитель. Где еще есть должности инженера-нормировщика, бухгалтера-инвентаризатора, кладовщика? Сторожа, караул, охрана — существуют ради того, чтобы работяга побоялся тащить с родного завода все подряд. Но все равно пропажи бывают. Есть расходы другого рода. Покупая для строящегося судна комплект оборудования за границей, мы платим пошлины и налоги. Эти деньги вернутся только после продажи готового изделия. то есть через год и больше. Если вернутся вообще. Вместе с повышением цен на топливо растут расходы на строительство, зато валютный курс рубля искусственно сдерживается. Эти убытки предусмотреть заранее трудно. И, наконец, о чем постоянно говорят и пишут все производители — налоги!
— И все-таки у судоверфи есть много хорошего, есть чему поучиться!
— Главное достижение — мы не являемся должниками. Мы остаемся конкурентоспособными при всех сложностях производства в нашей стране. Западные фирмы признают наш авторитет. Кто-нибудь в Архангельске может сказать, что англичане из "Би-би-си" снимали на его заводе фильм? Кто-нибудь может похвастать тем. что не он ищет заказчиков, а они его? Что, заглядывая вперед, строит, расширяется, реконструирует? Мы можем.