Есть в России звание "Почетный мастер спорта". Присуждается оно только тем, кто отдал спорту всю жизнь, кто высокими личными достижениями в состязаниях с соперниками и активным многолетним подвижничеством в деле развития любимого спорта добился значимых успехов. Нынешний директор Спортивно-концертного комплекса Санкт-Петербурга Петр Тимофеевич Толстихии заслужил право носить это звание на дистанциях парусных гонок. Он — ученик нашего прославленного гонщика Ивана Петровича Матвеева, у которого начинал приобщаться к парусу шкотовым на буере еще в 1956 году. В спортивной биографии Толстихина были разные суда, соревнования самого высокого ранга, включая гонки на "Драконах" в олимпийском Мельбурне. И никогда не было межсезоний: все эти сорок с лишним лет он выступает на буерах. Именно Петр Толстихин в шестидесятые годы настойчиво штурмовал рекорды скорости на льду, установив два рекорда для "Монотипа-XV": первый около 91, второй — 97 км/ч.
Но Петр Тимофеевич широко известен не только как яхтсмен. Ведь он в течение многих лет руководил крупнейшим в СССР яхт-клубом, работал директором верфи ВЦСПС, организовывал и судил такие серьезные гонки, как "Кубок Балтики", и многие другие массовые соревнования.
Ограничимся этим более чем кратким перечислением личных достижений и заслуг мастера Перейдем к основной теме нашего серьезного и долгого разговора.
Как водится, беседа состояла из вопросов и ответов. Вопросов тревожных. И ответов — иногда горьких, но иногда, что особенно ценно, оптимистичных.
— Петр Тимофеевич, жизнь наших яхт-клубов и прежде не выглядела беспроблемной. Но в последнее время клубы буквально нищенствуют. Ветшает их материальная часть. Суда, постройки, акватории приходится сдавать в аренду сторонним лицам и организациям. Это губительно, поскольку арендованное имущество эксплуатируется на износ, но еще хуже, что исчезает сама клубная атмосфера, тот неповторимый дух морского парусного братства, которым всегда дорожили яхтсмены. Неужели нам не сориентироваться в реалиях нового времени, не определить курса на выживание?
— Яхт-клубам Петербурга на самом деле трудно удержаться на плаву по причине финансового голода. О так называемых частных клубах, которые сформировались давно как самодеятельные платные стоянки яхт и катеров, речь пока не идет, хотя и в них проблем предостаточно. Остановимся на состоянии дел ведущих яхт-клубов, где десятилетиями парусный спорт культивировался в чистом виде, действовали парусные школы, работали специализированные общественные комиссии и советы, регламентировавшие клубную деятельность и порядки. Такие клубы прежде содержались ведомственными организациями или профсоюзами, то есть принадлежали им. По линии спорта направлял и контролировал клубную жизнь местный спорткомитет.
Как мы видим, прежняя система при всех ее известных недостатках десятилетиями оставалась жизнеспособной. Имело место поступательное развитие материальной базы: приобретались новые суда олимпийских классов, детские, крейсерские, строились новые гавани и здания со спортзалами и учебными аудиториями, эллингами и мастерскими. Клубы располагали финансовыми средствами для проведения соревнований по насыщенному и разнообразному календарю. Постепенно расширялась география гонок и дальних плаваний. Почти всему этому был положен конец несколько лет назад, когда для прежних владельцев содержание клубов оказалось обременительным или же вовсе не по средствам. Можно, конечно, винить в нерадивости директоров, которых иные клубы вынуждены были терпеть по воле ведомственного начальства. Можно критиковать общественность — за неспособность спасти положение в условиях ломки привычных устоев. Но делать это уже поздно. Клубные хозяйства держатся сегодня на плаву с опасным креном. Как вновь поставить их на ровный киль? Точных, выверенных рецептов не вижу. Но с учетом того, что на сегодня ни в одном клубе не созданы условия для участия самих яхтсменов в управлении начинать следует с выработки типового положения или типового устава, который регламентировал бы жизнь таких специфических объединений, как яхт-клубы, в современных условиях. При работе над этим документом следует опираться на уставы клубов дореволюционного периода, на отдельные разделы ныне действующих документов. Между прочим, при всем различии уставы старого и нового времени составлялись с учетом ряда сходных деталей. Сегодня клубы не платят за землю, за акватории, закрепленные за ними. И до 1917 года не все клубы и не всегда арендовали участки за обременительную плату. Так князь Белосельский-Белозерский, владевший Крестовским островом, предоставлял береговые участки минимум двум клубам на правах бесплатной аренды. За это он удостаивался чести открывать списки Почетных членов яхт-клубов. Почетными членами являлись также меценаты. жаловавшие немалые денежные суммы, преподносившие клубам материальные ценности в виде судов, библиотек, прочего имущества. И органы государственного управления, министерства шли навстречу общественным объединениям любителей морского спорта, вырабатывая документы, защищавшие их от обременительных пошлин и сборов. Говоря современным языком, яхт-клубы всегда жили и развивались на дотации. Ведь, если не лукавить, не ссылаться на формальную ведомственную принадлежность. придется признать, что все наши яхт-клубы в "советское время" строились на народные деньги. Только в ходе приватизации об этом напрочь забыли, что привело клубы в то плачевное состояние, в котором они пребывают сегодня.
— Вы хотите сказать, что сняв бремя содержания зданий, можно было бы создать условия для стабилизации финансового положения, а с прочими расходами клубы справятся сами?
— Полагаю, что да. Но, оплачивая содержание зданий, город вправе претендовать на размещение в их спортзалах и аудиториях не только детских парусных школ, но и кружков другого профиля для работы со школьниками. Разве мало у нас детей, которые проводят досуг на улице, разве мы не обязаны заботиться о подрастающем поколении? Кружки эти для неимущих родителей должны быть бесплатными. но тот, кто способен платить за занятия с детьми, должен это делать. Так, например, наш СКК организовал работу ряда платных спортивных кружков и групп. Но плата взимается дифференцированно. Многим доступны группы спортивных игр, но относительно дорого стоит посещение тренажерных залов бодибилдинга. Занятия детей спортивной гимнастикой оплачиваются родителями с учетом и их материальных возможностей, и перспективности ребят в сложном атлетическом виде спорта. При ином подходе у наших прославленных на весь мир гимнастов не будет достойной смены.
Пусть читатели не думают, что нашему СКК легко дается самоокупаемость: ведь в сутки на его содержание уходит около 60 миллионов старых рублей! Поэтому мы используем все возможности. Например, ищем и находим желающих провести на площадях СКК выставки, смотры, демонстрации промышленных достижений. Разумеется, за деньги. Уверен, что в благоприятной налоговой политике кроется путь, по которому в яхт-клубы пойдут со своими предложениями и деньгами деловые люди. Окупаемость помещений, акваторий повысится.
— Устав, здания, гавань, суда, яхтсмены — это неотделимо одно от другого. Если ют же клуб формируется с привлечением частных судовладельцев, способных приобрести и содержать яхту, то обязан ли город оплачивать часть предоставляемых услуг? Ответ на этот вопрос может быть только отрицательным. Не так ли? И какие опасности подстерегают клубы частного сектора?
— Частники, конечно же. обязаны оплачивать все за собственный счет. Они должны понимать, что между яхт-клубом и мариной, то есть платной стоянкой для катеров и яхт, есть существенная разница. В марине не может быть полного самоуправления. Здесь каждый отвечает сам за себя, а в таких условиях цены определяются спросом, диктатом содержателя марины, и почвы для меценатства, спонсорства здесь быть не может, как не может этого быть на платной автостоянке. Если же клуб предоставляет площади для принадлежащих ему судов и одновременно выделяет места судам частным, временные противоречия неизбежны. Новым яхтсменам придется подтягиваться до приемлемого уровня, набираться знаний и опыта у бывалых членов клубов. Клубы как сильные общественные объединения наверняка будут отвергать шарлатанов. сколько бы ни весил их кошелек. И правильно разработанные уставы помогут все расставить на свои места. При самоуправлении, при выборности исполнителей не будет лишним возвращение к клубной табели о рангах. Прежде в яхт-клубах с заслуженным уважением относились к основателям, командорам, должностным лицам и распорядителям. Списки личного состава включали почетных, пожизненных и действительных членов, а также членов-сотрудников. Все они по мере сил и способностей участвовали в управлении клубным хозяйством, обустраивали общественную жизнь. В нынешний переходный период, когда многое смешалось и еще, что называется, не устоялось, я, не теряя времени, позаботился бы о предоставлении простейших привилегий ветеранам паруса, носителям ценнейших традиций яхтинга. Их важно не отвергать. Тем более, что ветераны способны бескорыстно передавать молодежи, да и новым взрослым яхтсменам богатый опыт. В том числе и в парусных школах.
Если не появится источников для обновления стареющего клубного флота, количество частных судов в процентном отношении постепенно возрастет. По всей видимости, число относительно небольших судов всегда будет превышать число средних и крупных. Стимулом для численного роста малого флота будет не только большая доступность мини-яхт по ценам, но и желание чаще участвовать в увлекательных гонках выходного дня, на старты которых обычно выходят десятки экипажей.
Нельзя забывать и об олимпийском резерве. На базе яхт-клубов сегодня трудно растить смену олимпийским мастерам, и город утрачивает позиции в этой сфере. Санкт-Петербург заметно проигрывает по числу направляемых на всероссийские детские регаты не только Москве, но и малым губернским городам на скромных водоемах. Причина та же — нет денег на детский спорт. Мы теряем квалифицированных тренеров, которые вынуждены искать средства для существования вне паруса. Понуждать частников обязательно включать в экипажи собственных яхт подростков сегодня можно лишь на определенных финансовых условиях, то есть судовладельцам придется предоставлять какие-то льготы, что приведет к уменьшению денежных поступлений в кассы и без того бедствующих яхт-клубов. Круг замкнется, и дети останутся без перспективы приобщиться к спорту. Так что и школам при клубах не выжить без централизованных дотаций. Следовательно, такие дотации надлежит узаконить. сделать обязательной практикой.
— Если на конец 1997 года такие яхт-клубы, как Санкт-Петербургский речной (одно время называвшийся Центральным) и "Кировец" сохранили прежних владельцев, то бывший клуб Балтийского пароходства отныне принадлежит частной структуре. Теперь его назвали Санкт-Петербургским морским яхт-клубом. Фактически же, с переходом к новому владельцу и сменой названия клуб начал превращаться в дорогую марину. В его гавани появилось много катеров, яхтсмены лишились главного здания, его заняли"новоселы". Поговаривают, что со временем клуб перейдет в разряд элитарного. Как относиться к такой трансформации?
— Всевозможно. Вот только с термином "элитарный" я бы обращался осторожнее. Никто не знает, что это такое. В России предпринимались попытки создавать такие клубы, прежде всего дворянские. Век их оказался крайне коротким, поскольку спорт членов такого клуба интересовал меньше всего, а вот "поплавать" у камина — за бокалом отличного вина, да еще в окружении дам, там считалось делом увлекательным. Но... Пока же, по общему мнению, бывший клуб БМП, в силу обстоятельств на самом деле постепенно превращается в марину. Жизнь здесь теплится за счет экипажей, выкупивших клубные яхты. Но коль скоро в последнее время яхтсмены стали переводить свои суда на более дешевые стоянки, заметнее проявилась тенденция превращения клуба именно в марину. А марины — скучнейшие места на побережье. Обилием голых неподвижных мачт они напоминают кладбища, перенасыщенные могильными крестами. В Западной Европе, США марин великое множество. "Чемпионами" в них считаются судовладельцы, совершившие около десятка коротких выходов в год. Так и "соревнуются- для престижа на престижных яхтах, сражая друг друга наповал самыми дорогими, самыми модными штормовками, фуражками с эмблемами и прочими аксессуарами показного яхтинга. Настоящие яхтенные капитаны приходят в марины наниматься на работу к состоятельным судовладельцам. Без них последние вовсе никогда не отдавали бы концы.
— За границей без наемных профессионалов многие яхты или катера не выходят вовсе или крайне редко покидают гавань. У нас же все наоборот. Купил человек судно, оплатил стоянку, и он уже сам себе капитан, готовый и впредь за все платить: за снятие с мели, поломку мачты, заделку пробоины, исправление погнутого на банке винта и даже за музыку на собственных похоронах.
— С музыкой или без оной хоронят обнаруженных утопленников. Море же далеко не всегда отдает тела, о чем следовало бы помнить скороспелым яхтсменам и катерникам. Минувшей осенью, например, из шести человек, утонувших вместе с крохотной яхтой в Невской губе, хоронили лишь одного. Трупы остальных пяти спасателям обнаружить не удалось, хотя поиск велся с привлечением вертолета и водолазов. Причиной трагедии стал выход на нигде не зарегистрированном перегруженном судне с неопытным рулевым.
— Справедливости ради стоит сказать. что марин, где каждый сам себе капитан, у нас пока единицы, а число "топляков" в Финском заливе, на Ладоге и на Неве за последнее время прибавилось. Погибали и яхты, и катера. Зафиксировано несколько серьезных аварий, столкновений. Факты эти настораживают.
— О катерниках, об их главном инспектирующем органе ГИМС мне говорить едва ли следует, здесь — я не специалист. Ну а то, что касается яхтсменов, воспитанных и дипломированных в городских яхт-клубах, то с полной ответственностью заявляю, что их уровень навигационного мастерства довольно высок. Наши капитаны это доказали на тех же многомильных и многодневных "Кубках Балтики", которые я имел честь судить. Мы не потеряли ни одного человека, ни одного судна, хотя условия соревнований часто были весьма и весьма сложными. И в океанских гонках недавних лет капитаны нашей школы не ударили в грязь лицом. Да, в последнее время аварийность, к сожалению, возросла. Произошло это по причине ослабления работы квалификационных и крейсерско-гоночных комиссий. Положение легко исправить, если удастся главное — если мы сможем сохранить яхт-клубы, которые, к счастью, еще не растеряли своих лучших членов, настоящих мастеров морского яхтинга. Кстати, сохранив клубы, создав для яхтсменов приемлемые условия для занятия спортом, город сделает себе лучший подарок к 300-летию. Санкт-Петербургу, именующему себя морской столицей России, не пристало отворачиваться от морского спорта, основы которого именно в нашем городе закладывал Петр Великий
Вел беседу В. Гусев
На сегодня очень важно привлечь к обсуждению сложившегося тревожного положения весь актив — всех читателей "КиЯ".