На снимке — французский пятимачтовый круизный парусник "Клаб Мед-2", рассчитанный на недельные плавания с 410 пассажирами в Карибском бассейне Сразу же подчеркнем: наряду с построенным раньше однотипным "Клаб Мед-1", это — крупнейшее по размерениям из когда-либо построенных в мире парусных судов. Чтобы убедиться а этом, достаточно сравнить его основные элементы с приведенной в "КиЯ" №85 таблицей данных 12 парусников-гигантов.
Другое дело — можно ли считать "Клаб Мед-2" "чистым" парусником'’ В принципе это моторно-парусное судно, о чем красноречиво свидетельствует высокая дымовая труба за второй мачтой. Оно рассчитано на эксплуатацию с 15-16-узловой скоростью под двигателями, а свои 2500 м2 дакрона несет "в угоду туристам’ лишь при благоприятных условиях
Историю этого судна, соединяющего романтику эпохи паруса с комфортом и гарантированным уровнем безопасности конца XX века, можно проследить по публикациям "КиЯ".
Вернемся лет на десять назад. В №114 было приведено цветное фото очень странной 6,4-метровой стаксельной шхуны, очень похожей и по вооружению, и по внешнему виду корпуса на нынешний "Клаб Мед-2". Это была "самоходная" масштабная модель одного из вариантов круизного 115-метрового судна "Уиндкрюзер", о котором коротко сообщалось в №101. Проект был создан инженерами известной финской фирмы "Вяртсиля". Главной их заслугой была разработка такой конструкции достаточно высокоэффективного парусного вооружения, которая на 100% соответствовала требованиям механизации и автоматизации всех операций.
Информация об изображении
Фото из рекламного проспекта, призывающего совершать круизы на парусниках-гигантах
В №135 в статье И. Захаровой "Парусник для круизов" подробно рассказывалось о том. как финский проект был закуплен французами и доработан конструкторами верфи "Ателье е Шангье дю Авр" ("АСН") в Гпвре. Так появился проект "Винд Стар", по которому той же верфью "АСН" во второй половине 80-х гг. и были построены огромные 134-метровые 4-мачтовые стаксельные шхуны "Винд Стар", "Винд Зонг" и "Винд Спирит".
Фото из рекламного проспекта, призывающего совершать круизы на парусниках-гигантах
Отметим, что парусное вооружение никаких принципиальных изменений не претерпело. Управляемая компьютерами гидравлика обеспечивает максимально эффективное использование парусов — на каждой мачте поворачивает гик. регулирует натяжение и шкотов, и штага, изменяет рабочую площадь паруса, наворачивая его на штаг. Подробнее обо всем этом — см. №135.
8 октябре 1987 г. фирма "АСН" сообщила, что опыт первой же навигации "Винд Стара" подтверждает целесообразность постройки двух еще более крупных — уже пятимачтовых судов аналогичного типа. Одним из них и является "Клаб Мед-2". Контракт на его постройку был подписан 18.08.89, судно спущено на воду 04.10.91 и сдано заказчику 04.04.92.
Длина парусника{с бушпритом) — 187.0 м., между перпендикулярами — 156.0 м., ширина наибольшая — 20.0 м, осадка — всего 5.1 м (минимальная габаритная осадка очень важна для расширения возможное гей использования судна). Дедвейт — 1600 г. вместимость — около 10 000 бр.-per. г.
Если говорить о силовой установке, то это судно — электроход. 4 дизель-генератора "SACM-Вяртсиля/Цегелек" (по 2280 кВт) работают на 2 гребных электромотора общей мощностью 8000 л.с при 1200 об/мин. Редукторы уменьшают число оборотов до 150. Установлены 2 винта регулируемого шага (диаметром 3.3 м) и 2 балансирных руля Беккера (с закрылками). Скорость под двигателями — 16.4 уз.
На пяти 50-метровых мачтах эта грандиозная шхуна несет семь парусов , пять гигантских стакселей, кливер и бермудскую бизань. Скорость хода под парусами — около 10 уз.
Имеются носовое (с электродвигателем 1000 л.с.) и кормовое подруливающие устройства. Управляемая автоматически балластная успокоительная система, перекачивая с борта на борт 150 т воды, гарантирует уменьшение угла крена на качке до 2°. Топливные цистерны имеют емкость 400 м3. Опреснители дают 145 т пресной воды ежедневно.
Для пассажиров оборудована 191 отдельная каюта с внешним — естественным — освещением и санузлом: в этом числе 150 2-х местных "стандартных" кают (см. №135), 35 кают — с откидными койками и 6- 4-местных. Экипаж и обслуживающий персонал — 220 чел.
О составе, оборудовании и отделке "общественных" помещений новой круизной шхуны достаточно сказать, что они соответствуют уровню пассажирских лайнеров. Необычна (впрочем, это уже можно было видеть на "Винд Старе") кормовая аппарель в виде понтона, с платформы которого удобно переходить на катера и т.п.