Основные данные катера-аэросаней "И-1"
Длина габаритн./наиб., м | 10.4/9.0 |
Ширина габаритн наиб., м | 5.9/5.2 |
Высота борта на миделе, м | 1.4 |
Водоизмещение, т: | |
порожнем | 1.8 |
штатное/макс. | 6.5/10 |
Осадка, м | 0.5-0.8 |
Мощность, л.с. | 2x160 |
Скорость при штатн. водоизм., км/ч: | |
на воде крейс./макс. | 15/70 |
снег крейс./макс. | 60/110 |
Дальность плав на крейс. скорости, км | 800 |
Расход топл. на крейс. скорости, кг/ч. | 34-40 |
Представляет новинку главный конструктор Юрий Григорьевич Ишков:
Базовая модель представляет собой 10.4-метровый каютный катер-катамаран. Это многоцелевое скоростное судно высокой проходимости, которая обеспечивается применением воздушных винтов и малой осадкой. Катер предназначен для перевозки пассажиров, небольших партий груза и спецоборудования (например, самолета для поисковых работ); для этого предусмотрены закрытые трехобъемные отсеки (корпуса-поплавки и каюта-диск), сообщающиеся между собой и имеющие не менее одного наружного выхода. Размеры этих отсеков и каюты, а общий их объем составляет не менее 46 куб.м, позволяют обеспечить комфортные условия пребывания на борту при различных вариантах назначения катера. Если необходимо многодневное проживание, оборудуются шесть двуспальных мест; в экскурсионном варианте ставится до 20 удобных мягких сидений. Естественно, по желанию заказчика обеспечивается гибкая планировка помещений и тот или иной уровень оснащения бытовой техникой (камбуз, туалет, душевая, холодильник, кондиционер, аудио- и видеоаппаратура). шкафами-рундуками и т.п. Во всех случаях управляется катер одним человеком.
Катер непотопляем и достаточно мореходен на малой скорости он может выходить при волнении до 5 баллов: полную скорость развивает на волне 2 балла.
По требованию заказчика каютный катер-катамаран без существенного изменения оснащения и конфигурации поставляется как амфибийный аппарат — аэросани, способные двигаться с еще большей скоростью по льду и по снегу.
Применены воздушные винты (диаметром 2.6 м) изменяемого шага, что позволяет обойтись без каких бы то ни было воздушных рулей, обеспечивая поворот за счет разницы в тяге правого и левого винтов. При движении по воде используются обычные рули, при выходе на лед на них ставятся диски из нержавеющей стали. Отметим, что использование воздушных винтов не только увеличивает ресурс силовой установки (исключается возможность ударов в воде о посторонние предметы, отсутствует кавитация), но и повышает безопасность движения в зонах, где возможно появление купальщиков, и экологичность.
Наличие убирающегося шасси существенно упрощает эксплуатацию аппарата, обеспечивая не только выход на берег и сход в воду, но и хранение на берегу и даже передвижение (на малые расстояния) без наземных тележек. Применена сборноразборная конструкция аппарата из трех модулей (поплавки и каюта), что упрощает перевозку и хранение.
Особенностью нашего аппарата является защищенная патентом дискообразная форма рубки-каюты с полным круговым остеклением. При диаметре около 5 м каюта довольно просторна. В ней можно выпрямиться во весь рост. Обеспечены очень важные для туристов-экскурсантов круговой обзор и высокая освещенность. Благодаря скругленной сферической нижней части каюты удары о нее волн ощущаются гораздо меньше, чем при плоском днище.
Стоит отметить, что применением нашего "И-1" могли бы заинтересоваться различные патрульные и муниципальные службы, подразделения МЧС. Возможны отделка и оборудование в модификации высокой комфортабельности для представительских целей.
Использование освоенных авиапромышленностью композитных материалов и имеющейся у АО "КБ Термоплан" готовой оснастки позволяет обеспечить отпускную цену в 1.6-2.2 раза ниже, чем ближайших аналогов катера в западном исполнении. Первые несколько аппаратов сданы заказчикам и успешно эксплуатируются на Средиземном море.