Автор этого совершенно необычного проекта — Такай Сатоши. Рассказывая об лодке в японском журнале "Kazi" (№1, 1993). Сатоши упомянул, что при проектировании системы двигатель—движитель большую помощь оказывал ему крупный ученый. специалист по конструированию гоночных велосипедов г-н Торияма Синими.
Создатели океанской лодки со столь необычным приводом надеются, что успех 3400-мильного плавания прославленного Кеничи Хори по маршруту Гавайи (о.Уафу) — Окинава привлечет внимание к очень полезным при всеобщей гиподинамии водным велосипедам. Тем более, что при разумном подходе они из привычного неповоротливого и тяжелого средства времяпрепровождония на пляже могут быть превращены в легкие педальные лодки, способствующие развитию туризма, в том числе и морского.
В данном случае главной целью Сатоши было обеспечить полную безопасность плавания, максимально возможные ходовые качества лодки и, что не менее важно при длительном нахождении в замкнутом пространстве в условиях океана, достаточный уровень обитаемости (не будем упоминать слово комфорт) на ее борту.
Большую пользу оказал конструктору опыт предыдущих рекордных плаваний Кеничи Хори, в частности — опыт его 76-диевного одиночного перехода через океан на 9-метровом электромоторном катере "Сикринерк" с солнечными батареями, полностью занявшими всю площадь палубы. Сатоши отталкивался от размерений и схемы общего расположения этого "солнечного катера", но прототипом он, естественно, быть не мог. Чтобы педальная лодка, учитывая ограниченную "длительную мощность" человека, была достаточно легкой на ходу, пришлось вдвое, по сравнению с "Сикринерком" уменьшить ее водоизмещение и сделать ее относительно более узкой (LКВЛ/BКВЛ=5.2 против 3.7).
Многочисленные эксперименты позволили установить, что длина по К8Л около 6.65 м близка к оптимальной: при такой длине сопротивление воды движению лодки на скоростях, близких к максимальным, оказывается даже на 10-20% ниже, чем при длине 5.5 м.
В расчеты закладывалась продолжительность рейса 100 ходовых суток при 8-часовом "рабочем дне": это соответствует средней скорости 4.5 уз. на которой фактическое сопротивление "Русалки" составляет около 10 кгс. Для сравнения упомянем, что. планируя пересечение Тихого океана на веслах, француз Жерар д'Абовиль закладывал 12-часовой "рабочий день" и среднюю скорость 4.0 узла; его рекорд — 134 дня.
Немалую сложность представляла компоновка подпалубного пространства, которое уменьшилось, по сравнению с электрокатером. очень заметно, главным образом из-за того, что ширина лодки стала меньше на целы» 0.63 м. Кеничи счел необходимым, с одной стороны, сохранить открытый кормовой кокпит, как на "Сикринерке", а с другой — сделать полностью герметизированную рубку, под которой можно было бы встать во весь рост (откинув верх): здесь же следовало разместить раму велосипеда — лучшего из известных велогонщикам на длинные дистанции. Работая педалями, Кеничи должен был иметь хороший обзор вперед через тонированное стекло рубки. На рукоятки руля велосипеда, соединенные штуртросной проводкой с баллером руля (мог быть включен и автопилот), следовало вывести все необходимые включатели, перед ним — разместить приборную доску.
Общая длина жилого отсека — от носовой стенки кокпита до кормовой переборки носового отсека плавучести, сплошь забранного пенопластом, составляла менее 4.5 м. Неудивительно, что оборудование подводной лодки, как назвали "Русалку" журналисты, провожавшие Кеничи Хори в рейс 29 октября 1993 г. в яхт-клубе на Гавайях, было сугубо спартанским: койка, камбуз, раковина, унитаз. На "Сикринерке" с его 8.7 м2 солнечных батарей электроэнергии было "сколько угодно", так что Хори имел в своем распоряжении, кроме полного набора радио- и навигационной аппаратуры, два холодильника, стиральную машину, телевизор, видеокамеру, бортовой компьютер. На этот раз два пояса солнечных батарей по краям палубы могли обеспечить питание только двух малогабаритных приборов спутниковой навигации, рации, электроплитки, опреснителя и сети освещения.
Вопрос о том, какой тип движителя выбрать — гребное колесо или винт, видимо, не стоял. Как и на "солнечном катере", применен двухлопастной гребной винт, но для повышения его упора при ограниченном числе оборотов лопасти сделаны гораздо более длинными: если судить по масштабу опубликованных в "Кал" эскизов лодки, диаметр винта на "Русалке" около 1.1м! Винт расположен в средней части лодки— под осью педалей. Применена ременная передача, размещенная внутри пилона — однолапого кронштейна винта.
Рабочее место "гребца" сделано разборным. Снимаются и вся велосипедная рама, и узел педального привода, вставленного в колодец — "клетку" между высокими флорами и двумя килями). Может быть вынут вверх и весь пилон вместе с гребным винтом.
Для уменьшения дрейфа и повышения устойчивости на курсе из кокпита опускаются на нужную глубину два кинжальных шверта. при необходимости выпускается за борт плавучий якорь. Естественно, лодка сделана самовосстанавливающейся — автоматически встающей на ровный киль после опрокидывания: предусмотрены крепления всех предметов оборудования и снаряжения, удерживающие их на местах даже в положении вверх килем. Все приборы — в водозащищенном исполнении.
Лодка непотопляема благодаря пенопласту в конструкциях корпуса и в концевых отсеках; она останется на плаву, если даже ее полностью залить водой. Если некая грозная сила разломает ее пополам, то обе половинки также останутся на плаву (естественно, при этом автоматически включится радиобуй, который подаст сигнал бедствия и сообщит точные координаты места аварии).
Несколько слов о солнечной батарее "Русалки", спроектированной и изготовленной по спецзаказу фирмой "Келсэра". При продолжительности солнечного времени 3.2 часа солнечные элементы заряжают — две аккумуляторные батареи (47.5 А/ч), обеспечивающие питание всех бортовых потребителей электроэнергии в течение 24 часов.
На каждой стороне палубы расположены в виде ленты по 7 батарей солнечных элементов (силикон сложной кристаллизации), имеющих эффективность преобразования 13.5%. Их общая мощность 240 Вт, сила тока — 14.84 А. Вес одной батареи — 250 г. Эластичные элементы толщиной 2 мм приклеены к палубе двусторонней липкой лентой и сверху закрыты люминисцентной водостойкой пленкой "Тедлер" (фирмы "Дюпон") и дополнительно защитным слоем лака. Элементы работают, даже если на них наступить ногой. При выходе из строя одной батареи это никак не сказывается но работе остальных.
На лодке установлен блок управления, имеющий монитор с экраном и позволяющий регулировать подаваемую аккумуляторами мощность
Это первое трансокеанское плавание на лодке с педальными приводом закончилось успешно. В невероятную биографию моряка-любителя Кеничи Хори вписана еще одна славная страница, сделай еще один шаг по пути развития мирной техники. Именно мирной, поскольку история боевого подводного флота как раз и начинается с малых педальных лодок, даже внешне похожих на "Русалку", о которой идет речь.
Неугомонный и многоликий Кеничи
В далеком 1962 г. 23-летний японский студент и "по совместительству" — продавец автомобильных запчастей Кеничи Хори стал первым представителем желтой расы, который пересек в одиночку на яхте Тихий океан с запада на восток. Рейс от Осаки до берегов Америки на 5.7-метровой "Русалке" ("Mermaid"), ставшей после этого экспонатом Морского музея в Сан-Франциско, занял 92 дня. Самым страшным испытанием оказалось невыносимое одиночество. В своей книге, рассказывающей об этом 5200-мильном плавании, он вспоминал: "Временами я впадал в полузабытье, начинал опзговариватьс неизвестными людьми, причем они отвечали мне..."
Хори победил страх перед одиночеством настолько, что в 1973-1974 гг совершил 31000-мильное кругосветное безостановочное плавание Осака — Осака вокруг мыса Горн за 275.5 суток, на 17 дней улучшив рекорд тех лет. Вокруг света он шел на "Русалке-III" длиной 7.5 м.
Затем, в конце 70-х, вместе с молодой женой он обошел вокруг Американского континента, а перед тем стартовал во II Трамс-Пасифик (6500 миль из Сан-Франциско до Окинавы в одиночку) на "Русалке-IV".
В 1985 г. Хори переплыл, опять-таки в одиночку. Тихий океан от Гавайских островов до архипелага Огасавара, но уже не под парусами, а на 9-метровом судне, приводимом в движение энергией Солнца. Вся палуба его пластмассового катера (подробнее — см. "КиЯ" №142) была покрыта солнечными батареями, но постоянное волнение и облачность снизили скорость судна и вместо 46 дней по расчету рейс занял 75 суток.
После этого неугомонный Хорисан стал известен еще и как проектировщик новых яхт. Он участвовал в разработке проекта оригинальной яхты "Бенгал-III". Использован опыт постройки подводных лодок — яхта сделана двухкорпусной. Внутренний прочный корпус в форме усеченного конуса сделан из новейших сверхпрочных материалов и воспринимает основную нагрузку киля, мачты и путенсов. Внешняя оболочка-обтекатель сделана из углеродного волокна и стеклоткани. Пространство между корпусами заполнено пенопластом. Получилась исключительно легкая яхта водоизмещением 3.5 т при максимальной длине 16 м.
В 1987 г. Хори участвовал на "Бенгал-III" в гонке Мельбурн — Осака под эгидой фирмы "Ямаха" для яхт с экипажем 2 человека. На первом этапе "Беигал-III" легко опередила все участвующие яхты, но потом Хори прекратил борьбу из-за конструктивных недостатков яхты, не устраненных из-за спешки.
Хори пробует свои силы и в рейсах на сверхмалых судах. В 1989 г. на судне длиной всего 2.8 м он успешно пересек Тихий океан в западном направлении. пройдя 6 тыс.миль за 137 суток.
Когда писалась эта заметка, Кеничи Хори, ставший уже национальным героем Японии, кончал свой четырехмесячный рейс через тот же океан на... одноместной педальной лодке. И снова называлась эта лодка "Mermaid", что значит "Русалка".