Наши участники Операции Парус-92 видели эту (плававшую тогда под британским флагом) элегантную яхту-люкс, достойную титула "Мисс-Яхта года", в Киле. Здесь, как, надо полагать, и во всех других европейских портах, появление "Андромеды ла деа" вызвало большой интерес. И дело не только в удачном сочетании итальянского дизайна и развития основных черт "классического" бермудского кеча. Это во многих отношениях необычное парусное судно.
Начнем с того, что некоторые "настоящие" яхтсмены могут быть шокированы, узнав, что вахта на "Андромеде" уютно располагается в двух мягких креслах и не встает с них даже во время постановки парусов, следит за работой вооружения по дисплеям, а в открытом море часами не дотрагивается до штурвала. Не только управлением судном при движении по заданному курсу, но и всеми работами с парусами "руководит" электроника: в оборудованной по последнему слову навигационной техники рулевой рубке установлена ЭВМ с объемом памяти 1.2 Гб.
Системы датчиков следят за напряжениями, возникающими в ответственных узлах корпуса и вооружения. С учетом этих данных и всех необходимых объективных сведений о гидрометеообстановке ЭВМ выдает соответствующие команды на руль (скажем, уваливая или приводя яхту) и на гидравлические механизмы швертового устройства и такелажа. Без какого-либо вмешательства человека потравливаются или выбираются шкоты, площадь парусности увеличивается до возможного максимума или уменьшается. При опасном усилении ветра все пять парусов общей площадью 1000 м2 одновременно убираются. Снабжены патентованными "закрутками" не только стакселя и апсель, но и грот площадью 300 м2 и бизань (эти два паруса убираются внутрь мачт).
Капитан "Андромеды" может быть уверен, что при всех возможных изменениях обстановки фактический курс яхты останется оптимальным, а скорость продвижения по генеральному курсу — до указанной им точки прихода — максимально возможной с соблюдением всех оговоренных заранее требований безопасности. В принципе ничего сверхнового здесь нет. Все это проверено в сражениях за Кубок Америки или на трассах океанских супермарафонов. Не меньшая степень автоматизации достигнута и на некоторых больших современных парусных судах, например, на пяти введенных в нормальную эксплуатацию огромных (длиной 187 м) 5-мачтовых стаксельных шхунах — круизных парусниках типа "Винд стар". Однако для крейсерской яхты-люкс это необычно и дало повод называть "Андромеду ла деа" яхтой-роботом, яхтой-автоматом, яхтой из будущего.
Может возникнуть вопрос: а обоснована ли такая автоматизация экономически? Очевидно именно так считает конструктор яхты и владелец построившей ее верфи "Перини нави" в Виареджо (Италия) 49-летний Фабио Перини. Экипаж "Андромеды" всего 7 человек. А на "обычном" круизном паруснике с аналогичной площадью парусов потребовалось бы минимум вдвое большая численность штатной команды. Вместо того, чтобы "возить с собой" 7-8 сравнительно неплохо оплачиваемых "лишних" членов экипажа, владелец судна получает дополнительно 7-8 пассажирских мест, дающих неплохой доход.
Вернемся к описанию яхты, заимствовав данные из норвежского журнала "Bainyt" №1, 1993 г.
Выше был упомянут шверт. Это не ошибка переводчика. Действительно, "Андромеда", имеющая полное водоизмещение 362 т, представляет собою огромный швертбот (точнее — компромисс). Обводы ее стального корпуса напоминают обводы легкого плоскодонного швертбота: достаточно сказать, что при ширине 9.2 м осадка составляет всего 3.35 м. При полностью опущенном тяжелом (десятки тонн) поворотном шверте габаритная осадка увеличивается до 7.0 м. Такое решение позволяет избавиться от излишнего сопротивления движению при ходе под мотором, расширяет выбор маршрутов — становятся доступными многие районы, куда парусникам с 7-мотровой осадкой заходить нельзя.
Высота от палубы грот-мачты с 4 ярусами краспиц — 42 м, бизань-мачты с 3 ярусами — 34 м. Диаметр массивных вант из нержавеющей стали — 25 мм. Как заявил капитан "Андромеды" Дональд Лесселс, благодаря высокоэффективному парусному вооружению яхта легко развивает скорость 12—14 узлов.
Примерно такую же скорость — 13.2 уз — "Андромеда" показала на мерной миле при ходе под двумя 640-сильными дизелями с турбонаддувом германской фирмы "MTU’'. Электроэнергию (бортовая сеть 220 В) вырабатывают два генератора — на 70 кВт (навешенный на главный двигатель) и дизельный на 50 кВт. Запас топлива — 40 тыс.л. Дальность плавания — 4000 миль.
Представляет интерес и общее расположение яхты, имеющей наибольшую длину 47 м (по КВЛ — 39.6 м). Двухэтажная алюминиевая надстройка не производит впечатления громоздкой, так как применен тот же прием, что и на миниатюрном (длина 28 м) бриге "Роялист": надстройка на половину высоты утоплена в корпус и больше того — расположенная на верхнем ее ярусе рулевая рубка утоплена на ту же половину высоты в первый ярус надстройки (занимает по длине судна пространство между баром и каминным залом, имеющими общую площадь 108 м2).
Пульт управления продублирован на "летучем мостике" — в центральном кокпите площадью 36 м2, расположенном на крыше надстройки. Из просторного салона. отделанного красным деревом -- в стиле ретро, пассажиры в хорошую погоду могут выйти в кормовой кокпит: здесь установлены массивный стол, диваны, кресла, два шкафчика. Площадь кокпита и покрытой тиком кормовой палубы — 44 м2. Расположенные под палубой пять кают для 10—12 пассажиров занимают 90 м2. четыре 2-местные каюты экипажа — 65 м2. Даже при плавании в тропиках в самое жаркое время года температура в помещениях не поднимается выше 20°.
"Андромеда" обошлась заказчику в 60 млн. норв.крон (около 9 млн. долл.). Столь высокая стоимость объясняется не только необычным для парусника таких размерений уровнем электронного насыщения, телемеханики и гидравлики, но и тем, что к разработке интерьеров и отделке яхты было привлечено около 200 специалистов.