На 3-ей Московской международной выставке "ЛОДКИ, КАТЕРА И ЯХТЫ - 97" (MIBS'3), проводимой совместно с выставкой "СПОРТ И ОТДЫХ-97" (MISS'4) 10-13 апреля 1997 г.
Просматривая накануне поездки в Москву официальный каталог прошлогодней бот-шоу, содержащий список из тридцати экспонентов, трудно было даже представить, что на этот раз организаторам московской выставки удастся собрать лишь треть от былого числа участников. Видимо, именно столь слабое представительство привело к тому, что фирмы, заявленные как экспоненты собственно бот-шоу, даже не были собраны вместе, а оказались рассеянными по всему павильону, в котором проводилась выставка спортивных товаров. Правда, справедливости ради нужно отметить, что самый большой по площади (фирмы "Царь") и самый высокий, "двухэтажный" (фирмы "Ультра Си") стенды были посвящены именно интересующей нас тематике. Торговый дом "Царь", который, по многим оценкам, считается лидером российского рынка товаров для отдыха на воде, представил продукцию своих традиционных зарубежных партнеров — надувные лодки "Зодиак", подвесные лодочные моторы "Эвинруд", снегоходы и гидроциклы фирмы "Бомбардье", а также лодочные трейлеры, водные лыжи, одежду для яхтсменов, оборудование для подводного плавания. К слову, в этом году в Москве выставлялись сразу девять компаний, торгующих подводным снаряжением, причем одна из них — петербургская "Акватекс" — предлагала не любительское, а профессиональное оборудование. По сравнению с прошлым годом это большой прогресс; видимо, российский рынок уже хорошо подготовлен к росту популярности в нашей стране подводного плавания.
Специфика компании "Ультра Си Интернешнл" — в ориентации на такие виды активного отдыха, как сноубординг и виндсерфинг. Являясь официальным представителем американской фирмы "О'Нил" и австрийской фирмы "Ф2 Интернешнл", компания поставляет на наш рынок весь перечень производимой этими фирмами продукции. Важной частью импорта для "Ультра Си" являются также мото- и гидроциклы японской фирмы "Кавасаки Хеви Моюрз", которые в этот раз были широко представлены на выставочном стенде на Красной Пресне.
Еще одна московская фирма — "Маркет Марин", в прошлом — хорошо известная "Совмаркет", сегодня представляет собой целый торгово-сервисный комплекс по продаже широкого спектра спортивных товаров. На своем стенде она демонстрировала те же товары, что можно увидеть в ее большом магазине на Дмитровском шоссе: катера, мини-яхты, гидроциклы и подвесные моторы разных фирм, а также различные товары для туризма, подводного плавания, рыбалки и т.д.
На сегодняшний день три вышеперечисленные фирмы, пожалуй, полностью удовлетворяют спрос жителей центрального района европейской части страны на импортные товары для спорта и отдыха на воде. Хорошо, что в современной России можно приобрести чуть ли не любое западное оборудование, о чем в былые времена, конечно. не приходилось и мечтать. Однако, с другой стороны, явно обозначилась проблема, которая проявилась и на московской бот-шоу. Отечественные производители специализированной продукции, в прошлом — монопольные представители отрасли почти утратили свое влияние на российский рынок. Процесс этот носит столь тяжелый, разрушительный характер, что положение дел сегодня выглядит даже несколько парадоксально на выставке, проводимой в столице России для россиян, российской продукции практически не было.
Исключением можно назвать скромное по площади присутствие на MIBS'3 известных петербургских фирм "Стрингер Боут" и специализирующейся на производстве парусных досок фирмы "Спорт. Сейлинг. Технология" Петра Воногова, который демонстрировал свою продукцию на стенде компании "Битс Трейд" — московского партнера "С.С.Т".
Руководитель "Спорт. Сейлинг. Технологии" поделился с нами своими впечатлениями:
"Общее впечатление хорошее — все происходящее здесь выглядит гораздо живее, чем на аналогичных выставках в Петербурге. Стенды насыщены, посетителей довольно много, и люди, пришедшие сюда, как правило, знают, чего хотят. Это видно из вопросов, из проявляемого ими интереса. Стало мало бесполезного общения, пустых разговоров. Это, конечно, радует. (Посетители, действительно, чаще всего шли с конкретными целями, тем более, что за вход приходилось выкладывать по 30 тыс. рублей. — Прим. ред.). Что же касается слабого представительства фирм, особенно российских производителей, то это объяснимо. Возникшая ситуация неизбежна, ибо является отражением рыночных тенденций. Нет сбыта, нет денег. К сожалению, самому массовому продукту, ориентированному на средний класс, сегодня нет места на нашем рынке."
Большое число участников выставки в своей деятельности ориентируется на т.н. "фанов" — молодежь, стремящуюся к жизни на предельных скоростях, людей, проповедующих экстремальный спорт. Для них здесь было все: роликовые коньки, бесконечная череда суперсовременных велосипедов. гоночные мотоциклы, альпинистское снаряжение, сноуборды, акваланги, гидроциклы и парапланы с мотором и без. На волне увлеченности наших парней "тамошним" баскетболом особой популярностью пользовались стенды, скорее напоминавшие баскетбольные площадки, где любому желающему давали немного побросать мяч в корзину. То есть в целом организаторы спортивной выставки могут быть довольны — шоу, пожалуй, удалось. И все же мысли о наших "кровных" интересах — заботах яхтсменов и катерников, не дают покоя. Тревожит, что иностранные компании, похоже, не находят интереса в своем присутствии на подобных форумах в России. Вспомните, весной 1996 г. в Москву приезжали такие серьезные фирмы, как крупнейшая французская чартерная компания "Stardust Marine", представительство всемирно-известных производителей специальной одежды "Henri Lloyd", итальянские судостроители из "Cantiere Navale Versil Yacht Sri", американские и европейские брокерные фирмы. Никто из них не появился здесь во второй раз! В любом случае, это означает, что если какие-то отклики на старания иностранцев в России и были, положительный эффект от них значительно ниже тех затрат, которые понесли компании от приезда в нашу страну. Цены за участие в выставке, действительно, высоки. Более-менее благополучные западные фирмы — и те не решаются ехать, чего уж говорить про наших. Этот момент организаторы, пожалуй, недоучли.
Впрочем, были и нынче в Москве иностранцы — французская фирма "Jeanneau Newco S.А." (К слову, не менее знаменитая, чем упомянутая выше "Стардаст Марин") и брокерская контора из Чехии "Johnson Yachts — Medisсо Prague". Представители "Jeanneau" в беседе с нами выразили надежду на возможное внимание к их всемирно популярным крейсерским яхтам в России: активное же их внедрение на наш рынок пока не планируется. Примерно так же вели себя и чехи — никаких резких движений. Понятно, что все это обусловлено очень и очень слабым интересом российских граждан к дорогостоящей западной продукции — не сложились еще у нас необходимые для хорошей торговли таким товаром социально-экономические предпосылки.
Говоря о выставке, хотелось бы отметить заметное присутствие на ней известного украинского яхтсмена и предпринимателя, шкипера яхты "Гетман Сагайдачный" Евгения Платона. Во второй раз уже, объединившись с журналом "Море", представлял он свой проект участия в кругосветке WRWR 97/98 с надеждой привлечь спонсоров. Трудно оценить, какова вероятность того, что Платон поспеет к старту очередного кругосветного марафона. На наш взгляд, времени для осмысленной подготовки уже нет. А вот по итогам своих прошлых выступлений он сделал довольно много — на выставке продавались (и пользовались популярностью) книга и видеокассета о кругосветной гонке WRWR 93/94. Этой же регате посвятила страницы своего издания редакция журнала "Море", которую мы поздравляем с выходом очередного номера. Кому-кому, а нам хорошо известно, сколь непроста в наше время издательская работа.
Журнал "Катера и Яхты" впервые был представлен на московской выставке отдельным стендом. Пользуясь случаем, мы хотим поблагодарить организаторов бот-шоу — Международную торговую и выставочную компанию ITE (Лондон) и Финансовую группу Л&А за то, что они подарили нам прекрасный повод для встречи с нашими читателями и коллегами. Мы были рады, что наши надежды на внимание посетителей выставки к "КиЯ" превзошли все ожидания. Спрос на нашу продукцию был велик, люди охотно покупали журнал, причем как старые, так и новые номера, многие оформили подписку, с рядом фирм были заключены интересные договоры. Выставка же подтвердила и наше опасение в том, что далеко не все прежние читатели журнала знают, что после некоторого перерыва он возобновил выхода 1995 году. Каждые четыре посетителя выставки из пяти удивленно вскидывали брови: "Как, разве вы живы?" За пределами крупных городов информации о нашей работе сегодня очень не хватает. Отрадно, что посетители приходили на наш стенд не просто купить журнал, но и высказывали разнообразные предложения о сотрудничестве, делились опытом, приносили статьи и другие материалы для публикации. Всем им мы выражаем свою искреннюю признательность.