Специалисты известной французской фирмы "Макс Пауэр" ("Max Power") предлагают владельцам относительно крупных катеров и яхт всех типов универсальное выдвижное подруливающее устройство "Ретракт". Скрытое в нижней части корпуса заподлицо с обшивкой это ПУ выдвигается под днище при необходимости совершить очень аккуратный и точный маневр.
"Ретракт" имеет несомненные преимущества перед "стандартными" ПУ, рассчитанными на большие суда. Главное — это то, что отпадает необходимость делать сквозной поперечный канал для размещение в нем гребного винта ПУ. Для судов с малой осадкой чаще всего вообще было практически невозможно расположить подобный сквозной элемент ниже ватерлинии, особенно в корме, где и без того высока насыщенность различными устройствами и коммуникациями. Так что выдвижное ПУ нового типа для мелкосидящих судов — спасение.
Компактность устройства позволяет, в принципе, размещать его, не нарушая прочных связей корпуса, между конструктивными элементами набора. Кроме всего прочего, совершенно необязательно размещать ПУ в ДП катера или яхты. Подходящее практически к любому виду корпуса устройство "Ретракт" легко устанавливается как в носу, так и в корме, и может быть смонтировано даже при модернизации судна. При этом очевидно, что форма обводов подводной части особой роли не играет: это может быть и плоское днище, и "глубокое V".
Еще одно важное преимущество "Ретракта" — отсутствие постоянно открытых отверстий в наружной обшивке.
Единственным минусом можно считать увеличение габаритной осадки на время работы ПУ. О возрастании водоизмещения говорить не стоит, поскольку собственный вес ПУ в сборе невелик.
Выпускаются три модели ПУ "Ретракт". Модель R200 предназначена для установки на суда длиной от 12 до 19 м и имеет габаритные размеры 500x327x355 мм и вес 35 кг. Модель R300 рассчитана на длину судна от 19 до 35 м: ее габариты 665x450x500 мм. вес 73 кг. Наконец, последняя, самая крупная модель R450 устанавливается на суда длиной 35-50 м; ее размеры 940x460x746 мм. вес — 180 кг.
Несколько слов об устройстве "Ретракта". "Подводная" часть ПУ выдвигается из водонепроницаемой шахты вниз — под днище — гидравлическим шарнирным устройством. Эта рабочая выдвижная часть включает в себя короткую цилиндрическую насадку с движителем, развернутую точно поперек судна, и лист обшивки, закрывающий вырез в НО при уборке ПУ. Этот лист, при необходимости изгибаемый по обводу корпуса, при монтаже жестко закрепляется к насадке под нужным углом.
В цилиндрической насадке размещены два соосных гребных винта со ступицей между ними, в которой смонтирован гидравлический привод общего гребного вала. Ступица поддерживается стойкой-дейдвудом в ДП. Применены одинаковые трехлопастные гребные винты с противоположным направлением вращения, т.е. один из них — левый, а другой — правый. Таким образом при любом направлении вращения гребного вала обеспечивается совместная работа обоих винтов с одинаковым суммарным упором, поскольку в обоих случаях один из них работает с максимальным КПД на ход вперед, а другой вперед, но в режиме заднего хода с несколько меньшим КПД. Сообщается, что примененная двухвинтовая схема позволяет на 30% поднять общий КПД подруливающего устройства, по сравнению со "стандартной" одновинтовой системой.
Гидравлическая система ПУ работает от источника переменного тока, а также от стационарной или переносной помпы, не связанной ни с дизель-генератором, ни с главным двигателем. Устройство весьма экологично, так как используются биоразлагающиеся масла.
Покорив специалистов своей высокой эффективностью и удобством монтажа, устройство "Ретракт" завоевало первую премию на выставке METS-92 в Амстердаме. За первые годы существования оно успело завоевать симпатии многих конструкторов и владельцев судов, представителей крупных судостроительных компаний, среди которых такие фирмы, как "Бенете" или "Кампер и Николсон".