Катер во многом был несовершенным: плохо вел себя на волне, не имел ни заднего, ни холостого хода, легко уязвимыми оказались и навешенный на транец руль, и расположенный под днищем гребной винт с кронштейном вала.
И сразу же началась работа по комплексному совершенствованию "Амура". С учетом опыта эксплуатации в суровых условиях Сибири и Приморья были улучшены мореходные качества катера, что позволило, в частности, избавиться от сильных ударов носовой частью. Поданным модельных испытаний изменили форму скулы, немного увеличили килеватость днища.
Говоря о следующей модели — "Амур-М", которая на много лет стала базовой, конструктор завода В. Сорокин отмечал важные улучшения силовой установки: появился реверс-редуктор, обеспечивший возможность заднего хода; двигатель установили на амортизаторы; система охлаждения стала двухконтурной, выхлопной коллектор — охлаждаемым и т. д. Улучшился и внешний вид катера, он стал более комфортабельным (например, вместо жестких сидений появились раскладывающиеся кресла). В дальнейшем появилась система осушения. Часть "Амуров-М" начали выпускать в морском исполнении.
Очень важным следующим шагом стала установка на "Амурах-2" и "-3" угловой поворотной-откидной колонки собственной конструкции (см. №83). Это не только улучшило проходимость катера и защиту гребного винта, но и позволило сделать более просторным кокпит благодаря уменьшению длины моторного отсека.
Основные публикации об "Амурах" в "КиЯ" были в №34, №40, №83, №115. Отметим, что все "АмурьГ изготовлялись и изготовляются из коррозионно стойких легких сплавов: корпуса — из сваривающегося алюминиево-магниевого АМг-5М (с толщинами на днище 2.0-2.5 мм и на бортах — 1.5 мм), палубы и рубки — клепаными из дюраля Д16АТ (1.5 мм).
"Амур-2" стал единственным в стране каютным катером, выпускавшимся большой серией и поступавшим в широкую продажу на протяжении более 15 лет. Появление закрытой рубки увеличило вес корпусных конструкций, по сравнению с "Амуром-М", на 80 кг, но благодаря изменению состава и совершенствованию двигательно-движительного комплекса скорость катера при полном водоизмещении (40 км/ч) не уменьшилась.
Отметим довольно высокие гидродинамические показатели корпуса "Амура-2" и "-3" с углом килеватости днища на миделе 18 и на транце 7 град. Инструкцией по эксплуатации этих катеров им разрешен выход в море при высоте волны до 1.2 м с удалением от берега до 3 км.
Говоря о непрекращающейся и плодотворной работе завода по совершенствованию своих катеров, непременно следует упомянуть еще две их модели в корпусе "Амура-М", к сожалению, не сумевшие завоевать такую же популярность. Катер "Амур-В", благодаря применению водометного движителя. получил возможность хода по мелководью: его габаритная осадка (всего 0.27 м) была существенно меньше, чем базовой модели (0.7 м) На катере "Амур-Д" (с колонкой) был установлен дефорсированный двигатель, что позволило потребителю использовать более дешевый бензин А-76 вместо АИ-92.
В последние годы ситуация и с производством. и с реализацией дорогостоящих катеров серьезно осложнилась. Для предприятия стало проблемой получение нужного количества автомобильных двигателей и их конвертирование, изготовление таких сложных механизмов, как угловая колонка Единственным шансом сохранить хоть какие-то возможности реализации продукции. стал отказ от установки и двигателя, и колонки. Тем более, что появление в России дилерских центров ведущих зарубежных моторостроительных фирм позволяет теперь рассчитывать выпускаемые мотолодки под установку владельцем импортного подвесного мотора практически любой необходимой мощности.
Так катер '"Амур-2" превратился в имеющую практически тот же корпус мореходную мотолодку "Амур-7" с открытой с кормы рубкой-убежищем Лодка рассчитана на глиссирование со скоростью до 70 км/ч при установке подвесного мотора мощностью 70-115 л.с. Подчеркнем, импортного, поскольку отечественного подвесного мотора мощнее 30 л. с. по-прежнему нет.
Кокпит "Амура-7" стал еще просторнее, так как моторный отсек исчез В кокпите расположены 3-местный кормовой диван и два отдельных кресла с регулируемой высотой. что позволяет водителю управлять катером смотря поверх рубки. Можно управлять и при нижнем положении кресла и даже при поставленном тенте, поскольку возможен обзор "сквозь рубку": остекление рубки выполнено панорамным, кормовой поперечной переборки она не имеет.
Пост управления расположен по правому борту на высоком пульте-полупереборке. На левом борту напротив пульта оборудован стол-бар. В рубке-убежище имеются два рундука-дивана и объемистый багажник, высота которого совпадает с уровнем диванов: это упрощает устройство ночлега. Заметим, что и высокие мореходные качества, и надежность конструкции, и удобство эксплуатации новых "Амуров" уже прошли неплохую проверку Серьезным экзаменом был. например, сверхдальний поход, воскрешающий забытую ныне традицию заводских демонстрационно-испытательных пробегов. Летом 1995 г. три серийных "Амура-7" с 90-сильными "Джонсонами" на коррозионно стойкого материала большая (6-местная) и мореходная моторная лодка "Стрела-3" под подвесной мотор 85-115 л. с Обводы корпуса с углом килеватости днища 19 град на миделе и 15 на транце обеспечивают высокие скоростные и мореходные качества. Скорость хода при полезной нагрузке 500 кг плюс запас топлива 100 кг под 85-сильным мотором составляет 55 км/ч. дальность плавания при этом — 200 км.
Необычна для отечественных мотолодок планировка 'Стрелы' Носовую ее часть занимает небольшой пассажирский кокпит, оборудованный мягкими сиденьями (с трех сторон) и поручнями по бортам Через откидную форточку в лобовом стекле можно пройти мимо консольного пульта управления (по правому борту) и шкафчика (по левому) в основной кокпит. Здесь, кроме кресла водителя, установлены два кресла (спинка к спинке) и кормовой 3-местный диван для пассажиров Эти два кресла раскладываются в полноразмерное спальное место. Оба кокпита в непогоду закрываются легкими тентами.
Примечания
1. Ныне авиационный завод им Ю. А. Гагарина входит в состав КнААПО — Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения.