На 79-м году жизни скончался Иван Григорьевич Шнейдер - один из известнейших в парусном мире капитанов, знаток морского дела, талантливый пропагандист паруса - автор нескольких книг и многих статей в "КиЯ".
Все последние годы прославленный капитан работал на скромной должности диспетчера яхт-клуба. И за это время приобрел в. казалось бы. малознакомой среде множество новых друзей, помог состояться многим из всегда окружавших его "еще зеленых" парней и девчат, влюбленных в море. И бывалые яхтсмены, и новички находили в этом не по возрасту энергичном и жизнерадостном человеке надежного товарища, всегда готового прийти на помощь.
История его жизни, неразрывно связанной с морем, должна была стать основой задуманной им большой книги. Будучи гостем редакции, он делился этим замыслом еще в конце 70-х, когда только вышла имевшая успех его "Операция Парус". Она неслучайно посвящена памяти отца - азовского рыбака, который и был его первым учителем парусного дела. С 11 лет Ванюша ходил на гафельном дубке в море как полноценный рыбак. Вдоволь вкусил соленой морской романтики, освоил основы многотрудной профессии моряка, так что, поступая в ростовскую мореходку, уже отлично знал "азбуку ветра".
А потом, после нескольких лет учебы и непродолжительной работы помощником капитана баркентины "Вега", началась война. Об этом - о службе на Северном флоте, о славной эпопее ледокольного пароходика "Дежнев", принявшего бой с карманным линкором "Адмирал Шеер", Иван Григорьевич - рулевой парохода - рассказал в своей книге "Дежневцы", выдержавшей два издания.
В октябре победного 45-го младшему лейтенанту Шнейдеру довелось участвовать в приемке двух огромных парусников, доставшихся СССР при разделе флота Германии. Тогда и произошло его первое знакомство с "Седовым" и "Крузенштерном". А вскоре он уже был назначен командиром штурманской части и чуть позже - старпомом учебного парусного судна "Седов". Последующие несколько лет прошли в борьбе за сохранение и восстановление этих двух "школ под парусами" в составе ВМФ. Вновь и вновь приходилось доказывать справедливость крылатого выражения адмирала С. О. Макарова: "Тот не моряк, кто не ходил под парусами". Моряки-единомышленники победили - судьба оказалась благосклонной к парусникам: так или иначе, но они были восстановлены и вышли в океан, а вот сам Иван Григорьевич вскоре - в 1961 году оказался уволенным в запас "по сокращению штатов". Конечно, он не расстался с морем - ходил капитаном на шхуне "Вега-II", командовал учебным теплоходом "Курсант" - стал учителем и воспитателем будущих капитанов.
Но вот, в 1972 г. совершенно неожиданно для Ивана Григорьевича его неоценимый опыт капитана-парусника понадобился: ему предложили принять "Крузенштерн" и возглавить первый выход советских моряков на международную "Операцию Парус-74". И само появление грандиозного четырехмачтовика, и его результаты в гонках произвели на морской мир огромное впечатление. Это был успех. Тайным голосованием капитанов нашему паруснику был присужден только что учрежденный главный трофей регаты - серебряная модель клипера"Катти Сарк". Торжественный момент вручения этого приза 56-летнему капитану Шнейдеру. наверное, можно назвать его звездным часом. Однако он сам больше любил вспоминать другое - морской парад "Op Sail" на Слитхейдском рейде, когда его экипаж блеснул морской выучкой. Из-за сильного ветра все тол-шипы - участники параду идти в узкости под парусам не рискнули. И только самое тяжелое и большое из судов - наш "Крузенштерн" "вступил под паруса" и с лихим креном 10-узловым ходом прошел мимо королевской яхты "Британия". Это было сенсацией.
Под командованием И.Г. Шнейдера (вплоть до 1978 г.) парусник прошел по морям и океанам многие мили. Не одна тысяча нынешних судоводителей получила первую морскую закалку на борту "Крузенштерна". И все они с гордостью помнят, что их первым капитаном был знаменитый Шнейдер, который, по всеобщему убеждению курсантов, знал все: мог заменить любого из преподавателей морских наук, вязал самые замысловатые узлы, первым - несмотря на годы - мог подняться на 60-метровую высоту грот-мачты...
В свое последнее лето Ивану Григорьевичу довелось увидеться сразу со многими из старых друзей и соперников-капитанов: они привели в праздничный Петербург, на регату "Катти Сарк", целый флот под флагами более чем 20 стран.
Он был счастлив, встречая свой "Крузенштерн", вернувшийся из беспримерного кругосветного плавания. А когда главный корабль его жизни покидал Петербург, успел попрощаться с ним. Как мы знаем теперь - навсегда. В канун нового, 1997 года, Ивана Григорьевича не стало.