Не имело бы особого смысла рассказывать об этом рядовом соревновании, в котором участвовало всего десять яхт, если бы не стало оно уже традиционным. Крейсерская гонка на Приз Ивана Ивановича Наймушина — первого начальника строительства гидростанций Ангарского каскада проводится ежегодно осенью на Братском море, в краю, где до недавнего времени о парусном спорте имели представление только по кинофильмам и телевизионным передачам.
Биография парусного спорта Восточной Сибири тесно связана с началом преобразований этого края. В 1958 г., когда была уложена первая тонна бетона в тело плотины, на Братском море появилась первая лодочная станция. Через три года заложили на стапеле первую яхту, а к началу строительства на Ангаре четвертой ГЭС на Братско-Илимской акватории уже базировалось около 50 парусных судов. Сегодня ангарскую воду вспенивают многие сотни яхт, мотолодок и катеров. Совсем недавно здесь появились первые парусные доски, а теперь их уже строят в Усть-Илимске.
Но вернемся к гонкам. В них участвовали экипажи, представлявшие завод отопительного оборудования, лесопромышленный комплекс, управление «Братскгэсстрой». Сразу после старта яхты шли ровной группой, однако вскоре им пришлось расходиться, изменяя курс, — на пути оказалась оторванная от буксира и разбитая штормом часть плота-сигары: Братское море сегодня не только хранилище воды для ГЭС, но и весьма загруженная дорога. Судам сопровождения приходилось постоянно предупреждать встречные суда о том, что на акватории проводятся соревнования: к парусным гонкам здесь еще не привыкли. Когда стемнело, на всех яхтах появились впередсмотрящие, вооруженные мощными фонарями.
Погода здесь меняется очень быстро: в течение одного часа можно вкусить прелести и 5—6-балльного ветра, и абсолютного штиля. И на этот раз совершенно неожиданно утром яхты заштилели у поворотного буя в районе Монастырского сужения, где соединяются воды Ангары и Оки. Проходившие мимо рыбаки советовали ожидающим ветра яхтсменам зря время не тратить — приглашали на берег отведать свежей ушицы из пеляди и сига. Но погода снова неожиданно изменилась — из-за мыса вырвался шквал. И опять яхты разбрелись по акватории, стараясь как можно скорее обогнуть буй при сильном встречном ветре.
Обратный путь проходил в напряженной спортивной борьбе. Через двое суток после старта все десять яхт, оставив за кормой три сотни миль, благополучно финишировали в Братской гавани.
Гонка финишировала, но проблемы парусного спорта на Братском море остались. С каждым выходом яхт в море у этого вида спорта появляются новые поклонники. Приходят на водноспортивную станцию Братскгэсстроя новые группы желающих заниматься, но заниматься негде. Водноспортивная станция, построенная 15 лет назад, приходит в упадок. О приобретении нового оборудования и речи не идет. Все сетования начальника этой станции В. Татарникова и председателя яхт-клуба В. Вихрева сводятся к тому, что у нее и по сей день нет настоящего хозяина. Передают станцию с баланса на баланс из подразделения в подразделение. Сегодня она на балансе управления «Сантехмонтаж». Хозяин, прямо скажем, не очень рачительный. Даже досок на забор найти не может, не говоря уже о материалах для постройки катера или яхты. А ведь станция может быть не только «нахлебником». Можно организовать платный прокат лодок, ежедневное катание воднолыжников, курсы желающих получить права на вождение маломерных судов. А пока спортивный клуб «Братск», в чьем ведении штаты водноспортивной станции, от руководства ею самоустранился.