Бензиновые двигатели средней и большой мощности на катерах — это уже вчерашний день. Сейчас они используются преимущественно на специальных гоночных судах открытого моря. Рост стоимости бензина, совершенствование технологии и конструкции дизелей, в которых все большее применение находят легкие высокопрочные материалы, позволяющие снизить отношение веса двигателя к его мощности,— все это способствовало тому, что в мировом катеростроении они быстро вытеснили бензиновые. Карбюраторные двигатели сохраняют свои позиции только для подвесных моторов, мощности которых в настоящее время не превышают 235 л. с.
Бурный скачок в развитии морских дизелей в последние 15 лет отражается и на уровне мировых рекордов для судов с этими двигателями. В 1966 г. сэр Макс Айткен на специально построенном для этой цели по проекту Ренато Леви катере «Мерри-гоу-раунд», оснащенном двумя «Камминз Индиана», обновил рекорд мира, развив скорость 96,90 км/ч. Эти двигатели были просто огромными, по сравнению с современными дизелями такой же мощности. За десять последующих лет скорость дизельных судов-«рекордсменов» удалось поднять до 140,62 км/ч (1977 г.). Однако уже спустя год итальянский конструктор и строитель гоночных катеров Фабио Баззи впервые превысил рубеж 100 статутных миль в час: его небольшой глиссер с 3,5-литровым «VM» достиг скорости 175,67 км/ч. Еще через год, используя ту же установку, Баззи поднимает рекорд до 191,59 км/ч на озере Сабаудиа под Римом. Этот результат оставался мировым рекордом вплоть до ноября-декабря прошлого года, когда два спортсмена с интервалом 10 дней побили его.
Первым был английский морской инженер Хрис Кейе. 25 ноября 19В2 г. управляемый им глиссер «Мисс Британия IV» (проект Дона Шеда) с двигателем «Форд-2720» развил скорость на километровом участке 199,94 км/ч. Этот дизель с рабочим объемом 6 л, развивающий мощность 525 л.с., предназначен для широкого применения; в частности, устанавливается на автомобиле «Форд Карго», признанном в 1982 г. европейским «грузовиком года».
Первоначально планировалось провести заезды на побитие рекорда скорости в гавани большого английского города Пул — на морской воде. Это имело бы большое значение с точки зрения рекламы дизеля для применения на морских катерах. Одновременно это было бы и публичной демонстрацией прогресса в дизелестроении.
Еще в 1934 г. Хуберт Скотт-Пейн на 7,3-метровом алюминиевом глиссере «Мисс Британия III» с авиационным, оборудованным турбонаддувом дизелем «Нэйпир», имевшим рабочий объем цилиндров 27 л, развил ка соревнованиях, проходивших близ Венеции, феноменальную скорость 176,16 км/ч. Если бы это достижение официально зарегистрировали в качестве мирового рекорда, нам пришлось бы констатировать, что он продержался 45 лет! Ведь, как мы знаем, впервые эта скорость была превзойдена лишь в 1979 г. Однако в том-то и дело, что зарегистрирован рекорд не был. Сведений о габаритах и массе «сверхлегкого» по тем временам дизеля не сохранилось. А весил он, безусловно, немало: об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что достичь упомянутой скорости удалось лишь при мощности «Нэйпира», равной 1375 л. с.: он «вез сам себя». Вот почему новый рекорд с дизелем, имеющим в 4,5 раза меньший рабочий объем и в 2,7 раз меньшую мощность, говорил о многом.
Установить рекорд на морской акватории — было желанной целью организаторов очередных рекордных заездов. Однако метеорологические у слови я в Пуле в конце ноября оказались слишком тяжелыми, и Кейе пришлось перебазироваться в малонаселенный район Британии — на пресноводное хорошо защищенное от ветров озеро Конистон.
Одновременно с англичанами к рекордным заездам готовились и итальянцы. Доктор Карло Бономи — двукратный (1973, 1974 гг.) чемпион мира по гонкам на морских катерах заказал Фаббио Баззи 7,3-метровый глиссер с дизелем «Изотта Фраскини ID38». Этот шестицилиндровый двигатель с V-образным расположением цилиндров имеет рабочий объем 9,8 л и при 3200 об/мин развивает мощность 700 л. с. Дизель снабжен турбонаддувом и усовершенствованной системой смазки, разработанной Олио Фиатом.
На «Мисс Британии IV» в качестве движителя использовались полупогруженные гребные винты с новым приводом Арнесона (см. «КЯ» №93); на итальянском глиссере использовались такие же винты, но с традиционным прямым приводом через гребной вал, выходящий под днище корпуса.
Карло Бономи решил попытаться перекрыть результат «Мисс Британии III» на той же, что и в 1934 г., морской трассе, т. е. в Венецианской лагуне. Он даже пошел на довольно значительные расходы, чтобы с помощью геодезистов разметить здесь мерную милю и утвердить ее в Международном союзе водно-моторных гонок УИМ.
5 декабря море в лагуне было исключительно благоприятным для установления рекорда и «Ротманс Уорлд Лидер», как назвали итальянский глиссер, отдав дань главному спонсору — всемирно известной сигаретной фирме — смог совершить шесть заездов. Пятый и шестой (в прямом и обратном направлениях) дали ожидаемый результат; средняя скорость составила 211,32 км/ч. За 10 дней «дизельный» рекорд вырос на целых 11 км/ч!
Резонно предположить, что Форд не смирится со своим поражением и уже в текущем году будут сделаны новые попытки. Однако и «Ротманс Уорлд Лидер» далеко не исчерпал своих возможностей. По мнению специалистов, глиссер без существенных переделок способен развить скорость свыше 150 миль в час (240 км/ч).
«Изотта фраскини» — ранее широко известная фирма, выпускавшая в тридцатых годах престижные модели автомобилей. Дизель, при помощи которого Карло Бономи вернул рекорд итальянскому спорту, пока что применяется для военной техники. Однако не исключено, что новое достижение откроет для этого легкого мощного двигателя и коммерческое применение.