Американский электроход-рекордсмен
Жители Коста-Менса (США, Калифорния) с подозрением осматривали странное плавучео сооружение, которое было построено на местной верфи Duffy Electric Boat Company. Воспроизведена классическая схема "океанского" рекордного тримарана, длинный (62 фута) и узкий (ширина 3 Фута) "загерметизированный" центральный корпус снабжен обеспечивающими остойчивость боковыми поплавками (длиной около 13 футов), вынесенными на красиво изогнутых поперечных балках. Вес собственно корпусных конструкций, выклеенных из особо прочного композита, всего 380 кг. Однако вместе с весом 48 свинцово-кислотных аккумуляторов, электродвигателя мощностью 29 л.с. и экипажа (два человека) со всем необходимым снаряжением водоизмещение "Даффи Вояджера" составляет 2425 кг. Эта двухместная лодка спроектирована для демонстрации возможностей малых электросудов в условиях прибрежного морского плавания. Сообщается, что конструкторы рассчитывали лодку на максимальную кратковременную скорость на чистой воде до 25 узлов, а при выходе в море — до 13 узлов (дальность плавания с такой средней скоростью без подзарядки батарей — порядка 100 миль).
Верфь специализируется на постройке электролодок шести моделей длиной 16-21 фут, но по сравнению с "Даффи Вояджером" все они смотрятся как игрушечные. Владельцы этих электроигрушек в восторге от простоты управления лодкой. Один из них сказал: "Это проще, чем вести старый добрый трамвай по рельсам!" (Фото из "Power & Motoryacht").
Ниже воспроизводим сообщение из "The international Electric Boat" №3 за 1998 г:
11 июля американский строитель электролодок Маршалл ДаФФи совершил на своем тримаране "Даффи Вояджер" беспрецедентное для электролодок плавание в Тихом океане из Ньюпорт-Харбор (Калифорния) до острова Санта-Каталина и обратно. В ходе этого 55-мильного перехода представитель Американской Ассоциации Электролодок Кеннет Мэтью официально зарегистрировал рекорд скорости "оффшор" для электрических судов: плавание в океане длилось 5 часов 38 минут со средней скоростью 9.7 узла.
Три недели спустя "Вояджер" прошел 12-мильный путь от Ньюпорт-Бич до Лонг-Бич за 1 час 30 минут, часовая скорость 10.2 узла могла быть и выше, если бы не густой туман в районе Ньюпорт-Бич.
Дальнейшие планы Маршалла Даффии — установить рекорд скорости в кругосветном плавании.
Историческая справка: В июле 1983 г. 32-футовая лодка "Патриция" прошла 22 мили от Чичестера до острова Уайт с неофициальным рекордом скорости "оффшор" 3.8 узла. 13 лет спустя, в июле 1996 г. французская 9-мстровая лодка "CREA 2000" в условиях крупной зыби прошла 23-мильный путь из Рошфора в Ла-Рошель со средней скоростью 4.7 узла. А еще год спустя английская 20-футовая лодка "Коллинда" пересекла Ла-Манш со скоростью 4.4 узла.
Речь шла о скоростях и дальностях плавания именно аккумуляторных лодок в "открытом море". Для лодок с солнечными батареями показатели регистрируются отдельно.
В бой за рекорд вступают катамараны — гиганты
В борьбу за рекорд кругосветного перехода "под мотором" вслед за катерами (см. "КиЯ" №165) вступают более крупные суда.
Малазийская судоходная компания Star Cruises также объявила о намерении вступить в эту борьбу Для этого будет использовано новое судно компании — автомобильно-пассажирский паром-катамаран "SuperStar Express" длиной 82 м, построенный на верфи Austal Ships.
Судно уже полгода эксплуатируется на 70-мильной линии между курортным местечком Лангкави и Баттеруортом. Рекордное плавание должно начаться в июне в Порт-Кланге (Малайзия) и закончиться там же. На испытаниях судно развило скорость 41 узел при полной нагрузке (дедвейт 340 т). Во время рекордного плавания планируется поддерживать среднюю скорость 35 узлов и пройти кругосветный маршрут в 25 777 морских миль всего за 48 дней. Маршрут пройдет через Панамский и Суэцкий каналы с остановками в Токио, Нью-Йорке и Лондоне-портах, расположенных довольно далеко от основного маршрута.
"Согласно расчетам переход может быть закончен даже меньше, чем за 48 дней, но пришлось учитывать рекламные заходы в порты и, разумеется, непредвиденные погодные обстоятельства" — сказал Крис Норман, директор по маркетингу Austal.
Абсолютные рекорды скорости под электромотором
УИМ все последние годы в качестве абсолютного рекорда аккумуляторной лодки называет скорость 81.80 км/ч (50.83 ст мили в час), показанную в 1989 г. известной британской гонщицей леди Арран на лодке фирмы "Barton" с электродвигателем "Lynch".
Как сообщил в редакцию "КиЯ" Кевин Десмонд, Американской водно-моторной ассоциацией (АРВА) зарегистрирована существенно более высокая скорость, показанная 14 октября 1995 г. Дэвидом Мишке на Дьявольском озере (Орегон). На глиссере "Cloud" с двигателем "PrestoWe" он развил на километровой мерной трассе среднюю скорость двух проходов (туда и обратно), равную 114 км/ч ( 71 ст. мили в час).
В качестве рекорда дальности безостановочного плавания ка лодке с солнечными батареями, видимо, еще много лет продержится переход Ксничи Хори в 1985 г. на 9-метровом "Сикринерке" через Тихий океан (Гонолулу - о. Бонин). Он прошел 3650 морских миль за 75 суток (см. "КиЯ" №142).
Как сообщает "The International Bectric Boat", проживающий в Австралии американец Фрэнк Уилер за 54 дня (между 16.11.97 и 15.01.98) наплавал 3330 км по реке Хоксбери. Его 9-метровый катамаран "Solar Pirate II" из легкого сплава, который нес 24 панели (83 Вт, 210 А/ч), показал среднюю скорость 5.6 км/ч.
Последние новости о судьбе Голубой Ленты
Этим летом 91-метровый водометный "волнопронзающий" скоростной паром "Каталония", построенный фирмой "Инкат Тасмания" для судоходной компании "Буквебас", установил новый рекорд скорости трансатлантического перехода. Выйдя из Нью-Йорка, утром 6 июня он миновал плавмаяк Амброуз-Лайт и прошел дистанцию в 2972 мили до Пунта до Тарифа (Испания) за 76 часов 30 минут. Средняя скорость составила 38.85 узла (против 36.65 у "Ховерспид Грейт Бритн" — см. "КиЯ" №149 и №155), а на последнем 200-мильном этапе, когда почти все топливо было выработано, дошла до 48.5 узла.
Попутно установлен абсолютный рекорд суточного перехода коммерческого судна: за 24 часа было пройдено 1015 миль.