«Франс II»
Корабелы Франции решили отметить окончание века грандиозным строительством. Здесь начались работы по воссозданию легендарного парусника — 5-мачтового барка "Франс II". Напомним, что гигантский парусный корабль, спущенный на воду в 1911 году на верфи "Шанти де ля Жирон" в Бордо, до самой своей гибели в 1922 году возглавлял десятку самых больших судов мира практически по всем характеристикам: грузовместимости, дедвейту, длине и ширине корпуса. Вот основные размерения этого судна: длина наиб. — 150 м, ширина —17 м, водоизмещение — 10.750 т, дедвейт — 8.030 т, площадь парусности — 6.350 м2, суммарная мощность двух дизелей "Шнейдер" — 1.800 л.с. Стоит отметить, что строительство корабля-реплики во Франции идет под патронажем правительства республики, а одним из инициаторов воссоздания исторической "Франс II" был сам Эрик Табарли.
«Роял Клиппер»
В Англии объявлено о строительстве 134-метрового 5-мачтового круизного парусного судна, которое будет способно нести 4.645 м2 прямых парусов и развивать скорость более 20 узлов. По сообщению журнала "Судостроение" (№3 за 1998 г.), заказчик, компания "Star Clippers", собирается разместить заказ на строительство парусника, получившего название "Роял Клиппер", на Гданьской судоверфи в Польше. Кроме парусного вооружения судно будет оборудовано дизелем, работающим на ВРШ и носовым подруливающим устройством. Помимо этого, проектом предусмотрена установка цистерн — успокоителей качки.
Предполагается, что после спуска новое судно, располагающее возможностью принять на борт 228 пассажиров, встанет на круизную линию по Средиземному и Карибскому морям.
Наш комментарий
Это сообщение свидетельствует о рентабельности круизно-туристских парусников, таких, как гиганты серии "Винд Стар" и "Клаб Мед 2" (см. "КиЯ" №164) или два четырехмачтовика для той же фирмы "Стар Клипперс". Очевидно, престижность даже кратковременного плавания на таких огромных парусниках обеспечивает их достаточно полную загрузку.
Заказ именно Польше является красноречивым признанием ведущего места корабелов этой страны в деле постройки современных толшипов. Здесь строились "Дар млодзежи" и "Погория", "Калиакра" и "Шопен", серия из пяти "фрегатов" для СССР... Вторым подобным центром была Испания, где были построены пять крупных парусников для Латинской Америки.