Правила установления рекордов на океанских трассах
Семнадцать лет при Международном парусном союзе функционирует Совет по мировым рекордам скорости под парусами. Все эти годы в центре его внимания были заезды на побитие рекордов скорости на 500-метровом участке, которые традиционно проводятся в Англии, Франции, США и Австралии. Однако в прошлом году Совет (его сокращенное обозначение WSSRC) решил расширить сферу своей деятельности и «навести порядок» на наиболее популярных трассах океанских гонок и переходов.
В 1989 г. увидели свет разработанные WSSRC правила установления и регистрации мировых рекордов скорости на парусных судах. Заметим, что уже имеется немало зафиксированных результатов, которым, однако, трудно придать официальный статус мировых рекордов по той только причине, что не оговорены такие условия, как точное место старта и финиша, система отсчета времени, требования к оборудованию судов и экипажам и т. п.
Во вновь изданных правилах эти условия в основном определены, что гарантирует нормальную спортивную борьбу. WSSRC будет контролировать соблюдение правил, регистрировать и утверждать новые рекорды. Естественно, что заявители на побитие рекорда, будь то национальные федерации парусного спорта либо отдельные яхтсмены, должны внести определенную сумму, которая компенсирует затраты официальных лиц на выполнение своих контролирующих функций на старте или финише попытки. Сама регистрация мирового рекорда оценивается в 100 фунтов стерлингов.
Для начала возможные мировые рекорды классифицируются на три группы:
- 1) устанавливаемые в ходе крейсерских гонок — минимальное истинное время прохождения дистанции гонки независимо от класса и гандикапа яхты;
- 2) рекорды безостановочных переходов (нон-стоп) и переходов с одной остановкой (уан-стоп), совершаемых по определенным маршрутам в одиночку и с экипажем (итого четыре типа рекордов);
- 3) устанавливаемые в порядке индивидуальных плаваний без учета гоночных правил.
Основанием для регистрации нового мирового рекорда является улучшение результата предыдущего по крайней мере на 1 минуту. Это, конечно, предусматривает строгий контроль положения яхты в момент старта и финиша (определение места допускается только по надежным береговым или морским стационарным навигационным знакам, обозначенным на кар,те) и времени. Время (по среднему Гринвичскому времени) определяется не менее чем по трем хронометрам, точность которых проверяется по радиосигналам за 6 часов до старта и финиша. Результат рекорда указывается в сутках, часах, минутах и секундах — скорость используется только в качестве информационного фактора.
В качестве трасс для установления рекордов предлагаются:
- кругосветные плавания и гонки (нон-стоп и уан-стоп для яхтсменов-одиночек, а также для экипажа из двух и более человек);
- трансатлантические плавания с запада на восток (от маяка Эмброуз, близ Нью-Йорка, до мыса Лизард в Англии), причем фиксируются результаты как яхтсменов-одиночек, так и экипажей из двух и более человек и отдельно — показанные на однокорпусной яхте с любым экипажем;
- рейсы вокруг Ирландии на любой яхте и с любым экипажем;
- плавания по трассе Нью-Йорк — Сан-Франциско также на любом типе яхты с любым экипажем.
Правила определяют основные требования к судам: они должны на стоянке поддерживать на плаву экипаж и снаряжение, разгоняться до максимальной скорости без помощи другого судна и использовать для управления только мускульную силу человека (допускается применение гидроусилителей, приводимых в действие человеком). Двигатель может быть запущен только для зарядки аккумуляторных батарей, спасения человека, упавшего за борт, и в других крайних случаях, которые должны быть скрупулезно зафиксированы в судовом журнале.
В многоэтапных гонках по крайней мере один яхтсмен должен пройти всю дистанцию, а в переходах нон-стоп не допускается заменять экипаж, принимать постороннюю помощь, пополнять запасы снабжения и провизии, хотя яхта может стать на якорь и даже подойти к берегу для ремонта повреждений. Единственное, что можно принять на борт, — это письма, звуко- и видеозаписи, газеты.
При установлении рекордов с одной остановкой длительность пребывания судна в гавани ограничивается 30 сутками, а шкипер должен пройти оба этапа плавания. Допускается применение авторулевых любой конструкции, но не управляемых дистанционно с берега либо с другого судна.
Итак, в истории парусного спорта открывается новая страница, начинается новый отсчет рекордов.
Рекордсмен-одиночка
В «КиЯ» уже сообщалось о миллионном призе, который учрежден французской шоколадной фирмой «Пуле» первому яхтсмену-одиночке, который под парусом обойдет Земной шар за 100 дней. Первая такая попытка была сделана Филиппом Моне, который в 1986 г. на 23-метровом тримаране «Крите Брют де Брют» совершил кругосветное плавание за 129 суток 19 часов 17 минут 8 секунд, несмотря на вынужденную остановку в Кейптауне.
В том же году в кругосветку собирался выйти другой француз — Оливье де Керсосон, для которого специально был спроектирован и построен 23-метровый тримаран «Ан Отр Регар» («Другой взгляд»). Однако оборудование судна задержалось, выход пришлось отложить. Потом Оливье лишился спонсора — фирма, владевшая его тримараном, перешла в руки английской компании, которую парусный спорт не интересовал. С большим трудом, наделав множество долгов и даже продав свой дом, упрямый француз упорно двигался к цели, и, наконец, 28 декабря 1988 г. яхтсмен вышел из Бреста в одиночное кругосветное плавание. Несмотря на две остановки, которые ему пришлось сделать в Кейптауне и Мардель-Плата из-за неисправностей судна и которые задержали его на 76 часов, Керсосон прошел 29 1 50 миль за 1 25 суток, 1 9 часов, 32 минуты и 33 секунды, установив тем самым новый мировой рекорд.
Заметим, что Керсосон, стараясь всегда иметь свежие попутные ветры, предпочитал опускаться в «нижние» широты. Это и послужило причиной того, что его путь оказался на 10 % больше пройденного Моне. Средняя скорость «Ан Отр Регар» равна 9,69 узла. А 13 020 миль в Южном полушарии от Кейптауна до мыса Горн Оливье прошел за 52 дня (средняя скорость — 10,52 уз). Лучший переход за 7 суток — 1830 миль — пришелся на начало 1988 г. — с 1 по 8 января. Успеху яхтсмена способствовали попутные ветры на его пути от мыса Горн до Бреста.
Туманным утром 3 мая 1989 г. усталый мореплаватель был очень удивлен тем, как его встречали в Бресте: на набережной собралась почти десятитысячная толпа, ревели туманные горны, пожарные катера салютовали струями воды.
«Наконец, моя мечта сбылась, — сказал Оливье де Керсосон. — Порой мне приходилось неимовернотрудно. Однажды мне пришлось простоять за штурвалом 50 часов подряд: Тихий океан разыгрался не на шутку, а положиться на автопилот я не мог. Мне словно приставили пистолет к виску — или будешь стоять за штурвалом, или умрешь».
К штурму мирового рекорда сейчас готовится еще один французский яхтсмен — Эрик Луазо, и снова на 75-футовом тримаране.
Нью-Йорк — Сан-Франциско через Мыс Горн
В середине XIX в. одной из оживленных трасс океанских перевозок становится маршрут из Нью-Йорка вокруг Южной Америки в Калифорнию, где велась интенсивная добыча золота. Еще не была проложена железнодорожная магистраль через Северо-Американский континент, до начала строительства Панамского канала оставалось 50 лет и жаждущим обогатиться не приходилось выбирать: единственным вариантом достичь западных берегов Америки был водный путь длиной почти в половину окружности Земного шара. В то время, которое вошло в анналы истории судоходства и судостроения как эпоха расцвета самых быстроходных коммерческих парусников — клиперов, многие капитаны гарантировали доставку золотоискателей на запад за 100 с небольшим дней.
А капитану знаменитого клипера «Флайинг Клауд» Джосай Кризу удалось совершить этот переход протяженностью 15 213 морских миль (столько было на лаге клипера, когда он стал на якорь в бухте Золотой Рог) за 89 суток. Результат для парусного судна выдающийся, если учесть, что ему дважды пришлось пересекать экваториальную штилевую зону и лавировать против штормовых ветров, огибая мыс Горн. Недаром капитаны клиперов, отправлявшихся за чаем в Китай или шерстью в Австралию предпочитали идти более длинным восточным путем вокруг мыса Доброй Надежды, где они получали попутные «ревущие сороковые». Да и сегодня, через 136 лет после рекордного перехода «Флайинг Клауд», можно назвать лишь немногих яхтенных капитанов, которые обогнули грозный мыс в западном направлении.
В последние 10 лет яхтсменами было предпринято несколько атак на рекорд клипера. Из пяти экипажей, отправившихся из Нью-Йорка на штурм рекорда, только три достигли мыса Горн, но и те потерпели аварии с потерей яхт. И все же в конце 1988 г. сразу пять экипажей заявили о своем намерении достичь берегов Калифорнии хотя бы на минуту раньше, чем это сделал «Флайинг Клауд». Этому событию предстояло стать своеобразным матчем французских и американских команд.
Первым 23 ноября 1988 г. стартовал Уорен Ларе — известный американский яхтсмен, владелец супер-яхты «Тьюзди Чайлд» для одиночных гонок в океане. Построенная шесть лет назад сверхлегкая (ULD8) яхта была первой из однокорпусных парусников на финише Трансатлантической гонки яхтсменов-одиночек 1984 г. (см. «КиЯ» №119), участвовала в кругосветной гонке ВОС 1986—87 гг. (правда неудачно: столкновение на старте, две поломки мачты на втором этапе). Сейчас экипаж яхты состоял из трех человек — кроме Ларса шли Я. Бергстрем и К. Хейзелтон.
Несмотря на неблагоприятные погодные условия — «Тьюзди Чайлд» пришлось идти в бейдевинд при сильных встречных ветрах, на подходе к мысу Горн яхта на несколько дней опередила график рекордного клипера. Однако ночью на 35-й день плавания при сильном встречном шторме яхта столкнулась с каким-то плавающим предметом и получила повреждения, в результате которых обшивка в носу оторвалась от набора корпуса и стала хлопать, подобно мембране. Утром, подкрепив поврежденное место, Ларе повернул яхту на Фолклендские острова.
Через четыре дня «Тьюзди Чайлд» продолжила плавание. Мыс Горн встретил ее юго-восточными ветрами и неприятной волной. Горная цепь Анд вносит в ветровой поток возмущения, ветер обрушивается на море порой с ураганной силой, неожиданно изменяет свое направление на 180°. Не легче и море: здесь встречаются течения и волны трех океанов. И хотя «Тьюзди Чайлд» встретили волны высотой всего 7,5—8,5 м, преодолеть их было нелегко. Необычайно крутые, они шли сразу с двух-трех направлений, создавая неимоверную толчею.
А сразу за мысом Горн, который яхта обогнула на 42-е сутки путешествия, опережая на 4 дня отметку в бортовом журнале «Флайинг Клауд», Тихий океан встретил будущих рекордсменов жестокими северо-восточными ветрами. Несколько суток подряд пришлось лавировать вдоль чилийского побережья, пытаясь найти прикрытие от волн за мысами. Затем последовала зона экваториальных штилей, когда суточный переход не превышал 78 миль (клипер в этих же широтах делал по 100 миль, хотя ветер был настолько слаб, что по палубе можно было ходить с зажженной свечой). Наконец американцы получили устойчивый юго-восточный ветер и, потравив шкоты, полетели открытым океаном к финишу.
В полночь 11 февраля «Тьюзди Чайлд» была уже в бухте Золотой Рог и экипаж видел огни на знаменитом подвесном мосту через Золотые ворота. Но ветер совсем скис, и только к вечеру следующего дня состоялся финиш. Ларе, Хейзелтон и Бергстрем обновили на восемь суток рекорд «Флайинг Клауд», продержавшийся 135 лет. Их результат — 80 суток 20 часов; пройденное расстояние по генеральному курсу — 14 000 миль.
15 декабря из Нью-Йорка вышел француз Гай Бернардин на тримаране «Бэнк оф те вест». Это был очень трудный одиночный вояж. За 62 дня, что Бернардин провел в океане, прежде чем окончательно прервать свою попытку побить рекорд, он четыре раза заходил в порты для ремонта. У мыса Горн Бернардин попал в штормовой ветер со скоростью 25—30 м/с, а однажды анемометр показал 46 м/с — уже настоящий ураган. Яхтсмен пытался пробиться на север под глухо зарифленным гротом и штормовым стакселем, пока ударом волны не сломало шверт. В корпус начала поступать вода, с которой уже не справлялась электрическая помпа. Бернардину удавалось спать только урывками, так как было немыслимо пользоваться авторулевым при беспорядочной толчее волн, переменном ветре и близости земли. В конце концов яхтсмен вынужден был запросить помощь. Чилийский спасатель отбуксировал его среди 13,5-метровых волн в Пунта-Аренас.
В канун нового 1989 года «в догонку» за первыми двумя яхтами стартовала французская пара Анн Лиарде и Жозеф ле Гуэн на 15-метровом тримаране «Финистер Бретань». Через 43 дня они миновали Горн и достаточно быстро пошли на север. Однако «Финистер Бретань» неожиданно и надолго заштилел уже близ побережья Калифорнии. Лишь временами дувший легкий бриз позволял пройти за сутки не более 40 миль. И так в течение недели. На 97-й день плавания у яхтсменов кончился запас провизии.
Около полуночи 9 апреля тримаран миновал Золотые ворота и стал на якорь на рейде яхт-клуба Сан-Франциско. Первое, что сделали яхтсмены, это спустили на воду надувную лодку и отправились на берег искать ночной супермаркет, где они могли бы приобрести продукты.
А в довершение всех неудач утром оказалось, что Лиарде и Ле Гуэн не дошли до официальной точки финиша около мили. Поставив стаксель, они пересекли финиш, который был отмечен выстрелом из клубной пушки и традиционной бутылкой шампанского. Результат французов — 99 дней — далек от рекорда, но Лиарде была отмечена как первая женщина-шкипер, обогнувшая Горн с востока на запад и совершившая плавание по этому маршруту без остановки.
Неделей позже на «тропу рекордов» вышел 60-футовый тримаран «Эль э Вир», управляемый Филиппом Моне. Тридцатилетний яхтсмен решил пройти трассу в одиночку — ведь у него немалый опыт одиночных океанских плаваний, включая и кругосветное, во время которого он установил мировой рекорд.
Атлантический участок трассы яхтсмен прошел без происшествий и с хорошей скоростью, вселявшей надежду на успех. В начале февраля Моне оставил «за кормой» свою соотечественницу Лиарде, а 12 февраля обогнул мыс Горн. Несколькими часами позже при ветре скоростью 20 м/с тримаран Моне ударился левым корпусом о плавающий предмет, возможно льдину. Яхтсмен повернул обратно, чтобы снова обогнуть мыс Горн и зайти для ремонта в ближайшую гавань — порт-пункт вильямс чилийского ВМФ.
Ремонт занял неделю, Моне потерял преимущество относительно графика «Тьюзди Чайлд», полученное ранее. Чтобы сэкономить время, он не стал снова огибать Горн, а пошел по проливу между материком и островом, на котором расположен этот мыс. За счет этого удалось сократить дистанцию на 10—15 миль (и, если бы рекорд состоялся, яхтсмену пришлось бы вступить в дискуссию с WSSRC!).
Моне быстро опередил Лиарде и Бернардина Его радовали свежие зюйд-весты, пока «Эль э Вир» не достиг экватора. Здесь начались бесконечные штили, и позже на пресс-конференции в Сан-Франциско Моне скажет: «Тихий океан хорош только для катеров. Здесь или слишком много ветра, или совсем его нет. Ветер всегда плохой».
В 400 милях от финиша ветер посвежел настолько, что оборвалось крепление штага к мачте, и Моне, исправляя повреждение, провел шесть часов, раскачиваясь, подобно маятнику, на топе мачты. Окончив ремонт, яхтсмен стал выбрасывать за борт якоря, запасные тросы, излишние запасы провизии, чтобы увеличить скорость судна. Последнюю неделю он спал не более 20 минут в сутки, форсируя бег «Эль э Вир» к финишу. Но все усилия оказались тщетными — в Сан-Франциско Моне пришел только через 81 день 5 часов и 25 минут. Рекорд «Тьюзди Чайлд» оказался не побитым» Однако вездесущие журналисты отметили другой рекорд, поставленный разочарованным Моне: он находился в Сан-Франциско всего 3 часа — самый короткий срок, который когда-либо проводил в этой жемчужине Тихого океана иностранный турист...
А в Атлантике уже ускорял свой бег очередной претендент на рекорд — 18-метровый гоночный тримаран «Грейт Америкэн» с Джорджем Колесниковым и Стивом Петтинджилом на борту. Подготовка американского экипажа заняла пять месяцев, причем среди всех претендентов на побитие рекорда «Флайинг Клауд» Колесников оказался единственным, не воспользовавшимся помощью спонсоров. Им был приобретен уже довольно старый тримаран, участвовавший в различных гонках под названиями «Шарль Хейдсик», «Травакрест Сиузй» и т. д. Выйдя из Нью-Йорка 10 марта, «Грейт Америкэн» прошел всю трассу без серьезных аварий, успешно преодолел на 40-й день штормующий Горн и 26 мая финишировал в Сан-Франциско.
Результат «Грейт Америкэн» — 76 суток 23 ч 20 мин 17 с — зарегистрирован в качестве официального рекорда. Таким образом, матч США — Франция на трассе клиперов завершился победой американцев и еще раз послужил свидетельством скоростного потенциала многокорпусных судов.
Последний рейс «Шаффото Челленджера»
В середине апреля этого года из Нью-Йорка вышел новейший катамаран «Шаффото Челленджер» с полным экипажем под управлением известного английского яхтсмена Питера Филлипса. Цель плавания — побить рекорд пересечения Атлантики с запада на восток под парусами, равный 7 суткам 6 ч и 30 мин и установленный в мае 1988 г. французским катамараном «Джет Сервисез 5» (рулевой Серж Мадек). Уже через три дня после выхода англичане поняли, что «Челленджер» безнадежно отстает от графика перехода «Джет Сервисез». Но Филлипс продолжал рейс, надеясь зарегистрировать результат в качестве национального рекорда.
В субботу 15 апреля «Челленджер» попал в жестокий шторм: скорость ветра достигала 45 м/с, в океан поминутно ударяли грозовые разряды. Экипаж едва справлялся с управлением катамараном, который несся, выскакивая на гребне волны в воздух, чтобы грохнуться о следующую волну. Прошло двое суток дикой скачки, и в обоих корпусах появились трещины около мест крепления кормовой поперечной балки. Экипаж, следя за прогрессирующими повреждениями, вычислил, что, если в ближайшие 24 часа погода не улучшится, катамаран развалится на части. Поскольку с береговой штаб-квартиры сообщили, что впереди ожидается усиление шторма, экипаж решил покинуть катамаран и попросил навести на него ближайшее транспортное судно. Им оказался контейнеровоз, шедший в США. Встреча состоялась к западу от Азорских о-вов при ветре 15 м/с и огромной океанской зыби, которая долго препятствовала сближению двух не равных по размерам судов. На качке катамаран несколько раз задел мачтой спасательные шлюпки, висящие на шлюпбалках контейнеровоза, затем стоячий такелаж оборвался и мачта сломалась на три части. Катамаран сдрейфовал под корму 90-тысячетонного судна, которая поднялась на волну и в следующий момент обрушилась на хрупкое суденышко. К счастью, капитан контейнеровоза вовремя застопорил машину и гребной винт не работал.
Только через 40 минут яхтсменам удалось вскарабкаться на борт контейнеровоза по лоцманскому трапу, прихватив заранее упакованное в мешки наиболее ценное оборудование. Контейнеровоз доставил их в Чарльстон.