Самый крупный судовладелец
Кто владеет самым большим по численности флотом в мире? Нет, не Онассис или кто-нибудь из его коллег. Этот магнат — Рейнгард Лохнер из Гамбурга. Его флот насчитывает около 14 тысяч судов и плавучих сооружений, правда в масштабе 1:1250. В коллекцию входят модели всех плавучих транспортных средств, спускавшихся когда-либо на воду в Гамбурге, а также многих других кораблей: «Санта-Марии», «Виктори» и т. п.
Неделя скорости в Бресте
Несмотря на сравнительно небольшое число участников, ежегодные соревнования на побитие рекордов скорости под парусами в Бресте летом 1989 г. прошли удачно. Во-первых, для судов класса «С» (площадь парусов 21,84—27,88 м2) был установлен новый рекорд: 26,958 уз. Этого успеха добились три француза — Жан-Бернар Кюнен, Морис Гааньон и Клод Бретон на тримаране «Луазир-3000», который представляет собой гибрид катамарана и парусной доски. Кроме того, в соревнованиях участвовало несколько судов новой конструкции, и среди них — «Опаф» — весьма необычный тримаран. Оригинальность его состоит в том, что он снабжен поплавками, с помощью которых автоматически меняется угол атаки подводных крыльев, причем поплавки движутся на волнении в вертикальной плоскости, а крылья круглой формы закреплены на корпусах неподвижно. Приводится в движение это судно парусом площадью 25 м2, поставленным на кольцеобразный рей.
В соревнованиях по виндсерфингу приняло участие около 100 человек; первое место занял знаменитый Паскаль Мака, показав скорость 30,71 уз. Гонщики на катамаранах выступили не особенно удачно: им не удалось преодолеть 20-узловой барьер.
Аполитичный дельфин
Рассказами о том, как дельфины спасли потерпевших кораблекрушение или просто тонущих людей, уже давно никого не удивишь. Однако однажды дружелюбие этого млекопитающего чуть было не сыграло с людьми злую шутку. Дело произошло во время второй мировой войны. Четверо американских летчиков были сбиты над Тихим океаном. Им удалось забраться на резиновый плотик, и какова же была их радость, когда через некоторое время они почувствовали, что кто-то толкает плотик в направлении берега. Оказалось, дельфин. Однако радость оказалась кратковременной: довольно скоро они распознали, что животное толкает их к берегу, занятому японцами. С большим трудом летчикам удалось избавиться от помощи этого плохо разбирающегося в политической обстановке млекопитающего.
Юбиляры — рекордсмены
Прошел незамеченным «юбилей» — 75-летие существования такого важного класса боевых кораблей как авианосцы. Первым считается французский авиатранспорт «Фудр», до переоборудования служивший последовательно минным транспортом плавмастерской и минзагом. Это был внушительного вида трехтрубный пароход, принимавший 4—8 гидропланов. Садились они на воду и взлетали с воды. В 1913 г. в носовой части «Фудра» соорудили простейшее стартовое устройство и 8 мая этого года впервые в истории боевой самолет взлетел с палубы...
Что такое авианосец сегодня? Достаточно сказать, что атомный АВ «Энтерпрайз» (США) — самое мощное в мире плавучее сооружение (350 000 л. с.) и самый большой в мире боевой корабль по длине (341,3 м); по водоизмещению и численности экипажа он несколько уступает — только АВ «Теодор Рузвельт» (свыше 96 000 т) и АВ «Нимиц» (6280 чел.).
В хозяйстве все пригодится
В одном из старых английских журналов «Уикенд» есть занятная фотография: озеро, на переднем плане лодка с рыбаками, а позади них из воды торчит... рубка подводной лодки. Лодка, похоже, настоящая: видны леерное ограждение, перископ, локатор и военно-морской флаг бундесвера. Что это — новый, «озерный» тип подводной лодки или фотомонтаж?
Ни то ни другое. На глади озера близ городка Ратцебург (ФРГ, земля Шлезвиг-Гольштейн) плавает всего лишь макет ходовой рубки подводной лодки. Его оставили здесь после военных «игр» бундесвера на всякий случай — а вдруг еще понадобится?
Бессмертный
17 ноября прошлого года всемирно известный исследователь, эколог, путешественник, директор океанографического музея Жак-Ив Кусто избран членом французской Академии. Знаменитый ученый на восьмидесятом году жизни стал официально «бессмертным» — такой титул носят все французские академики.
Гигантские хлопушки
...Длинный, изящный корабль неторопливо разрезает морские волны. Вот, наконец, он вошел на огневой рубеж, и тут тишину нарушил странный шипящий звук, а через несколько секунд раздался взрыв — снаряд достиг цели...
Это не кадры из фантастического фильма, а вполне реальное событие, причем происшедшее около 90 лет назад.
В начале 80-х годов прошлого века поручик артиллерии США, польский уроженец Эдмунд Жалиньский начал работы по созданию пушки, которая стреляла бы снарядами с динамитным зарядом. По замыслу изобретателя снаряд должен был выталкиваться из ствола сжатым воздухом.
В 1886 г. были проведены первые испытания: 4 из 5 снарядов попали точно в цель на расстоянии около полутора километров. И сразу же группа предпринимателей организовала фирму «Пнумэтик динемайт ган компани» по изготовлению и продаже пушек Жалиньского. Некоторые специалисты даже считали, что эта пушка — революция в артиллерии.
Специалисты ВМС США настаивали на внедрении нового оружия на флоте, и в том же 1886 г. Конгресс согласился выделить 350 тыс. долларов на строительство «динамитного крейсера». При водоизмещении 700 т корабль должен был развивать скорость до 20 уз и иметь на борту три динамитные пушки калибром 267 мм, стрелявшие 100-килограммовыми снарядами на расстояние одной мили.
«Везувий» — так был назван корабль — походил на стройную прогулочную паровую яхту. В сущности, это, конечно, был не крейсер, а просто опытный корабль. Его спустили на воду в 1888 г., однако несмотря на довольно высокую мощность энергетической установки (3800 л. с.) и приличную скорость (21 уз), из-за недостатков проекта — слишком длинного корпуса, неудачного рулевого устройства — корабль отличался невероятно плохой управляемостью и самым большим радиусом циркуляции во всем американском флоте. Водоизмещение «Везувия» составляло 930 т, корпус имел размерения 77,5X8,1X2,7 м; дальность плавания достигала 3000 миль. Но главной особенностью корабля были несомненно три пневматические 381-миллиметровые пушки, которые назывались тогда «катапультами для воздушных торпед». Три тонкостенных чугунных ствола длиной 16,5 м лишь немного выступали из-под палубы под углом 18°. Под каждой из пушек располагались две поворотные камеры, немного напоминавшие револьверный барабан и содержавшие по 5 снарядов. Кроме того, под палубой находился целый комплекс механизмов — компрессоры, огромные чугунные баллоны со сжатым воздухом, пневматические затворы, а также система гидравлики.
Практика выявила три основных недостатка плавучей батареи: высокую сложность систем, недостаточную дальность стрельбы и малую точность прицеливания. Поскольку стволы были закреплены в палубе неподвижно, прицеливаться можно было лишь маневрируя судном. Дальность же стрельбы регулировалась длительностью выхлопа воздуха, его давлением или подбором массы снаряда. Короче говоря, все было весьма сложно.
Многочисленные недостатки как самого «Везувия», так и его «хлопушек» привели к тому, что в американском флоте корабль сразу невзлюбили. Однако общественное мнение было другим: люди считали «Везувий» очень эффективным, и через некоторое время даже появилась повесть «Динамитный крейсер». Когда же стали известны окончательные результаты артиллерийских испытаний, мнение резко изменилось: корабль стали называть «памятником готовности ВМС США к экспериментам».
Вскоре, однако, разразилась война между Испанией и США, которая на некоторое время спасла «Везувий» от забвения — он вошел в состав эскадры, блокировавшей кубинский порт Сантьяго. В июне 1898 г. «Везувий», приблизившись в темноте к берегу, выстрелил несколько снарядов и сразу ушел в море. Обстрел этот очень обеспокоил испанцев, поскольку снаряды летели на берег «без предупреждения», ведь грохот выстрелов отсутствовал. Однако стоящим в порту кораблям врага снаряды вреда не причинили, так как стрельба производилась практически вслепую. В официальных рапортах было отмечено, что «действие этого оружия на противника в основном моральное». Моряки американской эскадры описывали стрельбу из пневматических пушек, как «кашель великана».
После войны «Везувий» прибыл в Бостон, где сразу же был поставлен на прикол. Через некоторое время из него сделали опытный торпедный катер, а в 1922 г. корабль был продан на слом.