Судьба пассажиров «Массалии»
В октябре 1976 г. теплоход «Массалия» с 640 пассажирами, решившими бросить курить, вышел в открытое море. Перед посадкой у всех пассажиров были изъяты сигареты, в порты судно не заходило. В результате месячного круиза 69% подопытных курильщиков полностью отказались от вредного зелья. Основная масса пассажиров «Массалии» относительно легко преодолела вредную привычку; только 30% жаловались на легкое недомогание и бессонницу.
Не думай о секунде свысока
Ежесекундно с неба в Мировой океан выпадает более 12 млн. т опресненной воды, ранее испарившейся с его поверхности. Для перевозки этой воды потребовалось бы свыше 200 тыс. железнодорожных цистерн! Годовой объем осадков, выпадающих в моря и океаны, равен объему воды в 200 таких морях, как Балтийское...
Ключ к морю
Многие убеждены, что Санкт-Петербург был назван так в честь Петра I, однако на самом деле все выглядело иначе.
В 1702 г. была взята открывающая вход в Неву шведская крепость Нотебург (Орешек), Петр прибил к ее воротам ключ и объявил, что она будет называться теперь Шлиссельбургом. В переводе на русский это значит ключ-город, т. е. ключ к Неве. Через год русские войска вышли уже к устью Невы, где и был заложен новый город, открывающий выход к морю. Назвали его в честь святого Петра — и не случайно: ведь он был хранителем ключей от рая. Таким образом, и в этом названии есть скрытый смысл — Санкт-Петербург стал еще одним «ключ-городом», ключом к морю. А вот уже когда первая половина названия отпала, а Петербург превратился в Петроград, о св. Петре понемногу «забыли»...
Право и сила
В старину действовало неписан-ное правило: открытие новых земель без действительного их занятия не составляет права на обладание ими. Такая трактовка была на руку завоевателям, беззастенчиво расширявшим свои заморские владения, и в частности — Испании, бывшей когда-то могущественной морской державой. Но вот однажды испанский двор обратился к английской королеве Елизавете с просьбой, чтобы ее подданные освободили какой-то пункт на южноамериканском побережье, поскольку когда-то открыт он был испанцами. Елизавета, внимательно выслушав пространную речь посла, коротко ответила, что, действительно, открыли эти земли испанцы, но тогда там не было пушек, а если теперь им понадобилось вновь открыть те же места — пусть они попробуют это сделать еще раз...
Новый рекорд Жака Майоля
Когда в печати сообщалось о феноменальном достижении Жака Майоля, который без акваланга погрузился на глубину 96 м, доктор Сандро Марони — председатель Международной федерации подводного плавания — заявил, что это не предел. Знаменитый французский спортсмен подтвердил эти слова новым рекордом. В районе острова Эльба Жак Майоль нырнул на 100 м. Погружение на эту глубину продолжалось 3 минуты 40 секунд.
Достопримечательность Майами
Своей мировой известностью флоридский зоопарк обязан не столько богатству обширной коллекции животных, обитающих в воде и на воде, сколько... умственным способностям одной из зеленых квакв (отнюдь не редкий вид цапли). Тысячи туристов специально приезжают сюда посмотреть, как эта кваква ловит рыбу. Дело в том, что она использует приманку — шарики концентрированного рыбьего корма или, если его нет, подобранные на берегу комочки бумаги. Осторожно опустив приманку в воду, цапля замирает неподвижно. Рыбы то ли из любопытства, то ли, действительно, от голода, подходят к ее ногам, остается только хватать понравившихся длинным клювом.
Уровень мирового океана
Давно замечено, что уровень Мирового океана поднимается. Но насколько? Обработав наблюдения на 126 станциях, сотрудники Института водных проблем АН СССР получили детальную картину. С 1900 по 1964 г. общее повышение уровня в Индийском океане составило 4 см, в Тихом — 6 см, Атлантическом — 12,5 см и в Северном Ледовитом — 10 см.
Морской волк не обманул
Бывший моряк Рональд Сельдерстрем поместил в нескольких шведских газетах рекламу «единственного в мире абсолютно безотказного и безвредного» средства против морской болезни, рецепт которого он обещал выслать любому желающему всего за 3 кроны. Тысячи читателей поверили морскому волку и получили аккуратно отпечатанный на машинке краткий совет: «Оставайтесь на суше!»
Самый северный
Самым северным населенным пунктом планеты является небольшой (18 домов) эскимосский поселок Сиопаралук в Гренландии, который всего на 1300 км южнее Северного полюса. Жители занимаются охотой и рыболовством. Раз в год сюда заходит судно, почту доставляет вертолет.
Бывает и так
Когда шеф портовой полиции (ФРГ) получил рапорт о столкновении большой моторной яхты с... легковым автомобилем, он расценил это как шутку. Однако оказалось — все гораздо хуже. Роскошный лимузин одного из видных бизнесменов по недосмотру водителя был поставлен на пирсе так, что его багажник зависал над водой. Капитан подошедшей к берегу яхты другого бизнесмена, не менее видного, не заметил этого, и зацепил автомобиль шлюпбалкой.
Барометр нового типа
Давно замечено, что на кораблях, находящихся в районе Шетландских островов, стаканы в корабельных буфетах, установленные на полках вверх дном, перед бурей вдруг начинают звучать так, как это происходит при ударе о них кончиком перочинного ножа. И чем сильнее звучит чайная посуда, тем сильнее наступающая вслед за этим буря.
Местные моряки, зная эту особенность своих буфетов, как только стаканы начинают петь, сразу же приступают к укреплению на верхней палубе всех предметов по-штормовому. И не было ни одного случая, когда бы они были обмануты! Единственным «недостатком» этих барометров является то, что они не показывают румба, откуда начнет дуть ветер.
Гибель корабля
В 1806 г. на песчаную мель у острова Аякс выскочил идущий под всеми парусами 120-пушеч-ный линейный корабль. Во время аварии корабль не получил никаких повреждений, это и дало основание, не подымая шума, доложить высшему начальству, что ничего страшного не произошло и максимум через пару месяцев корабль будет с мели снят.
Полгода ушло на разработку проекта и подготовку экспедиции. Каково же было удивление спасателей, когда выяснилось, что к моменту начала их работ от корабля осталась в целости и исправности только надводная часть! Все, что было под водой, оказалось совершенно источенным морским шашнем — червем с красивым латинским названием тередо навалис, который развивается внутри дерева так, что снаружи ничего незаметно.
(В Гавре целая пристань, построенная из дерева, была этим прожорливым «зверем» съедена до чиста.)
Сколько стоит метр?
Во многих странах единицей длины исстари служил фут. Эта мера родилась в древнем Вавилоне и Египте и равна длине ступни взрослого мужчины (отсюда и название foot — ступня). В 1799 г. во Франции была введена метрическая система мер, которая и пришла на смену футовой системе практически повсеместно, исключая Англию и США. В 1960 г. и эти две страны подписали Метрическую конвенцию. Англия уже перешла к «новой» системе мер с 1975 г. (английские навигационные карты уже выходят с указанием глубин в метрах). А вот в США все еще продолжается многолетняя дискуссия: противники «новинки» подсчитали, что ее внедрение обойдется в 60 млрд. долл.! Стоило бы, наверное, подсчитать и то, во что обходится сохранение старой системы мер, при которой, скажем, плазовая ордината задается сложным сочетанием цифр, обозначающим целое число футов, целое число дюймов и число восьмых долей дюйма.
Несостоявшийся конфликт
Входя в гавань Ливорно, фрегат «Камчатка», на борту которого находились следующие в Италию русские дипломаты, произвел пушечный салют в строгом соответствии с морскими обычаями, однако ответного салюта с береговых фортов не последовало. Прошло 15 минут, прошли полчаса... Это могло означать только одно — заход корабля нежелателен, прибывшие сойти на берег, который их не принимает, не могут. Дипломаты в крайнем замешательстве гадали о причинах неожиданного ухудшения отношений с Италией, а мудрый командир корабля, как его ни отговаривали, приказал спустить шлюпку и послал офицера «на разведку». Вскоре посланный возвратился и доложил, что причиной молчания пушек является отсутствие гарнизона, поскольку комендант отправил подчиненных ему артиллеристов на сенокос в свои загородные владения.
Этот случай произошел в 50-х годах прошлого века.
Древние якоря
Два инструктора подводного плавания из Лос-Анджелеса во время проведения очередной практики с учениками обнаружили на дне около 30 каменных якорей, которыми пользовались древние мореплаватели. Это плоские булыжники весом от 60 до 280 кг с просверленным посередине отверстием.
По мнению археолога У. Клулоу (Калифорнийский университет), эти якоря очень похожи на якоря древних китайцев и японцев, которыми пользовались в Азии вплоть до X—XV веков. «Это еще одно доказательство того, что за много столетий до Колумба между Азией и Америкой существовали контакты», — заявил У. Клулоу.
Из старых рецептов
В античные времена галеры было принято килевать не реже, чем через два месяца. Когда обшивка просыхала, ее вначале чистили, а затем натирали подводную часть бараньим салом, растопленным в смоле.
Большие корабли перед спуском на воду обжигали по всей поверхности наружной обшивки при помощи смоляных факелов. Делалось это для того, чтобы смола, находящаяся в пазах, растопилась и заполнила все мельчайшие трещины и поры. Только после этого мастера приступали к конопатке...