Накануне нового сезона каждому хочется узнать, что из новинок появится на воде, что из продукции предприятий, выпускающих технику для водного туризма и спорта, станет по-настоящему доступным для самых широких кругов населения.
На часть этих вопросов можно было ответить еще в мае прошлого года. Середина этого месяца — время проведения традиционной оптовой ярмарки товаров народного потребления, на которой промышленность предлагает, а торговая сеть принимает для реализации в следующем году все выпускающиеся или осваиваемые изделия. Заключенные здесь договоры становятся основой для составления планов выпуска продукции на заводах, реально гарантируют появление этой продукции в магазинах.
Наши корреспонденты побывали на очередной ярмарке, проводившейся в Москве на территории ВДНХ в мае 1977 г., беседовали с представителями торговых организаций и предприятий, с посетителями ярмарки — будущими покупателями выставленных здесь судов. Из этих бесед — некоторые высказывания приводятся ниже — все более ясно вырисовывается вывод о том, что и на сегодня (об этом уже не раз писалось на страницах сборника) не все благополучно во взаимоотношениях промышленности и торговой сети, что торговля продолжает испытывать определенные трудности с реализацией уже довольно значительного количества лодок, выпускаемых на рынок.
Не будем сбрасывать со счетов такие сдерживающие продажу лодок и моторов факторы, как недостаточное число лодочных стоянок в больших городах или ограничения, вызванные желанием оградить природу от влияния моторизованных водных туристов. Однако имеет не менее важное значение и то, что по объему ежегодного выпуска малых прогулочных судов наша страна уже вышла на одно из ведущих мест в мире.
Если оценивать наш прогулочный флот цифрой в 2,5 млн. единиц, то получается, что каждый сотый житель СССР является владельцем лодки или занимается водными видами спорта на судах, принадлежащих спортивным обществам. (По статистике хорошо информированного итальянского журнала "Vela е Motore" можно сделать вывод, что по числу прогулочных лодок на 1000 жителей наша страна уже опередила Францию, Италию, ФРГ, Японию и ряд других стран.) Вполне естественно, что по мере насыщения рынка вопросы сбыта, а значит, и наиболее полного использования "задействованных" в лодочной индустрии мощностей с каждым годом будут вставать все более остро, внимания им придется уделять все больше.
Сейчас уже мало просто изготовить какое-то количество лодок — заботой и конструкторов и коллективов предприятий становится реализация этих лодок в установленные сроки. Принципы взаимодействия промышленности и торговли, способы изучения потребностей и возможностей рынка, техника учета конъюнктуры в плановом хозяйстве — известны давно. Дело за тем, чтобы совершенствовать и развивать практику использования этого арсенала методов и средств.
Напомним лишь основные меры, которые, как подтверждает мировой опыт, позволяют промышленности и при сравнительно высоком уровне насыщения рынка избегать затоваривания, не только не сворачивать, но и наращивать производство.
Прежде всего это расширение ассортимента. Выпуск большего числа разнообразных моделей и, полное исключение дублирования дают возможность удовлетворить потребности новых слоев покупателей, которые раньше не могли найти себе лодку или мотор по вкусу. Для заводов с небольшой программой необходима модель, которая существенно отличалась бы от тех, которые поступают на рынок с конвейеров мощных предприятий. Вряд ли, например, имеет смысл заводу «А» налаживать дорогостоящее производство 4000 «дюралек» в год, если рядом завод «Б» ежегодно поставляет в магазины 14 000 практически однотипных моторных лодок. Не лучше ли заводу «А» осваивать производство разборных плавучих дач, которые так никто и не выпускает, или, скажем, прицепов-трейлеров, которых в магазинах нет?
Осваивая производство лодок крупной серией, работникам заводов нужно предусматривать возможность быстрой переналадки оборудования с расчетом на выпуск двух-трех модификаций одной и той же базовой модели. В этом смысле заслуживает одобрения инициатива работников Волгоградского судостроительного завода, уже подготовивших к выпуску рыболовный вариант «Сарепты» и разработавших модификации открытого варианта этой мотолодки с различной планировкой кокпита. В зависимости от конъюнктуры — от заказов торговой сети предприятие сможет гибко реагировать на потребности рынка, распределив загрузку своего оборудования на производство различных моделей (например, поквартально).
Далеко не полностью исчерпаны и возможности промышленности при реализации принципа массового выпуска наиболее универсальных, пользующихся спросом моделей на специализированных заводах. Как известно, снижение себестоимости достигается при этом благодаря максимально высокому уровню механизации и автоматизации технологического процесса, технологичности и простоте конструкции, широкому использованию кооперированных поставок со специализированных заводов.
К сожалению, ряд предложений, например по массовому выпуску «Мотылька» или «Джонботов», так и не получил логического завершения: из-за организационных неурядиц дело тянется долго, нет до сих пор даже установочной партии того же «Мотылька»...
Покупателя может привлечь и дорогое судно, если оно будет отличаться особенно высоким качеством изготовления. Очевидно, это — непременное условие успешного сбыта лодок из стеклопластика, выпускаемых небольшими сериями (например, мотолодка «Нептун-3» выпускается всего в количестве 500—600 единиц в год). Тщательностью изготовления должен отличаться не только корпус, но и все комплектующее оборудование, ибо впечатление от судна в целом могут испортить такие мелочи, как неудачное покрытие уток, небрежно закрепленный привальный брус и т. п.
Наконец, в ряде случаев решающим доводом в пользу покупки судна может стать широкий выбор дополнительного оборудования, которое предлагает изготовитель лодки. Это могут быть быстро изнашиваемые детали — тенты, стекла, чехлы кресел; специальные встроенные бензобаки для данной модели лодки; дистанционное управление, пригодное для установки моторов различного типа, и т. п. Кое-что в этом направлении сделано. Так, владельцы мотолодки «Прогресс» могут приобрести поставляемые в торговую сеть запчасти 13 наименований; в будущем предполагается снабжать владельцев «Прогрессов» всех моделей запасными частями еще 105 наименований (опять же — через торговую сеть), но беда в том, что работники торговли пока не решаются на заключение соответствующих договоров и, как свидетельствуют письма наших читателей, во многих областях страны купить давно выпускаемые запасные части к тому же «Прогрессу» практически невозможно.
К видам сервиса, который также могли бы предоставлять заводы потребителям их продукции, следует отнести прежде всего организацию ремонта. На сегодня же, как пишут владельцы пластмассовой мотолодки «Нептун», даже гарантийного ремонта добиться не так-то просто!
Наконец, необходимо постоянное изучение спроса не только торговыми работниками, но и промышленностью. Один из перспективных путей — установление тесных контактов предприятия с торговлей и потребителями через фирменные магазины — опорные пункты в различных районах страны, через крупные лодочные стоянки и объединения водномоторников. Пришла пора по-настоящему рекламировать продукцию путем издания рекламных буклетов, плакатов, каталогов, путем организации ежегодных общедоступных выставок и рекламных пробегов в наших крупнейших центрах водного спорта и туризма. На сегодня сотни любителей обращаются в редакцию с просьбой выслать им характеристики давно выпускаемых промышленностью моделей, чтобы они могли выбрать себе судно для покупки.
Лучшим ответом был бы, конечно, сводный рекламный каталог со всеми интересующими потребителя деталями и, добавим, адресами организаций, которые могут и должны помочь приобрести избранную модель, но, к сожалению, до последнего времени подобного каталога нет.
Приходит и множество писем с жалобами на то, что в той или иной области (городе) нет и даже не было в продаже многих моделей лодок и моторов, о которых давно сообщалось в сборнике. Наконец, десятки и сотни потенциальных покупателей спрашивают: каким путем можно заказать именно ту — понравившуюся, хотя бы и заочно, лодку, катер, мини-яхту. История типичная: ближайший магазин «отфутболивает» на завод-изготовитель (не указывая, разумеется, адреса), оттуда в лучшем случае передают письмо своей местной оптовой базе, а эта база вежливо сообщает, что она имеет дело только с оптовыми заказчиками...
Словом, сбыт выпускаемых ежегодно 150 тысяч лодок — общее дело торговли и промышленности и при том дело, требующее усилий и материальных затрат обеих сторон.
Не будем забывать — нам еще далеко до предельной насыщенности лодками (например, в соседней Финляндии на 1000 жителей приходится 88 лодок, т. е. в 9 раз больше, чем у нас!). Еще очень редко радуют глаз паруса, скажем, на днепровских водохранилищах и на Онеге, пустынны заливы Приморья и сибирские реки.
Для нашей сравнительно молодой индустрии малого судостроения еще имеется обширное поле деятельности. И промышленность и работники торговли должны сделать все, чтобы нести людям радость общения с родной природой, с волной и ветром! — способствовать полному осуществлению каждым права на отдых, гарантированного Конституцией. Укрепление материальной базы для развития массового туризма и спорта, всемерного улучшения условий отдыха — одна из задач грандиозной программы построения коммунизма.