Предоставим слово покупателю-одиночке, не представляющему на ярмарке никого, кроме самого себя. Он придирчиво осматривает те стенды, которые его заинтересовали, ищет какие-то товары, интересующие его лично, сравнивает их с теми, что уже были известны ему, делает выводы... Каковы же его впечатления?
Чуть ли не половину экспонатов в этом большом павильоне составляют спортивные товары. Любители авто-, мото-, вело- и пешего туризма находили здесь много самых разных практичных, изящных и недорогих вещей, а вот нашему брату — туристу водному, выбирать не из чего. Никаких, как говорят продавцы, — «сопутствующих» товаров, рассчитанных ка водника, нет. Где-то на задворках я наткнулся на подвесной мотор «Привет-22» — и это все! Одно из двух: или о нуждах водного туризма устроители не подумали, либо выставлять было нечего.
Ну в конце концов не это главное. Спешу посмотреть моторки. Оговорюсь сразу — интересовали меня только суда для туристских плаваний, так что на всевозможные «мини» и «картопы» я особого внимания не обращал.
Где-то сбоку, на прохоже-проезжей части стоят десятка полтора лодок и катеров, расположенных довольно бессистемно. Модификация «Казанки», еще две модели — все того же «Прогресса», «Москва-2», плавдача «Дон». Первое впечатление, что ничего нового промышленность не предлагает; похоже, что эти же самые образцы можно было видеть на предыдущей ярмарке! Хотя нет — у одной из лодок — толпа.
Посетители, окинув беглым взглядом выставочную площадку, решительно направляются к изящному «Нептуну-3». Новинка привлекала отточенными обводами, яркой окраской. Люди поглаживали палубу, заглядывали внутрь, просили отстегнуть тент. Мотолодка явно нравилась всем. До тех пор, пока не справлялись о цене. Новый «Нептун» стоил 1400 руб. — на 320 руб. дороже прежнего!
Разница солидная. Казалось бы, потребитель должен получить и соответствующие преимущества. А на деле? Новый туристско-прогулочный вариант действительно имеет кокпит попросторней, однако в нем все равно тесно. На узких раскладных сиденьях полноценного спального места не получишь. Не очень-то расположишься и ка сланях, где скапливается вода от брызг, куда приходится укладывать снаряжение. В форпик с маленьким лючком самый тощий рюкзак и тот не протиснешь! Неужели надо еще самому расширять люк, переделывать сиденья, чтобы они перекрывали весь кокпит при устройстве на ночлег?
Ни одна лодка не застрахована от повреждений корпуса, в том числе и стеклопластиковая. А многих покупателей по-прежнему настораживает непривычность материала. Случись пробоина или захотел что-то переделать — где взять смолу, стеклоткань? В заводской рекламе на сей счет сказано, что в течение гарантийного срока аптечка для ремонта корпуса высылается по требованию. Каждый и прикидывает: со времени запроса до получения аптечки не только отпускные дни, но и лето может пройти! Неужели накладно было заводу эту аптечку выдавать вместе с лодкой? А выглядело бы все гораздо привлекательнее...
Другими словами, мне лично показалось, что 320 рублей — это просто плата за элегантность, за улучшенную отделку.
Еще один новый экспонат — мотолодка «Крым-3» из алюминиево-магниевого сплава. Это, в отличие от привычного «Крыма», настоящее туристское судно — с рубкой, рундуками под койками, отдельным кормовым рундуком, откидным лобовым стеклом, дающим возможность выхода на носовую палубу. Меня, да и многих посетителей эта лодка заинтересовала больше всего. Несомненно, конструкторы «Крыма-З» заложили удобств для туризма гораздо больше, нежели создатели «Нептуна-3». Однако и тут бросаются в глаза неудачное расположение ходовых огней, плохое уплотнение откидного стекла, хлипкость столика в каюте, совершенно не гармонирующий с обводами корпуса прямоугольный абрис рубки. Чувствуется, что модель эта, что называется, не доведена, а цена за нее установлена опять-таки приличная — 1600 руб.
Дает ли удвоенная против прежней модели цена вдвое больше удобств и комфорта? Вряд ли. А рядом стоит «Сарепта», которая при равной пассажировместимости и прочих эксплуатационных качествах стоит дешевле, да еще и выглядит элегантнее. Конечно, взвесив достоинства и цены обоих судов, я предпочту то, которое не так дорого!
И еще одно. Бросалось в глаза, что многие представленные на выставке образцы выполнены далеко не в том виде, в каком им следовало предстать на всеобщее обозрение. Аляпистая, неряшливая работа, унылая окраска. По-настоящему выставочным выглядел лишь «Нептун-3»! Даже не хочется упоминать две транспортно-рыбацко-охотничьи лодки «Серебрянка», до того плохо они исполнены, до того много в них самых разных огрехов.
И последнее. Выставки-ярмарки — это уже традиционное место встречи производителей, потребителей, представителей торговли. Цель одна — сделать продукцию лучше и доступнее. Не могу сказать о других товарах, но что касается туристских мотолодок и катеров, а также предметов водно-туристского обихода, то такой трехсторонней встречи не было: так и не удалось встретить изготовителей продукции, услышать их мнение, узнать планы на будущее. А жаль!