Радиоуправляемая черепаха?
Японские ученые считают, что можно использовать больших морских черепах в спасательных операциях. Эти животные, плавающие со скоростью до 40 уз, могут быстро доставлять к месту катастрофы те или иные спасательные средства. Проблема в том, чтобы втолковать черепахе, куда именно надо доставить груз! Сейчас ученые проводят эксперименты по управлению «курсом» черепахи по радио.
Самое длинное судно в мире
Так в шутку называли моряки супертанкер, строившийся шведской фирмой «Эриксберг». Хотя по грузоподъемности — 317 тыс. т. — судно действительно относится к числу крупнейших, «титул» самого длинного оно получило потому, что носовая половина его корпуса строилась в Португалии, а кормовая — в Швеции.
Когда нос был готов, его отбуксировали в Гетеборг и здесь, в доке, состыковали с кормой.
На все случаи жизни
В Японии создано электронное устройство для мореходных школ и училищ, имитирующее практически все ситуации, в которых может оказаться судно и которые требуют принятия быстрых решений на капитанском мостике. Основой имитатора является компьютер, который запрограммирован на «все случаи морской жизни». Устройство в целом представляет собой макет мостика со штурвалом и всеми навигационными приборами.
Раки и прогресс
Пойманная рыба, как известно, без воды быстро «засыпает», но в то же время еще остается годной для употребления в пищу. Другое дело — раки. Без воды рак живет долго, а ждать, когда он «заснет», нельзя, так как после этого он сразу становится непригодным для пищи. Единственный выход: опустить рака в кастрюлю живым!
«Но это же варварство: живьем — в кипяток! Как-никак у нас XX век!» — возмутились участники заседания при палате общин (Англия). После длительного обсуждения вопроса о «гуманных» путях приготовления лакомого блюда поручили решать его ученым.
Специалисты создали и с разрешения союза по охране живой природы испытали специальную электрическую кастрюлю, в которой раки, крабы и омары кончают свой жизненный путь «совершенно безболезненно». Справедливость восторжествовала.
Браконьеры и военная техника
Решительную войну пиратствующим браконьерам объявили жители острова Яп (Каролинский архипелаг): под покровом ночи быстрые лодки с обитателями других островов, вооруженными острогами и сетями, опустошали богатые рыбой «территориальные» воды «японцев». Все попытки местных властей урезонить соседей, включая мирные переговоры, засады и потасовки, не дали успеха.
Законодательный совет Микронезии постановил: чтобы отбить навсегда охоту к браконьерству^ установить на самом видном месте — на вершине горы... орудие. Средства на приобретение пушки нашлись. Задерживает внедрение современного оружия только то, что никто из островитян не имеет понятия о том, как и чем нужно из пушки стрелять.
Морской флот Швейцарии?
Самым большим морским флотом среди стран, не имеющих выхода к морю, обладает Швейцария: на 1 апреля 1976 г. под ее флагом плавало 28 судов дедвейтом 376714 т. Кстати сказать, таких морских держав не так уж мало. В Европе к ним относятся Австрия, Венгрия и ЧССР (12 судов); в Южной Америке — Парагвай (20 судов), в Африке — Уганда (1 судно).
Ценные мелочи
Англичанка Ш. Митчелл, узнав из газет, что планируется экспедиция акванавтов на затонувшее в 1916 г. судно «Британник», тут же обратилась с необычной просьбой дать ей возможность совершить такое погружение в числе первых. Необычной, поскольку ей 87 лет! Когда-то она служила на борту парохода медсестрой и теперь ей хотелось бы «забрать из каюты памятные часы и кое-какие мелочи, которые она в суматохе забыла прихватить с собой в день катастрофы».
Как плохо быть мужчиной!
Законы, царящие на острове Мэн, на чем свет стоит клянет вся мужская часть молодежи. Здесь никто не застрахован от того, что за какой-либо пустячный проступок он не подпадет под действие средневекового указа «О наказаниях нерадивых юношей посредством палочных ударов». Любопытно, что не отменена и та его часть, которая запрещает наказанному жаловаться.
Пираты XX века
Как сообщает журнал «Може» (№1, 1977), на польское торговое судно «Краков» было произведено странное нападение. Теплоход стоял на рейде в порту Фритаун. Темной дождливой ночью к нему подплыли четыре шлюпки с бандитами, которые начали забрасывать на борт веревки с укрепленными на конце крючьями (классический случай абордажа!). На счастье, бдительные вахтенные вовремя сыграли тревогу. Когда нападающие начали взбираться на судно, зажглись все огни, завыла сирена, а выстрелы из ракетниц довершили дело. Пираты бежали.
«В течение последних трех лет не менее 200 американских яхтсменов пали жертвой преступников», — заявил один из руководителей Береговой охраны США. Пираты используют яхты для перевозки контрабанды.
Недавно в Пуэнт-а-Питре на Гваделупе была задержана яхта «Имаму». Во время стоянки в одном из портов Колумбии хозяин судна — известный нью-йоркский бизнесмен опрометчиво взял в команду двух молодых французов. О дальнейшем известно только из их показаний. Французы заявили, что хозяин и остальные члены команды «были смыты с палубы огромной волной»; труднее было объяснить, почему яхта, следовавшая в Панаму, повернула в другую сторону, и что за странный груз обнаружен полицией в ее трюме.
Покорители Балтики
Удачный переход из Шлезвига до Киля (139 км) на веслах предприняли в июне 1977 г. Харм Паульсон и Клаус Амусен.
Это плавание необычно тем, что осуществлено на долбленой лодке, представляющей собой «точную копию челнов каменной эры», причем судно собственноручно изготовлено экипажем.
Профессиональный риск
Эвел Найвел уже не первый год потрясал воображение обывателей рекордными прыжками на мотоцикле то через каньон, то через дюжину лимузинов. Пора было придумывать что-то новое. Посмотрев фильм «Челюсти», он решил освежить программу прыжком через бассейн с тринадцатью голодными акулами.
Во время «разминочного» прыжка перед началом телешоу Найвел сразу после приземления потерял управление мотоциклом. На этот раз, считает Найвел, он отделался легко, поскольку к акулам все-таки не попал. Сломанная рука и ключица — не в счет, как и увечья, полученные зазевавшимся телеоператором!
Альпинизм на моторках
Э. Хиллари — покоритель Джомолунгмы — готовится к новой экспедиции, на этот раз — водно-моторной. Вместе с 15 новозеландскими спортсменами он собирается пройти по священной реке Ганг: от Бенгальского залива подняться вверх, до самых ее истоков — к ледникам на вершине горы Джошимат. Особую сложность представят последние 200 км пути, где предстоит бороться с исключительно сильным течением.
«Это путешествие, о котором я мечтаю давно, — сказал Хиллари, — даст возможность увидеть и узнать Индию несравненно глубже, чем обычному туристу: мы побываем в местах, еще недоступных цивилизации».
Вокруг света — не вылезая из автомобиля
По примеру известного героя Жюля Верна два молодых норвежца совершили кругосветное путешествие за 80 дней. 25 января 1977 г. Фредрин Шандер и Артур Кристиансен выехали из Осло на автомобиле, а возвратились домой 14 апреля — ровно через 115 200 минут после старта.
Автомобиль прошел 21 870 км. Доехав через Тегеран и Дели до Сингапура, искатели приключений погрузили машину на теплоход, идущий в Лос-Анджелес. Они пересекли США с востока на запад, затем переплыли Атлантику, опять-таки на палубе судна, а из Франции своим ходом отправились на родину, осматривая по пути Европу.
Шандер, который собирается писать книгу о путешествии, утверждает, что, в отличие от литературных прототипов, им не везло на приключения: он не знает о чем писать, поскольку за 80 суток произошло только одно ЧП — лопнул задний скат.
Гурманы и море
Пятьсот французских туристов отправились в круиз к берегам Италии отнюдь не для того, чтобы дышать морем и любоваться красотами. Основной целью их поездки было... хорошо поесть.
В этом первом чисто «гастрономическом» рейсе работой камбуза руководили четыре лучших повара Франции. Изысканные блюда запивались лучшими винами. Естественно, такой «праздник желудка» мог позволить себе далеко не каждый гурман!
Цена эксперимента
В 1974 г. циклон с легкомысленным именем Фифи опустошил значительную часть Гондураса, погибло около 8 тысяч человек. Профессор Хорхе А. Виво — директор Исследовательского географического центра — выступил с заявлением, в котором утверждает, что причиной трагедии послужил безответственный эксперимент американского Бюро погоды (Флорида). При помощи распыленного в воздухе йодистого серебра ученые изменили направление циклона; если бы не это вмешательство, он «успокоился» бы в малонаселенном районе океана.
В плену у ласточек
Польское судно «Канарыйка» промышляло рыбу у побережья Западной Африки, когда началась песчаная буря: тучи песка мешали вести судно по курсу, пришлось стать на якорь. А немного позже на судно обрушились стаи перепуганных и измученных бурей ласточек. Птицы завладели кораблем, в поисках свежего воздуха забиваясь в каюты и трюмы. Ласточки не боялись людей, садились на плечи и протянутые руки.
Под парусами через пустыню
Пьер Магнан — 34-летний француз, «помешанный на парусах», решил пересечь иранскую пустыню на большой колесной яхте «Оризон-2000».
Сконструированная им колесная яхта построена из стальных труб, соединенных аргоно-дуговой электросваркой. Большая высота мачты (10 м) дает возможность нести до 70 м2 парусов. Сухопутный парусник снабжен доской для откренивания, подобной применяемым на международных парусных каноэ.
Капитан экспедиции намерен преодолеть 3000 км тяжелейшего пути по пескам и камням лишь при помощи ветра во главе экипажа из трех человек. Грузоподъемность парусника установлена из расчета по 200 кг снаряжения на каждый 200-километровый этап. Жена и дети Магнана будут постоянно поддерживать радиосвязь с экипажем яхты и обеспечивать его водой и продуктами питания.
Попутно Магнан предполагает побить рекорд скорости в данном виде парусного спорта, превысив ранее установленную скорость 120 км/ч; одновременно целью экспедиции являются испытания специальной одежды и походного снаряжения.
Капитан «Оризона-2000» досконально знает свой сухопутный парусник: в 1973—1976 гг. он уже совершил на нем четыре больших экспедиции; одна из них достигла северного магнитного полюса в Канаде. Известно и имя помощника капитана — моряк и яхтсмен Жан-Мари Видаль был участником и инициатором многих рискованных предприятий, подтверждающих его «профессиональную» пригодность к этой «прогулке» по пустыне.
Младший брат яхты
Первый буер в России появился на льду Невы зимою 1858 г., т. е. 120 лет назад. Журнал «Морской сборник», сообщавший об этом, сетовал на то, что буеров очень мало: «Вместо катанья на оленях, отбрасывающих снег из-под копыт прямо в лицо седока, публика, вероятно, с удовольствием прокатилась бы на буере, лавировала бы по льду и вместе с удовольствием приобретала некоторые понятия о катанье на яхте или шлюпке под парусами».
Корабли проходят сквозь стену
Основное занятие жителей прибрежной испанской области Пуэрто Томас Маэстре — рыбная ловля. Исстари здесь ловят рыбу в открытой лагуне, выходящей к Средиземному морю. В принципе, лагуну давно следовало бы закрыть, чтобы можно было разводить в ней рыбу, как в пруду, но это препятствовало бы проходу судов.
Ученые нашли выход. На дно лагуны в проливной ее части уложили трубы с отверстиями. Компрессоры нагнетают в них воздух, а воздушные пузырьки, поднимающиеся на поверхность, не представляя препятствия для судов, эффективно отпугивают рыбу. В случае необходимости «открывать ворота» очень легко.
Цветы очищают воду
Американские ученые совершенно неожиданно открыли, что водяной гиацинт, издавна разводимый в чисто декоративных целях, обладает способностью защищать окружающую среду от ряда загрязнений. Это наглядно подтвердил опыт выращивания гиацинтов в заливе Сент-Луис, воды которого за несколько месяцев были очищены от посторонних примесей.
Лифт для лоцмана
В связи с ростом размерений судов возникла проблема приемки и высадки лоцмана: большая высота борта, особенно у судов, следующих в балласте, требует уже не только цирковой ловкости, но и выносливости при преодолении длинных шторм-трапов. Фирма «Умстейген» разработала лоцманский лифт: на специальной платформе — на уровне верхней палубы — устанавливается лебедка с двумя тросами, к которым прикреплен отрезок трапа с кольцом безопасности.
Робинзоны на райском острове
Шесть юношей с острова, входящего в архипелаг Тонга, отправились ловить рыбу и попали в шторм. Ударом волны сорвало руль, лодку унесло в океан. На девятый день скитаний лишенное управления суденышко разбило о рифы. Юноши вплавь достигли берега необитаемого островка.
Оказалось, что остров — поистине райский: на нем росли бананы и кокосовые пальмы, была и пресная вода. Робинзоны соорудили хижину, охотились на морских птиц. Через полгода им удалось высечь огонь, так что можно было готовить пищу. Однако проходил месяц за месяцем, и сознание безнадежности положения стало все больше угнетать потерпевших крушение.
Спасение пришло неожиданно: австралийское рыбачье судно совершенно случайно подошло к острову и вахтенный увидел шестерых юношей, плывущих к судну...
Пытка одиночеством
Как известно, первым и пока единственным яхтсменом, совершившим кругосветное плавание «нон-стоп» в одиночку, является Робин Нокс-Джонстон. В книге, написанной после финиша, он вспоминает, что очень опасался расстройства психики из-за длительного одиночества.
На 43-й день плавания, подключая в машинном отделении аккумуляторы, Робин вдруг явственно услышал голоса в салоне. «Начинается!» — с ужасом подумал он. Оказалось, что после подачи питания в сеть «заговорил» магнитофон, который он забыл выключить...
Еще за четыре дня до финиша, в открытом море Робина встретили друзья на специально нанятой яхте. Они. не знали, как подействовало на яхтсмена 309-дневное пребывание в море, поэтому заранее договорились не обращаться к нему первыми, а ждать, когда он заговорит сам. Странная была картина — яхты сближаются, все машут руками, но не слышно ни звука. Робин испортил всю торжественность момента, крикнув одному из своих друзей; «Ты опять надел эту дурацкую шапку?»
Служба времени
Еще сто лет назад, когда не было ни телефона, ни радио, говорить о точном времени даже в больших городах можно было только условно. Увы, не редкостью были серьезные — иногда по 30 мин — расхождения в показаниях «самых точных» башенных часов.
В Севастополе полдень на часах Адмиралтейства, служивших для горожан в какой-то степени эталоном времени, иногда не совпадал с сигналом пушки на... 10—15 мин. Бывало, что расхождение продолжалось неделями, особенно в ненастное время, когда солнце не показывалось на небе.
В принципе, службой точного времени обычно ведали часовщики, имевшие мастерские по ремонту хронометров.
Подводный туризм
Японская фирма «Кавасаки» планирует ввести в моду «подводный туризм». Уже строится первая 48-местиая подводная лодка для желающих совершить путешествие в царство Нептуна. Лодка рассчитана на плавания на глубинах до 50 м. У каждого пассажира будет свой иллюминатор диаметром 25 см.