«Созерцание неба»
Петр I почти целиком ввел в свой Морской устав те меры наказания, которые существовали в Голландии и Англии (сечение кошкой, протягивание под килем с одного борта на другой, погружение в воду с конца реи с грузом на ногах и т. п.). Однако от одного из всей шкалы «рекомендованных» зарубежной практикой наказаний он все-таки отказался. Оно носило поэтическое название «созерцание неба». Наказуемого поднимали на мачту, там растягивали лицом вверх и оставляли так висеть несколько часов. Это наказание существовало в других флотах еще сто лет.
Первые пароходы на Волге
Утром 16 августа 1817 г. раздался пушечный залп, и из Пожвы вышли два парохода. По живописной Каме они направились вниз — к Казани. Этот день считают началом парового судоходства в волжском бассейне. Эти одни из первых в России пароходов были построены под руководством замечательного русского инженера и ученого П. Г. Соболевского (1781—1В41). Один имел машину мощностью в 6, а другой — в 36 л. с. Для большего из двух пароходов Соболевский за несколько лет до начала подобных опытов в Англии сконструировал безбалансирную паровую машину. По тем временам это был крупный пароход: длина его составляла — 30,6 м; ширина — 6,9 м и высота борта — 2,6 м.
Регулярное же пароходное сообщение по великой русской реке началось только четверть века спустя. Само слово «пароход» в русский язык ввел председатель морского ученого комитета вице-адмирал И. П. Рикорд. До того паровые самодвижущиеся суда официально назывались стимботами.
О масштабах пиратства
В 67 г. до н. э. римский цезарь Помпей был вынужден начать настоящую войну против пиратов. В кампании приняли участие почти все военные галеры, а также родосский флот. В ходе боевых действий было уничтожено 1500 пиратских кораблей и взято в плен свыше 30 тыс. пиратов. По этим двум цифрам можно представить себе, какую силу представляли пираты античной эпохи!
Закономерная «путаница»
О-в Ратманова находится в Беринговом проливе. Это самая восточная точка нашей страны. Только 4 км отделяют его от американского о-ва Крузенштерна, однако в один и тот же день даты на них не сходятся: когда на американском острове 31 декабря, на советском уже 1 января: дело в том, что как раз между островами проходит международная линия изменения дат.
Премия, которую еще можно получить
Королева Англии Елизавета I установила (XVI в.) награду в 10 тыс. фунтов тому, кто разработает эффективный и экономичный способ опреснения морской воды. Если говорить о снабжении питьевой водой моряков на малых парусных судах, которые на протяжении многих недель находятся вдали от берегов и вынуждены брать на борт запасы воды, то проблема практически так и не решена за 400 лет.
Мелкая кража
Египетское грузовое судно «Ал Гуйза» водоизмещением 3000 т после пожара отвели в порт Александрию. В ожидании ремонта оно довольно долго стояло в тихом углу у стенки... пока не исчезло. Когда хватились, судно оказалось отбуксированным за много миль и уже проданным на слом: его вовсю «разделывали» газорезчики.
За пушку — три рубля
Среди многих обычаев, установленных Петром I, существовал и такой: главные строители после благополучного спуска на воду построенных ими кораблей получали награду — некую сумму в серебряных рублях на серебряном же блюде. Поскольку самым наглядным показателем величины и боевой мощи корабля было число орудий, размер награды и поставили в прямую от него зависимость: за 100-пушечный корабль полагалось 300 рублей, за однопушечный бот — 3 рубля...
Злополучное сено
Это было во время Крымской войны. 30 мая 1854 г. английский парусник «Европа» под командованием капитана Гарднера вышел из Плимута и направился в Черное море — к осажденному Севастополю. На борту кроме 44 моряков — членов экипажа находились 60 драгун со своими лошадьми, около 30 пассажиров и военный груз. Вечером следующего дня, в 22 часа, когда капитан только что с удовлетворением отметил, что пройдено ровно 200 миль, прозвучал сигнал тревоги — ему доложили, что на судне вспыхнул пожар.
Попытки погасить вырывавшееся из трюма пламя так ни к чему и не привели. Людей охватила паника. Капитану с офицерами пришлось подавать пример и самим спуститься в трюм, а тем временем матросы спустили на воду шлюпки и часть из них вместе со всеми драгунами уже покинула судно.
Горстка моряков так и не смогла справиться с пожаром. Капитан погиб в огне. Нескольких уцелевших сняли с горящего судна подошедшие на помощь английские корабли и немецкая шхуна «Кеннет Кингфорд».
Следствием, проведенным Британским адмиралтейством, было установлено, что причиной пожара явилось самовозгорание сена, погруженного в качестве корма для 57 драгунских лошадей на время долгого рейса.
Долой прогресс!
В 1828 г. известному английскому полярному мореплавателю Джону Россу (1777—1856) с трудом удалось заинтересовать деловые круги Лондона своей новой идеей — проникнуть в арктические льды на пароходе. Его выбор пал на пакетбот «Виктории, которому и суждено было войти в историю как первому пароходу в полярных водах.
История же самого плавания «Виктори» оказалась полной злоключений. Машина и гребные колеса то и дело ломались. Средняя скорость парохода не превышала и 3 уз. Температура в машинном отделении оказалась совершенно невыносимой. Котлы потекли. В конце концов терпение Росса истощилось — он отдал по-истине уникальный приказ: машину разобрать и выбросить за борт!. «Виктори» снова стал чистым парусником. В том же 1828 г. вышла книга Д. Росса: «Трактат о плаваниях на пароходах».