Не «Кон-тики», а «Кэн-тики»
В Сингапурскую гавань вошла 7-метровая мотолодка с названием, написанным буквами во весь борт: «Кэн-тики» (по-английски «кэн» — консервная банка). Порт приписки — Дарвин (Австралия). Три искателя приключений за 12 суток преодолели около 1700 миль в сложнейшем для навигации районе океана на необычном судне. Собственно необычным было не само судно, а примененный при его постройке материал. В целях рекламы местного пива, прославившего Дарвин, мореходы собственноручно сложили корпус из пустых «фирменных» пивных банок (как складывают стену из кирпичей), приклеивая их одну к другой эпоксидной смолой. Прочность корпуса за время путешествия даже несколько увеличилась: по мере появления пустой тары, а питались мореходы исключительно консервами, запивая их пивом, все новые банки подкрепляли корпус в малонадежных местах.
Участник северной войны
В 70 м от пляжа курортного поселка Нарва-Йыэсуу под 6-метровым слоем песка обнаружены остатки корабля. Шпангоуты, обшивка и другие части корпуса хорошо сохранились, видимо, благодаря отсутствию кислорода.
Ученые ведут исследования деталей парусника. Сделаны первые выводы. Этот военный корабль участвовал в Северной войне. Именно здесь сражались эскадры Петра I и шведского короля Карла XII. Возможно, что корабль был выброшен на мель в сильнейший шторм, который, как утверждают историки, случился как раз во время морских баталий у устья реки Нарвы.
Пароходы и сельское хозяйство
В конце прошлого века на реках Франции успешно использовались специально сконструированные мелкосидящие пароходики с мощными помпами: в засушливое время они орошали близлежащие поля. При водоизмещении 78 т эти суда свободно проходили даже по небольшим каналам.
Много ли воды в море?
По данным Океанологического института им. П. П. Ширшова АН СССР объем Мирового океана оценивается цифрой от 1,32 до 1,38 миллиарда м3. Если бы поверхность планеты была совершенно ровной, то океан затопил бы ее, покрыв слоем воды толщиной 2700 м!
Циклон и картежники
Циклон «Трейси», обрушившийся на Северное побережье Австралии в декабре 1974 г., был одним из самых тяжелых стихийных бедствий в истории страны. В фонд помощи пострадавшим поступило более 7 млн. долл. Основную часть этой суммы решено было распределить среди коренных жителей северной части страны. Однако, как совершенно случайно выяснилось впоследствии, аборигены не получили ни цента. Вопрос о судьбе фонда помощи стал причиной крупного политического скандала. Мэр города Дарвина Э. Стэн скромно предположил, что «некоторая часть» собранной суммы оставлена в игорных домах и питейных заведениях чиновниками.
Чудеса страхования
Английские страховые общества предлагают страховаться от всевозможных неприятностей, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Так, общество «Эагле Стар» выдает специальный полис рыболовам, страхующий их от действия жарких лучей летнего солнца. Есть и «наживка». Как известно, в яркие солнечные дни рыба клюет неохотно, но застрахованных фирмой рыбаков призывают не бояться этого: убытки от неудачной рыбалки им будут возмещаться! На основании рекламных проспектов трудно сообразить, насколько «рентабельно» платить страховку и ловить рыбу тогда, когда она не ловится, чтобы получить компенсацию...
И ураган бывает полезен
Сильный ураган, пронесшийся над индийским портом Бхавнагаром, не только не причинил ущерба, но и оказался весьма полезным: за несколько секунд он поднял и перенес в океан тысячи тонн песку, камней и ила. В результате акватория порта расширилась на несколько сотен квадратных метров и даже стала на 3 м глубже. Для выполнения такого объема работ силами техники понадобилось бы не менее двух лет.
Что такое танктейнер?
Не случайно это слово похоже на уже ставшее привычным — контейнер. Внешне танктейнеры ничем не отличаются от существующих контейнеров; отличие в том, что внутри они имеют обогревательную систему: во время рейса обогрев осуществляется паром, а на контейнерном терминале — электроэнергией. В танктейнерах, осуществляются, например, перевозки капролактана, для которого требуется постоянная температура плюс 70°С.
300 тонн ежечасно
Американские ученые подсчитали, что в Мировой океан ежегодно стекает 6,1 млн. тонн нефти. Треть ее «поставляют» танкеры, и при этом виноваты не столько аварии, сколько загрязнения при «нормальной» эксплуатации флота. Если ничего не предпринимать, предупреждает океанолог Жак Пикар, через 30 лет жизнь в морях может прекратиться!
Под пиратским флагом
Черная галера с золотой отделкой под ужасные звуки тамбурина, морских рожков и дудок закончила необыкновенное путешествие у моста Конкорд в Париже: !4 «пиратовя-генуэзцев, искателей приключений, ка веслах прошли за !8 дней 750-километ-ровый путь от Безансона до французской столицы. Корабль, на котором они совершили путешествие, построен их собственными руками и, якобы, представляет собой точную копию пиратской галеры XVII века.
На ошибках учатся
Чиновники британского Адмиралтейства, рассмотрев просьбу адмирала Нельсона о выплате ему пособия за потерянный в бою глаз, постановили отказать, мотивируя тем, что своевременно не представлена соответствующая справка. Утверждают, что наученный горьким опытом адмирал, потеряв затем еще и ногу, первым делом оформил справку и был вознагражден за аккуратность: пособие за ногу ему в конце концов вынуждены были оформить.
Вода против воды
Специалисты изыскивают новые материалы, которые могли бы противостоять такой разрушительной силе, как вода. Японские гидротехники предлагают строить плотины и дамбы из необычного строительного материала — пластиковых мешков, наполненных водой. Как показали испытания, плотина, сооруженная из таких мешков весом примерно по 5 т, выдерживает напор воды в три раза больший, чем плотины из камня и песка.
Проверьте часы
Знаете ли вы, что такое секунда? Это интервал времени, в течение которого совершается 9 192 631 770 колебаний, соответствующих частоте перехода между двумя энергетическими уровнями в атомах цезия.
Опасность комфорта
Какие суда лучше: с кондиционерами или без? Казалось бы, вопрос странный. Врач из Гамбурга X. Юнгман был крайне удивлен, установив, что при плавании в тропиках экипажи новых судов в два раза больше подвержены простудным заболеваниям, чем их коллеги на судах устаревших — не оборудованных системой кондиционирования воздуха. Очевидно, моряки, спасаясь от тропической жары в каютах, теряют контроль за самочувствием и... переохлаждаются!
Регистр ллойда свидетельствует
По данным Ллойда, в конце 1978 г. по морям и океанам плавало более 68000 судов валовой вместимостью свыше 100 per. т.
Потери мирового судоходства за один предыдущий 1977 г. составили 334 морских судна общим тоннажем 1073 тыс. per. т. Из этого числа 129 судов затонуло, а остальные получили столь большие разрушения, что было признано нецелесообразным их ремонтировать. 57 судов погибло из-за пожаров и взрывов, 32 — в результате столкновений.
Борьба за производительность труда
Петр Первый всегда много работал сам, других работать заставлял, но бестолково организованных работ не терпел. Однажды в гавани он случайно увидел, как около сотни солдат и матросов вытаскивали из воды на берег небольшое суденышко. Руководивших ими офицеров он велел судить, а прокурору Адмиралтейства объяснил: «Такие работы нужно выполнять только 20 человекам — при помощи талей и шпилей, а ежели он, прокурор, не будет следить за этим, то его самого посадят в острог...»
Музей в порту Копенгагена
В Кухавн-канале, части копенгагенского порта, где движение сравнительно небольшое, находится музей старинных кораблей, занимающий 2000 м2. Музей создан по инициативе совета по охране окружающей среды и директора музея викингов.
Рядом с галеасом «Анна Мюллер» и пожарным кораблем № 17 «Гедзер Реф» у причалов стоят и старинные корабли, приобретенные у частных владельцев.
Администрация музея содержит свои «экспонаты» готовыми к выходу в море.