Сосновский судостроительный завод с участием проектантов проводил здесь проверочные ресурсные испытания. Чем они были вызваны? Как известно, серийный выпуск мотолодок типа «Нептун-3» начался в первой половине 1977 г. И хотя, на первый взгляд, технология изготовления новой модели мало чем отличалась от ранее применявшейся при производстве «Нептуна-2», при освоении «Нептуна-3» у завода возник ряд технологических трудностей. Преодолеть их удалось не сразу. Уменьшение толщин стеклопластиковых оболочек, предусмотренное конструкторами, привело к необходимости резкого повышения качества выполнения работ при формовании секций корпуса и палубы (потребовалась особая тщательность уплотнения слоев стеклоткани, полное удаление даже мелких воздушных пузырей). Чтобы обеспечить надежный контроль качества и, в частности, наладить дефектоскопию стеклопластиковых конструкций малых толщин, требовалось определенное время. Поэтому и было принято временное решение допустить снижение максимальной разрешенной мощности с 50 л. с. до 30 на лодках установочной серии.
Одновременно совместно с ЦКБ «Нептун» проводились работы по повышению надежности и долговечности конструкции корпуса лодки. Учитывался опыт участия мотолодок «Нептун-3» в соревнованиях на приз сборника «Катера и яхты», проводимых в жестких условиях, которые как нельзя лучше способствуют выявлению слабых звеньев и узлов.
Дать окончательную оценку внесенным в конструкцию корпуса усовершенствованиям, а также качеству доработки технологии и должны были испытания в Севастополе, в которых принимали активное участие представители ЦКБ «Нептун».
На серийный «Нептун-3» были установлены два 25-сильных подвесных мотора «Вихрь-М». Для проверки возможности увеличения срока заводской гарантии было принято решение после обязательной 200-часовой программы (в соответствии с ГОСТ 19356—74) провести еще и дополнительные 100-часовые ресурсные испытания.
Условия во время испытательных выходов, как правило, были довольно тяжелыми. Волна, не утихавшая от постоянного ветра, усиливалась от беспрерывного движения теплоходов и катеров, так что практически все выходы оказывались при волнении с максимально разрешенной высотой (0,75 м). Приноровиться к беспорядочной крутой толчее волн было невозможно, лодка испытывала жесткие нагрузки, особенно при ходе с максимальной скоростью.
Серийная мотолодка успешно выдержала проверку. Каковы же ее конструктивные отличия от лодок установочной серии?
При формовании оболочки корпуса в транец закладывается заполнитель, изготавливаемый из двух листов фанеры толщиной 6 мм; такая конструкция повышает общую жесткость транца и устраняет опасность появления трещин декоративного слоя в углах подмоторной ниши, отмеченную на мотолодках выпуска 1977 г.
Увеличена толщина днищевой обшивки в районе ДП — по килю. Для повышения долговечности корпуса кормовая переборка теперь также делается из стеклопластика, что одновременно упрощает ее приформовку к корпусу.
Для повышения надежности соединений в узлах притыкания рундуков и переборок к корпусу увеличено количество слоев стеклоткани приформовочного угольника до шести.
Носовая переборка в средней части (между рундуками) доведена до днища и отделяет кокпит от носового багажного отсека; теперь вещи в багажнике надежно защищены от возможного проникновения воды из кокпита.
Внедренные конструктивные изменения, существенно повысившие надежность и долговечность мотолодки, привели к незначительному увеличению ее веса: по новым техническим условиям он составляет 215±15 кг вместо 200 кг. Остальные характеристики остались без изменения; разумеется, временное ограничение мощности снято, теперь на лодку можно ставить моторы до 50 л. с. включительно.
Хочется обратить внимание читателей сборника на возможные трудности выхода «Нептуна-3» на глиссирование под одним мотором. Подвесной мотор «Вихрь-30» имеет паспортную мощность 30—3 л. с., поэтому при фактической мощности на нижнем пределе допуска переутяжеленная лодка имеет значение удельной нагрузки, близкое к критическому. К сожалению, моторостроители, выпустившие в продажу «Вихрь-30» — на сегодня самый мощный из наших моторов, не обеспечили его набором сменных гребных винтов. Заметно улучшает выход на глиссирование полировка штатного винта.
В настоящее время намечены работы по дальнейшей модернизации «Нептуна-3» — подготовке новой модели-«люкс». Предусматривается существенное повышение комфортабельности мотолодки, улучшение ее товарного вида до уровня лучших зарубежных образцов. В частности, предполагается применить на мотолодке-«люкс» следующие решения:
- 1. Установить на переднем комингсе кокпита поручень для пассажира.
- 2. Обеспечить надежное закрепление бензобаков.
- 3. Для пошива тента использовать надежную непромокаемую ткань на капроновой основе.
- 4. Увеличить площадь остекления мотолодки за счет введения боковых стекол.
- 5. Применить анодное оксидирование алюминиевых профилей (в черный цвет).
- 6. В носовом багажном отсеке установить горизонтальное «двойное дно».
- 7. Установить сливную пробку с дистанционным управлением.
- В. Установить унифицированный пульт включения ходовых огней.
- 9. Установить на кормовом срезе палубы вентиляционные решетки (для отсоса паров бензина из-под моторной ниши).
- 10. Обеспечить возможность закрепления фала для буксировки воднолыжника.
- 11. Предусмотреть декоративную оклейку внутренней поверхности стеклопластика в кокпите.
- 12. Установить сиденья типа «спина к спине»; в их конструкции предусмотреть вспенивание пенопласта и нанесение на обивку сидений печатного рисунка тиснением.
- 13. Для окраски декоративного слоя стеклопластика применить зарубежные светостойкие пигменты.
- 14. Проработать вопрос обеспечения установки на мотолодки РДУ и МДУ лучших зарубежных фирм.
- 15. В качестве дополнительной комплектации ввести: чехол на мотолодку, летний быстросъемный тент, фал для буксировки воднолыжника, катки для облегчения вытаскивания мотолодки на берег, забортный трап, шумопоглощающий колпак на моторную нишу.
- 16. Применить улучшенную конструкцию петель крепления крышки носового люка, откидного столика.
Перечисленные конструктивные изменения и изменения комплектации, естественно, повлияют на стоимость мотолодки. По мнению Сосновского судостроительного завода, стоимость мотолодки «Нептун-3» в варианте «люкс» должна быть в пределах 3000 рублей при условии выпуска серией не менее 1000 лодок в год.