«Ромовая гонка» через зимнюю Атлантику стала последней для замечательного французского яхтсмена.
Кола родился в 1943 г. в небольшом бургундском городке Кламси. В 1966 г. молодой лингвист — выпускник Сорбонны отправился в Австралию, где устроился на работу в сиднейском университете. Здесь и началось его увлечение парусным спортом; впрочем, стоит отметить, что первые старты на воде он принимал не на яхте, а на байдарке — было это на родной реке Йонне в школьные годы.
Подлинным началом парусной карьеры Кола считал переход из Австралии в Европу — вместе с Эриком Табарли — на шхуне «Пан Дюик III» в 1967—1968 гг. Экипаж шхуны составили всего четыре человека. Запомнился им день 17 января 1968 г.: на яхту обрушился жестокий ураган Бренда; скорость ветра достигала 45 м/с. Испытания этого богатого приключениями перехода сблизили четверку ставших впоследствии прославленными яхтсменов — Табарли, Кола, Керсосона и Инглиша.
В том же году они вывели на океанские трассы необычное для того времени гоночное судно — тримаран «Пан Дюик IV». Традиционную для парусных судов трассу между Канарскими и Антильскими о-вами яхтсмены преодолели за рекордное время — 10,5 суток; их лучший суточный переход составил 309 миль. Позднее, после участия в гонке по маршруту Лос-Анджелес — Гонолулу «Пан Дюик IV» был выставлен на продажу; Алэн Кола приобрел полюбившееся ему судно за 235 тысяч франков, хотя почти всю эту сумму пришлось взять в долг.
В июне 1972 г. тримаран с 28-летним Кола за рулем стартует в очередной гонке одиночек через Атлантику. Его никто не прочил в победители, однако посреди океана Кола выиграл невольно завязавшуюся дуэль с Жан-Ивом Терленом, управлявшим гигантской 40-метровой шхуной «Вандреди, трез», и финишировал первым. В тот раз Кола на «Пан Дюике IV» установил непревзойденный до сего времени рекорд гонок ОСТАР: 20 суток 13 часов 15 минут (дистанция около 3000 миль). Терлен появился в Ньюпорте только через 16 часов после победного финиша Алэна Кола.
На следующий год Кола решается на штурм мыса Горн — этого Эвереста яхтсменов — в одиночку. Он подкрепляет корпус своего тримарана, переименованного в «Мануреву» (на языке туземцев острова Таити, откуда родом жена Кола, это означает «перелетная птица»). 8 сентября 1973 г. Кола выходит из Сен-Мало, через 79 суток швартуется в Сиднее; возвращение в Европу занимает 89 суток — за такое же время покрывала это расстояние знаменитая «Катти Сарк»! И в этом плавании Кола устанавливает рекорд скорости плавания под парусами — между двумя портами; лучший суточный пробег его «Мануревы» в Индийском океане — 326 миль.
В 1976 г. Кола выводит на старт очередной гонки ОСТАР самое большое парусное судно, какое когда-либо управлялось одним человеком — 72-метровую четырехмачтовую шхуну «Клуб Медитерранэ». Незадолго до начала гонки Кола получает перелом ноги при неудачной постановке на якорь прогулочной яхты. Это надолго приковывает его к больничной койке. Яхтсмену приходится перенести 22 операции, однако и лежа в больнице он по телефону продолжает руководить постройкой и экипированием своего судна. Штормовая Атлантика разрушила тогда все планы Кола — вместо планировавшегося им побития своего же рекорда 1972 г. и бесспорной победы он приходит к финишу лишь пятым! Через год яхтсмена постигает новое несчастье — от случайно брошенной сигареты (одна из версий) на «Клубе Медитерранэ» возникает пожар, буквально уничтоживший уникальную яхту стоимостью свыше 6 млн. долларов.
Однако и это не сломило духа отважного яхтсмена. Он принимает деятельное участие в подготовке «Ромового рейса» и выходит в него на своем испытанном тримаране.