Канатная дорога «Риксен»
По просьбе читателей сообщаем некоторые подробности о буксировочных канатных дорогах этой фирмы.
Как рассказывает мюнхенский инженер Бруно Риксен, идея «бесконечной» канатной дороги пришла ему в голову, когда он ожидал своей очереди на катер-буксировщик. Два года ушло на то, чтобы облечь идею в форму заявки и оформить патент № 1932902 (1961 г.). А сегодня фирма «Риксен» уже ввела в эксплуатацию свыше 20 систем в ФРГ, Франции, Бельгии и других странах и выполняет заказы еще на 20 дорог. Контрактная стоимость поставки и монтажа дороги, включая оборудование трасс слалома и фигурного катания, комплект из 30 пар лыж, а также обучение обслуживающего персонала, — 230 тыс. марок.
Стандартная форма трассы — прямоугольник 310X100 м. Возможен любой многоугольник в зависимости от формы акватории, но для размещения дистанции слалома необходимо наличие прямых участков не короче 300 м.Бук-сировка лыжников осуществляется непрерывно движущимся сдвоенным тросом диаметром 10 мм. Скорость буксировки от 20 до 60 км/ч с плавной регулировкой. Привод от электродвигателя мощностью 45 кВт.
Основой дороги являются четыре (для прямоугольной трассы) решетчатые опоры. На одной из них установлен электродвигатель. Возле этой же опоры размещается стартовая площадка.
Одновременно могут буксироваться 10—15 лыжников — расстояние между точками закрепления буксировочных фалов на основном приводном тросе около 100 м. Старт и финиш лыжников осуществляются каждые 10 с без остановки приводного троса — автоматически. При желании возможен одновременный старт 3—4 лыжников, что представляет большие возможности для различных шоу и показательных выступлений. Благодаря расположению стартовой площадки под прямым углом к движущемуся тросу наращивание скорости происходит постепенно, что существенно облегчает взятие старта. Опыт эксплуатации показывает, что до 90% начинающих любого возраста осваивают катание на двух лыжах менее чем за час.
ВВЛС признал полноценность этого вида буксировки. На канатных дорогах уже проводятся официальные соревнования по всем видам многоборья. Для слалома и прыжков используются скорости до 58 км/ч, для фигурного катания — около 30 км/ч (на этой же скорости проводится массовое катание).
Буксировочная дорога работает бесшумно, не загрязняет окружающую среду, безопасна и весьма экономична. Капитальные затраты окупаются в течение нескольких лет.
Дорога с монорельсом
По сообщению американского журнала «The Water skier» (янв., 1971 г.), Арнольд Фореман из Денвилля (Калифорния) еще в 1965 г. запатентовал в США «механизированный воднолыжный парк» с монорельсом над водой и индивидуальными подвесными капсулами — буксировщиками. В течение последующих семи лет идея дорабатывалась и стала «буксировочной воднолыжной системой, объединяющей достижения техники века».
Водоем шириной 55 м и глубиной 1,2 м может быть любой длины и формы, но должен иметь замкнутый контур. Минимальная длина подвешенного на дуговых опорах монорельса, по которому движутся самоходные буксирующие устройства — капсулы с сиденьем для тренера, составляет 1060 м. Лыжники начинают движение из «стартового городка» и по касательному ответвлению подключаются к «главному пути». Для окончания тренировки лыжник переключается с «главного пути» на боковое ответвление. При падении лыжника фал автоматически сматывается в буксировочное устройство. Вся система контролируется компьютером.
Каждое буксирующее устройство обеспечивает тягу около 160 кг в обычном режиме и вдвое больше — при пиковых нагрузках. Когда это необходимо, перед лыжником может буксироваться специальный волнопродуктор.
Используются линейные индукционные электродвигатели, обеспечивающие достаточную тягу, простоту управления и безопасность эксплуатации. При средней скорости около 45 км/ч система может обеспечить 500 стартов в час со своих шести стартовых мест. Безопасное расстояние между буксировщиками поддерживается автоматически. За день эксплуатации система обеспечит «наезд» около 10 000 км при условии, что 50% лыжников будут двигаться по двое за одним буксировщиком. Это эквивалентно использованию 450 буксировочных катеров, для которых потребовалось бы около 10 км2 свободной акватории.
Искусственные воднолыжные озера
Как отмечается в статье Б. Кистлера в «The Water skier» (янв., 1978), «идеальных для лыж» природных водоемов крайне мало. Даже когда такое место существует, оно, как правило, оказывается доступным тысячам водномоторников и энтузиастов рыбной ловли. Вот почему становится нормальной практикой создание искусственных водоемов, специально спроектированных для проведения тренировок и больших соревнований воднолыжников.
На таких водоемах расположены известные коммерческие воднолыжные центры, например — школа Мак-Кормика на озере вблизи Тампа (Флорида) или школа на оз. Спенсера вблизи Овего (Нью-Йорк). Иногда те же озера Используются для разведения рыбы (оз. Хортона) или как частные парки для отдыха (оз. Вет-Сет).
Судя по количеству запросов, поступающих в ВВЯС, интерес к искусственным озерам неуклонно возрастает, поэтому были разработаны некоторые рекомендации.
Наиболее серьезный вопрос — будет ли дно озера держать воду. Следующая проблема — источник воды. Идеальным вариантом является естественный родник. Менее желателен текущий ручей, особенно если требуется строительство плотины (однако оз. Спенсера создано именно таким путем).
Оз. Хортона имеет длину 546 м и 92 м в самом широком месте; глубина его 1,3—2,0 м. Оз. Вет-Сет имеет длину 730 м, ширину 87 м на слаломной дистанции и 107 м на дистанции для прыжков; глубина его 1,8—2,1 м. Оз. Спенсера имеет размеры 730X137 м.
Защита от волны после разворота катера — очень существенный фактор. На озерах Хортона, Мак-Кормика и Вет-Сет для этой цели сделаны небольшие овальные или «почкообразные» островки размером около 18X9 м. Необходимы меры по укреплению почвы, иначе острова размываются.
Береговая линия должна иметь откос не более 1:4 или даже 1:7. Песчаные отмели образуют естественный откос, хорошо поглощающий волну от катеров. Возможны установка в воде изгородей (типа снегозащитных) или применение старых автомобильных шин. Разработаны и специальные плавающие гасители волн, доказавшие свою эффективность.
Лучше, если озеро будет расположено длинной осью перпендикулярно направлению господствующих ветров, а на берегах будет иметься защита из деревьев.
Расположение воднолыжных дистанций может быть различным. Мак-Кормик, например, установил встречно два трамплина, что позволяет лыжнику прыгать при проходах в обоих направлениях. Трамплин на оз. Хортон расположен так, что водитель катера использует слаломные ворота при движении к трамплину. На оз. Спенсера линия движения на трамплин определяется 1—3—5 буями слаломной трассы; расстояние от слаломных ворот до конца озера должно быть не менее 150 м.
Одним из преимуществ искусственных озер является то, что разметка трассы может быть выполнена при помощи специального инструмента еще на сухом дне. Относительно малая и постоянная глубина облегчает поддержание высокого качества трасс.
Упрощается и проблема удобного расположения на берегах помещений для судей, вышек, приборов для измерения длины прыжков, стартового плста, комнат для отдыха и т. п.
Прим. ред.: Оптимальная компоновка воднолыжного стадиона была приведена в сборнике №36. Там же было рекомендовано использование двух трамплинов для тренировок. Высокая маневренность современных буксировочных катеров, на наш взгляд, снимает проблему отсыпки специальных островов для гашения волны от разворота.
Воднолыжные бассейны
В течение последних десяти лет время от времени в печати публикуются сообщения об использовании для показательных выступлений воднолыжников на различных выставках (например, в Сан-Франциско, Чикаго, Миннеаполисе, Лондоне и др.), для обучения новичков и для отработки элементов фигурного катания специальных воднолыжных бассейнов, в которых лыжник стоит на струе движущейся воды, приводимой в движение мощными насосами. (У нас предложено именовать такие устройства «акватронами».)
Тренировки можно проводить в любое время года и в весьма небольшом помещении; зрители и, что особенно важно, тренер находятся рядом с лыжником. При этом тренер имеет возможность не только указать лыжнику на ошибки, но и просто помочь ему правильно выполнить разучиваемый элемент.
По утверждению Тома Тиммонса, построившего у себя во дворе такой бассейн 2,8X7,5 м с использованием 200-сильного автомобильного двигателя, на разучивание малышом, который ранее не стоял на лыжах, всех поворотов на 180° и 360° («плоская программа») уходит в среднем всего 20—30 минут. Скорость потока в рабочей части его бассейна 31,5 км/ч, что позволяет выполнять всевозможные повороты и перешагивания. Для детей скорость соответственно уменьшается. Насос перекачивает около 76 м3 воды в минуту. Канал возврата воды расположен в одной горизонтальной плоскости с рабочим лотком.
На выставках, как правило, демонстрируются сборные металлические конструкции несколько меньших размеров (3X6—9,5 м) с объемом воды около 20 м3. Судя по фотографиям, возврат воды осуществляется под рабочим лотком. Старт лыжников производится с передвижной скамейки, расположенной поперек бассейна.
Очевидно, потребуется существенно меньшая мощность, если организовать движение воды по замкнутому циклу, за счет сил инерций (наподобие маховика), а при помощи насоса осуществлять первоначальный разгон и компенсировать потери при ее дальнейшем движении (патент Франции 1.504.504 класс 463с).