В конце июля на Ленинградском экспериментальном заводе спортивного судостроения спущен на воду необычный морской катер «Олимп» — результат трехлетнего труда коллектива.
Катер спроектирован и построен специально для судейства и обслуживания парусных регат по заказу Спорткомитета СССР для Олимпийского парусного центра в Сочи.
Перед авторами проекта была поставлена очень сложная задача. При ограниченных размерениях — длине около 9 м — требовалось сделать катер не только высокоскоростным и высокомореходным, но и приспособленным для работы судей и тренеров — наблюдения за ходом событий на дистанции, работы с протоколами, наконец, для отдыха, необходимого при проведении нескольких гонок подряд. Особые требования предъявлялись к остойчивости судна: даже в условиях сильного ветра и волнения на мостике его должны спокойно работать три-четыре человека. Опыта проектирования подобных катеров у нас не было.
Первые же выходы «Олимпа» в Невскую губу и залив показали, что в целом проблема создания катера нового для наших судостроителей типа решена успешно.
Применены умеренно-килеватые обводы корпуса —12° на транце. Это обеспечило и достаточно мягкий ход на волне, и отсутствие свойственной катерам с глубоким V валкости на стоянке.
Длина «Олимпа» — 9 м, ширина — 3 м, высота борта на миделе — 1,46 м. Корпус сделан деревянным с обшивкой из двух слоев авиационной фанеры толщиной 4—6 мм и последующим оклеиванием стеклопластиком.
Планировка катера традиционна: спальные помещения в форпике, кают-компания (салон) — в средней части, просторный кокпит — в корме. Необычная для наших катеров деталь — просторный ходовой мостик на крыше рубки. Здесь не только оборудован пульт управления, но и расположен диван для бригады судей или тренеров. В непогоду ходовой мостик и кокпит закрываются быстросъемным мягким тентом.
В кормовой части салона оборудован столик для секретаря судейской бригады; здесь секретарь будет защищен от непогоды, но через открытую дверь может свободно общаться с судьями в кокпите или на мостике. В салоне установлены также двухтумбовый стол и круговой мягкий диван по правому борту. Слева от прохода расположены камбуз и бортовой мягкий диван, справа в кормовой части — выгорожен гальюн.
По смещенному к левому борту проходу вдоль катера свободно, не нагибая головы, проходит человек выше среднего роста. Такую высоту подпалубных помещений в районе прохода удалось обеспечить благодаря оригинальному решению: под диваном, имеющимся на мостике, подволок поднят ступенькой нужной высоты.
Внешний вид катера современен и динамичен. В отделке интерьера использованы красное дерево, ковровое покрытие настилов.
В качестве энергетической установки применены два 130-сильных дизельных двигателя «Вольво-Пента», работающих на угловые откидные колонки той же шведской фирмы. «Скорость катера,— рассказывает главный конструктор «Олимпа» Борис Николаевич Ершов,— близка к расчетной, около 43 км/ч.»
Наличие двух отдельных двигательно-движительных комплексов не только повышает надежность, но и улучшает маневренность катера, которая особенно важна на малом ходу, когда потребуется, например, сопровождение яхт параллельным курсом. Запаса топлива достаточно для непрерывного хода в течение 7—8 часов при полном водоизмещении (около 5,0 т).
Окончательную оценку работе ленинградцев должны дать уже сочинские яхтсмены.
Подробно познакомиться с этим катером можно будет в одном из ближайших номеров — после получения первых отзывов об эксплуатации судна.